на главную страницу

7 Июня 2003 года

История Отечества

Суббота

Сколько было янтарных комнат?

Иван КОЛЬЦОВ.



Что такое янтарь, вроде бы известно всем. Это твердая ископаемая смола, которая встречается на всех континентах планеты. Плотность янтаря близка к плотности воды, поэтому он легко подхватывается ее потоками и выбрасывается на берег. Его окраска - всех цветов радуги, от белого до черного. Чаще встречаются цвета в диапазоне от желтого до коричневого. С древних времен используется в лечебных, художественно-прикладных и технических целях… Член Географического общества Иван Кольцов собрал о янтаре немало сведений, позволяющих расширить наши представления об этой чудесной смоле.

     Месторождения янтаря охватывают всю планету в виде своеобразной паутины. Наиболее крупные из них - в районе Антарктики, острова Пасхи, на востоке Тибета. Много янтаря в Прибалтике и северных областях России от Кольского полуострова до Чукотки, включая Таймыр, на Урале и Сахалине. Считается, что в Северном Ледовитом океане находится «янтарная корона», охватывающая кольцом географический полюс.
     Янтарные месторождения образуют на всей планете своеобразную сеть статического электричества. Еще древние греки, называвшие янтарь «электроном», обращали внимание на его природные электростатические свойства, его особую ауру. Литовцы именовали янтарь «гинтарис» (энергия земли) за защиту от болезней, негативных внешних энергополевых воздействий, сглаза. Молодые литовки с грудными детьми носили на шее по нескольку янтарных ожерелий в качестве оберега.
     Янтарь ценился в древности и моряками за его целебные и магические свойства. Архангельские поморы перед выходом в море свой корабль окутывали дымом горящего янтаря в надежде, что это принесет удачу в плавании и охоте.
     О лечебных свойствах янтаря было известно и в средневековой Европе. Хранителям знаний было известно, что янтарные изделия создавали вокруг себя особый благоприятный микроклимат, уничтожавший бактерии, атмосферу успокоенности, что вело к быстрому восстановлению сил и снятию стрессового состояния. Янтарными панелями стали отделывать целые комнаты.
     История сохранила сведения о том, что в конце VII века в Англии был создан янтарный кабинет, следы которого затерялись в королевском дворце. Вскоре, в середине VIII века, датские мастера изготовили пять янтарных кабинетов по заказу западноевропейской знати, в том числе из Испании, Англии, Германии. В начале IX века на греческом острове Скирос в монастыре появился янтарный кабинет, изготовленный из янтаря Южных Карпат.
     Сведения о европейских янтарных кабинетах благодаря Великому шелковому пути побудили и китайских мастеров создать в 1300 году, во времена Монгольской империи, в районе города Шаугуань янтарный кабинет в китайском стиле, который разместили в одном из монастырей. В конце XVII века из месторождений янтаря на острове Тришен, у устья реки Эльба (в глубокой древности - река Эридон), немецкими мастерами был изготовлен один янтарный кабинет, а датскими мастерами - два. Один из них был куплен русским купцом из Петербурга. Однако свою покупку он увез в родное село у станции Тосно, опасаясь, что ее может отобрать царь Петр Алексеевич. Второй датский кабинет был увезен в Швецию, в район города Юнгаверк, в качестве трофея.
     Второй янтарный кабинет попал в Россию в начале XVIII века. Его подарил Петру I прусский король, заинтересованный в дружественных отношениях с нашей страной. Его доставили в новую столицу Санкт-Петербург, а государь приказал разместить кабинет в Екатерининском дворце (ныне город Пушкин), где под руководством архитектора Растрелли он был значительно усовершенствован с затратой изрядного количества янтаря и золота. Этот кабинет и получил название Янтарная комната, которая до сих пор считается шедевром искусства резчиков по янтарю.
     Во второй половине XIX века при императоре Александре II российскими резчиками был изготовлен небольшой янтарный кабинет. В смутном 1917 году он был спрятан до лучших времен в подземном хранилище к северу от Москвы. Его судьба неизвестна.
     Со многими загадками связана и судьба самой Янтарной комнаты, которая, как считается по общепринятой версии, была вывезена в конце 1941 года немецким командованием из Екатерининского дворца в Кенигсберг. Там она и затерялась в глубинных подземных хранилищах, а попытки ее найти все еще безуспешны.
     Но многолетние послевоенные исследования царско-сельского инженера-реставратора и краеведа Федора Ивановича Морозова привели к сенсационным результатам, отчасти объясняющим трудности в поисках пропавшего шедевра. В 1939 –1941 годах по распоряжению Сталина были созданы в масштабе 1:1 две копии янтарной комнаты. Работами руководил талантливый реставратор Анатолий Осипович Барановский.
     В те годы, как известно, шла напряженная дипломатическая борьба между ведущими мировыми державами. Великобритания стремилась нацелить военную машину нацистской Германии на Восток, а Советский Союз – любой ценой удержать Гитлера от нападения на нашу страну. Возвращение Янтарной комнаты на историческую родину в Пруссию могло стать своего рода жестом доброй воли со стороны Москвы.
     Поэтому к лету 1941-го Янтарная комната была демонтирована в Екатерининском дворце и заменена великолепной копией Барановского. Но, когда Германия все же напала на СССР, оригинал Янтарной комнаты в июне-июле 1941 года под охраной НКВД благополучно доставили в Москву.
     Когда немецкие войска захватили пригороды Ленинграда, в их руки попала только копия Янтарной комнаты. Ее, принятую немцами за оригинал, отправили в Восточную Пруссию. По пути в Кенигсберг вагоны с Янтарной комнатой долго стояли на станции Кикерино, пропуская германские воинские эшелоны. Здесь кто-то похитил из вагонов ее некоторые экспонаты. То ли это были местные жители, то ли немцы.
     В Кенигсберге Янтарную комнату выставили на обозрение. В апреле 1945 года часть ящиков с зеркалами была спрятана в подземельях северо-восточнее королевского замка, а сама Янтарная комната - в специально построенных глубинных хранилищах, куда был вход из района детской больницы (нынешняя улица Дмитрия Донского).
     Вторую копию Янтарной комнаты наши музейные работники успели спрятать от немцев в глубоком, еще дореволюционных времен, подземелье в двух километрах от Екатерининского дворца, где она покоится и сегодня с некоторыми другими экспонатами музея.
     Наиболее загадочна судьба самого оригинала Янтарной комнаты. Существуют основания утверждать, что в ноябре - декабре 1941 года Сталин был вынужден передать ее небезызвестному Арманду Хаммеру, президенту компании «Оксидентал петролеум», знакомому со всеми советскими лидерами от Ленина до Брежнева. Нашей армии была срочно нужна боевая техника, и влиятельный в Соединенных Штатах Хаммер взялся организовать срочную доставку в СССР истребителей. Платой за самолеты стал шедевр искусства резчиков по янтарю. Не секрет, что и в 20 - 30-е годы Хаммер и другие американские дельцы вывезли из Советской России немало бесценных произведений искусства в обмен на техническую и продовольственную помощь.
     Впрочем, когда вопрос стоял о жизни и смерти державы, действия Сталина были, наверное, обоснованными. Хаммер действительно помог наладить военные поставки в СССР по ленд-лизу и способствовал открытию «второго фронта» против нацистской Германии. Нельзя забывать, что всю войну в политической и экономической элите США существовали силы, склонные к компромиссу если не с Гитлером, то с правящей верхушкой Германии. Попытка устранения Гитлера в июле
     1944-го – вскоре после высадки союзников в Нормандии – одно из проявлений драматических событий за кулисами Истории.
     Создание янтарных кабинетов и комнат не прекращается и в наше время. Еще с 1980-х годов российские мастера под Ленинградом вели работы по созданию новой точной копии Янтарной комнаты. Это и позволило воссоздать ее к 300-летию Санкт-Петербурга. Попытку создать свою копию Янтарной комнаты предпринимала в советское время и одна супружеская пара из Калининградской области, полагавшаяся на свои скромные средства и помощь пограничников…
     Возможно, если наши государственные структуры проявили бы заинтересованнность, можно было бы не только найти панели Янтарной комнаты в подземельях Калининграда, но и выяснить судьбу экспонатов киевских музеев, отправленных Эрихом Кохом в Кенигсберг в сопровождении бывшего директора Киевской картинной галереи Полины Аркадьевны Кульженко. Среди этих экспонатов было много ценных икон. Киевские сокровища, вероятно, не успели попасть в замок Вильденгоф графа фон Шверина, а были спрятаны доктором Роде и Кульженко значительно южнее этого имения. У Роде имелась зеленая папка с небольшой картой, в которой он шифрами отмечал места хранилищ со спрятанными ценностями. Не исключено, что эта папка с картой внутри обложки все еще хранится в архивах доктора Роде, проживавшего в Германии.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker