на главную страницу

19 Июня 2003 года

Армия сегодня

Четверг

Испытанные огнем

Константин РАЩЕПКИН,«Красная звезда».



     «Больше пота на полигонах - меньше крови в бою». Истинный смысл слов, сказанных когда-то командиром дивизии, капитан Евгений Гончаров особенно глубоко понял после первой командировки в Чечню. И когда вскоре после возвращения принял роту, на занятиях по боевой и физической подготовке не жалел ни подчиненных, ни себя. Во второй командировке не кому-нибудь, а ему, капитану Евгению Гончарову, выпадало держать ответ перед солдатскими матерями, командиром полка и своей совестью за бойцов его 1-й роты. Осознавал: сколько солдат убывает с ним в Чечню, столько же он обязан вернуть обратно. В этом, по его убеждению, заключается и главный командирский долг, и главное командирское счастье. Если раньше, до первой командировки на воюющий Кавказ, вспоминает Гончаров, не меньше чем о боевой подготовке радел, скажем так, о хозяйственной части, заботился, чтоб и солдатам веселее служилось, и начальство его рвение в службе замечало, то после Чечни по-настоящему, всецело отдался тому, что необходимо на войне.
     Редкая зарядка обходилась да и теперь не обходится без его личного участия. После 50 минут настоящих десантных нагрузок - обязательное закаливание. Опрокинет ротный на себя ведро студеной воды и солдат заставляет сделать то же самое. «Без здоровья и выносливости в Чечне им никак», – поясняет капитан Гончаров. – Первые два месяца, пока идет обустройство, привыкание, слаживание, солдатам особенно тяжело. Нагрузки величайшие, сон - часов по пять в сутки».
     Вторая составляющая успеха - обученность подчиненных. Механики должны не только умело водить боевые машины, но и досконально знать материальную часть. Причем если на вождение, объем которого определяется количеством выделенного полку топлива, ротный влияет минимально, то состояние техники прежде всего от него зависит. Ну а от того, как научит ротный своих солдат стрелять, маскироваться, выбирать позицию и как сладит подразделение – зависит успех в бою, выживание каждого в отдельности и всех вместе. Взаимозаменяемость в экипажах и отделениях – тоже не последнее дело. Это Гончаров хорошо усвоил, еще не надев погоны, по рассказам воевавшего в Афганистане отца, тоже десантника. Усвоил он и другое: хорошо обученный солдат не дрогнет и в самом трудном первом бою.
     ...Во вторую командировку первый бой случился у роты Гончарова под Агиштами. Действуя в составе батальона под командованием подполковника Игоря Трошина, его рота выставляла блокпосты вдоль горной дороги, по которой в лагерь десантников должна была проследовать колонна центрподвоза. У брода на реке Басс оборону держал комбат, ближе к Агиштам - блокпост Гончарова, - БМД-2 и с десяток солдат. Между двумя блокпостами горная «зеленка» особенно близко подходит к дороге. Заняли позиции, вошли в связь, часов пять прождали колонну. Наконец мимо блокпоста поползли машины. Затаившиеся в засаде боевики пропустили грузовики с боеприпасами, дровами, продовольствием. А когда пошли бензовозы, открыли огонь. Ни один боец Гончарова тогда не дрогнул. Пулеметчики открыли прицельный огонь, наводчик-оператор тоже, не дожидаясь команды, начал молотить очередями «зеленку». Не подкачал и комбат, вовремя и точно наведя на цель вертолеты. Словом, отбились. Без потерь. Не было даже раненых. Хорошо, что в цистернах не бензин был, а солярка – ни один топливозаправщик не взорвался. Подлатали местные технари машины, и через день те ушли своим ходом. А вот боевики понесли потери. Работающие на следующий день в той «зеленке» спецназовцы нашли кучи окровавленных бинтов, а только в Агиштах, по данным разведки, появились три свежие могилы с зелеными пиками. У солдат же уверенность в себе и в ротном после первого боя стала еще большей. С этой уверенностью до конца командировки и воевали. С техникой в роте Гончарова проблем тоже не было. Даже несмотря на то, что заместитель по техчасти убыл по семейным обстоятельствам домой на два месяца раньше положенного.
     – Ротные «бээмдехи» и без него ездили по горам исправно. Собирал механиков, ставил задачи как офицерам. Они и делали все положенное. Мне под броню не надо было даже заглядывать, – с удовлетворением вспоминает капитан Гончаров. Словом, командировка на войну, к которой ротный, не жалея ни себя, ни солдат, готовился, завершилась успешно. В ноябре 2002-го Гончаров вернул на место постоянной дислокации всех живыми и невредимыми. В этом и видит главную задачу командира, главную цель ратной учебы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker