на главную страницу

31 Мая 2003 года

Флот России

Суббота

В Европе ему равных нет

Владимир КРЕМПОВ.



Центральный научно-исследовательский институт им. академика А.Н. Крылова, одно из старейших предприятий отрасли, ведет свою историю с ХIХ века. Ныне он превратился в крупнейший научный центр судостроения в России, выполняющий широкий круг исследований по основным научным направлениям, обеспечивающим проектирование и создание кораблей, судов, средств океанотехники и других плавучих сооружений.

Благодаря концентрации научных направлений и экспериментальных средств, разностороннему опыту сопровождения проектирования, постройки и сдачи заказчику кораблей и судов самых разных назначений и типов, а также высокой квалификации научного персонала институт по научно-техническому потенциалу - крупнейший в Европе. Трудно переоценить его значение для России и в первую очередь для ВМФ.
     Здесь получили развитие научные направления, обеспечивающие следующие концептуальные разработки: подготовка параллельно с институтами флота программ кораблестроения, методики оценки военно-экономической эффективности, технико-экономический анализ работы судпрома, экспертиза всех проектов. При этом решается главная задача - выполнение так называемых прицельных работ, особенно значимых в эпоху резкого дефицита финансов на содержание и пополнение флота.
     Для судостроительных заводов институт выполняет большой объем работ, направленных на повышение технического уровня кораблей. Специалисты института участвуют в концептуальных стадиях проектирования и технических проектах, разрабатывают улучшенные гребные винты, акустические покрытия, виброизолирующие конструкции, системы размагничивания, очистки воздуха для газотурбинных двигателей и другое оборудование.
     Необходимая методическая документация и расчетные программы охватывают все направления кораблестроительных наук. В области гидромеханики специалисты института исходят из того, что корабли даже ближайшего будущего должны качественно отличаться от своих предшественников и отвечать повышенным требованиям к ходовым и маневренным качествам. В ЦНИИ разработаны методические материалы и программное обеспечение, позволяющие проектировать гребные винты с повышенными пропульсивными и акустическими характеристиками, а также создавать движители новых конструкций - водомет, винты-тандем, частично погруженные винты и др.
     Здесь также разработаны пакеты нормативно-методической документации по расчетам статической, циклической, динамической и вибрационной прочности надводных кораблей и подводных лодок. Эта документация, включающая компьютерные программы расчетов, позволяет проектировать корпуса кораблей, удовлетворяющие повышенным требованиям по прочности, взрывостойкости и ресурсу.
     Большой объем работ выполнен в области снижения уровней физических полей кораблей (акустическое, магнитное, электрическое, электромагнитное, радиолокационное, тепловое и оптиколокационное поля), использующихся техническими средствами возможного противника как для обнаружения, так и в головках самонаведения ракет.
     Важным направлением деятельности для практического судостроения стало решение вопросов по противокоррозионной защите кораблей. Среди разработок, нашедших широкое применение в кораблестроении, - комплексные системы катодной защиты от коррозии корпуса и гребных винтов, эффективные методы контроля качества лакокрасочных покрытий.
     В области акустики в ЦНИИ разработаны правила оптимального проектирования малошумных кораблей и подводных лодок, включающие методики расчета и проектирования корпуса, малошумных движителей, рулевых устройств и стабилизаторов, энергетических установок, механизмов и трубопроводов, виброизоляторов и наружных акустических покрытий, обтекателей антенн гидроакустических комплексов.
     Среди акустических вопросов особое значение имеет измерение уровней шума малошумных ПЛ. Специалисты института разработали и проверили на многих кораблях методики измерения и способы выделения полезного сигнала из-под помех, которые создают волнение моря или шум судоходства.
     Совокупность созданных новых технологий нашла отражение в аванпроекте многоцелевого корвета, где внедрены последние достижения в области гидродинамики, прочности и скрытности, что позволяет качественно повысить ударный и оборонный потенциал ВМС страны. Предложенные обводы корпуса корвета позволили снизить сопротивление движению, за счет чего удалось на 20 - 25 процентов увеличить боевую нагрузку и разместить мощное ударное и зенитное вооружение, характерное уже для более крупных кораблей. Улучшенная мореходность корвета позволяет использовать вооружение в неблагоприятных погодных условиях. Разработанный в нескольких вариантах исполнения корвет, впитавший все достижения в области новых технологий, олицетворяет собой корабль XXI века и может украсить флот любой страны.
     В активе института проекты арктических танкеров, пассажирско-железнодорожного парома, специального судна для транспортировки отработанного ядерного топлива, нефтесборщиков и др.
     ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова с более чем столетней историей по-прежнему остается на передовых рубежах судостроительной науки.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker