на главную страницу

4 Июня 2003 года

Планета людей

Среда

Расплата за скупость

Хуан КОБО, корреспондент РИА «Новости» в Испании, специально для «Красной звезды».



Гибель в Турции зафрахтованного министерством обороны Испании пассажирского самолета Як-42 компании «Украинские средиземноморские линии», на борту которого на родину из Афганистана возвращались испанские миротворцы, вызвала в Испании бурную полемику. Выявились интересные детали по поводу того, почему испанские войска (а также войска других стран НАТО) часто летают на арендованных гражданских самолетах других стран.

     На следующий день после гибели миротворцев в Турции газета «Мундо» утверждала: «62 испанских военных, входящих в элиту армии Испании, погибли на украинском самолете, арендованном из-за его низкой цены». В самолете летели только 4 рядовых, остальные были офицерами в звании от лейтенанта до подполковника, причем большинство из элитной бронетанковой дивизии «Брунете» - своего рода аналога Кантемировской дивизии в России.
     Недовольство тем, что испанское военное ведомство использует чужие самолеты, в то время как у Испании имеется собственная военно-транспортная авиация, проявилось сразу после сообщения об авиакатастрофе во многих воинских частях и учреждениях армии Испании. Чтобы ослабить это недовольство, министр обороны Испании Федерико Трильо заявил в Мадриде журналистам, что зафрахтованный его ведомством Як-42 имел все гарантии безопасности, так как его техническое состояние «проверили специалисты Атлантического союза».
     Однако после этого заявления последовал конфуз. Представитель НАТО Ив Броде дезавуировал его, уточнив, что бывшее посредником при аренде испанцами погибшего Як-42 Агентство по обеспечению и эксплуатации авиационной техники (NAMSA), созданное при НАТО с целью обеспечения армий стран альянса самолетами для перевозки войск, выполняет только посреднические функции и контроль над техническим состоянием сдаваемых в аренду самолетов и не успевает - это дело стран, которые их фрахтуют. Испанский министр заявил, что утверждения Броде «безответственные и легкомысленные» и он будет жаловаться генсеку НАТО Джорджу Робертсону.
     Тем временем, несмотря на объявленный в Испании траур по миротворцам, разгорался скандал. Многие родственники погибших заявили, что потребуют привлечения к ответственности виновных в трагедии в Турции. При этом они ссылались на многочисленные случаи, когда офицеры, которых нельзя было заподозрить в отсутствии мужества, не скрывали своего угнетенного состояния перед полетом на арендованных самолетах. По их словам, даже внешний вид этих машин, которые к тому же делают несколько промежуточных посадок, внушал страх.
     Представители оппозиционной соцпартии напомнили, что ее депутат Кармен Санчес Диас еще в апреле нынешнего года сделала в парламенте запрос о том, каковы гарантии при перевозке испанских войск на арендованных иностранных самолетах. Однако представители министерства обороны Испании заверили тогда депутатов, что «все в порядке» и «причин для беспокойства нет».
     Высокопоставленные испанские военные неохотно дают интервью журналистам. Но и они в этой ситуации не выдержали. Генерал Эмилио Перес Аламан, командир дивизии «Брунете», заявил газете «Мундо», что использование арендованных машин вызвано тем, что «у испанских самолетов ограниченные возможности, а потому большие передвижения войск мы делаем на арендованных самолетах, поскольку это более экономично».
     По данным испанских СМИ, ВВС Испании располагают 12 транспортными самолетами
     С-130 «Геркулес» (база в Сарагосе) и тремя «Боингами-707» (база в Торрехон-де-Ардос близ Мадрида). Однако треть «Геркулесов» обычно проходит профилактическое обслуживание, еще одна треть теперь базируется в расположении испанских войск в Манасе (Киргизия). Что касается «Боингов», то один обычно находится на ремонте, второй постоянно используется высокопоставленными представителями правительства, а потому военные могут рассчитывать для своих целей только на третий из этих самолетов.
     Министерство обороны отвергает обвинения в том, что оно арендует украинские самолеты потому, что их использование дешевле, чем своей авиации.
     Но многие факты, приводимые специалистами, не подтверждают такие утверждения. Как отмечает газета «Паис», перевозка в Афганистан и обратно контингента в 60 человек без тяжелой техники, для которой не требуются самолеты «Антонов», могла бы осуществляться и испанской авиацией.
     Однако, как отмечают здешние специалисты, в то время как для такого дальнего перелета, хотя и с промежуточными посадками, достаточно одного Яка или аналогичной по характеристикам машины из имеющихся на Украине, для перевозки испанскими самолетами такого количества войск потребуются две машины. К тому же они проведут больше часов в полете. Это сразу же резко удорожает всю транспортную операцию.
     Использовать испанскую гражданскую авиацию для этих целей, оказывается, невозможно. Крупнейшая авиакомпания Испании «Иберия» заявила, что ее самолетам запрещено летать в зонах вооруженных конфликтов. Кроме того, «Иберия» едва ли повезла бы своих миротворцев в Афганистан за ту стоимость, что «Украинские средиземноморские линии».
     В результате, как сообщает «Мундо», Испания является главным клиентом, который обратился к агентству, чтобы через него арендовать транспортные самолеты. Всего в нынешнем году оно заказало 20 машин. Полет Як-42 с испанскими военнослужащими на борту был 19-м по счету, который совершался на украинском самолете.
     Некоторые испанские специалисты признают: на используемых Украиной (а также 130 странами мира) воздушных машинах собственного и российского производства (Як-42 производится на авиазаводе в Саратове) «аварии и катастрофы не превышают среднего числа, происходящих во всем мире». Так утверждает в газете «Мундо» эксперт Карлос Торо, отмечающий, что эти самолеты «очень хорошие и выносливые». Он считает, что причиной гибели украинского самолета в Турции стал «человеческий фактор» - ошибка пилота, которую никогда невозможно полностью предотвратить. При этом он отмечает, что летчики часто переутомлены, так как слишком много летают. Видимо, этим вызвано то, что пилот Як-42 не стал выполнять указание земли повернуть после неудачной попытки посадки в сторону моря, а повернул в сторону гор и врезался в вершину одной из них.
     Другой косвенной причиной катастрофы в Турции, полагают эксперты, могла стать попросту нужда экономить на всем, чтобы полеты были рентабельны. «Специалисты поражены тем, - говорят они, - что украинский самолет пытался два раза сесть во время сильной непогоды и густого тумана, хотя при таких условиях летчики обязаны садиться на ближайшем альтернативном аэродроме». А это влечет за собой дополнительные расходы. Очевидно, что командир Як-42 стремился во что бы то ни стало сесть на аэродром близ Трабзона. И вот после второй попытки врезался в ближайшую гору. Кроме того, предполагают эксперты, в баках самолета по той же причине могло быть ограниченное количество топлива, и из-за этого пилот не мог полететь на ближайший аэродром. Так это или нет, покажет исследование трех «черных ящиков», которые обнаружены рядом с местом падения Як-42.
     Между тем стало известно, что в Бонне подписан договор между авиастроительной фирмой «Аэробус» и концерном из 7 стран Европы о закупке ими 180 самолетов на общую сумму в 18 миллиардов евро, специально приспособленных для стратегических перебросок войск. Испания закупила 27 таких воздушных машин, которые будут собираться в Севилье и проходить там испытания. Но это будет не скоро. Первый «Аэробус» стратегического назначения поступит в распоряжение испанской армии в 2007 году.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker