на главную страницу

19 Июня 2003 года

Планета людей

Четверг

Европейские приоритеты России

На вопросы «Красной звезды» отвечает член Совета Федерации, руководитель делегации Совета Федерации в Парламентской ассамблее ОБСЕ Владимир Кулаков

Беседу вел Виталий ДЕНИСОВ,«Красная звезда».



     - Владимир Федорович, ключевые военно-политические, экономические, информационные интересы России, как крупнейшего государства континента, сосредоточены в Европе, что подтвердилось и в ходе встреч с лидерами многих стран, приуроченных к юбилею Санкт-Петербурга. Там еще раз прозвучала мысль о том, что безопасность и стабильность нашей страны непосредственно связана с безопасностью и стабильностью Старого Света. Исходя из чего формируются основные аспекты российской политики на европейском направлении?
     
- Грандиозные перемены, произошедшие на планете в последние десятилетия, преобразили облик не только России, но и всей мировой системы. Сегодня без преувеличения можно утверждать, что человеческая цивилизация переживает уникальный момент своего развития.
     С одной стороны, появились немыслимые ранее возможности для прогресса на пути строительства нового мирового порядка, основанного на равной безопасности, солидарной ответственности и сотрудничестве всех государств. На смену десятилетиям ядерного противостояния и глобальной конфронтации приходит эпоха реального разоружения, стратегической стабильности и конструктивного партнерства.
     С другой стороны, столь быстрая кардинальная трансформация современного мира влечет за собой некоторое отставание в выработке механизмов противодействия современным вызовам и угрозам международной и европейской безопасности.
     Межэтнические и религиозные конфликты, международный терроризм и воинствующий сепаратизм, незаконный оборот оружия и наркотиков в последнее время приобрели транснациональный характер и сегодня, несмотря на объединенное противодействие ведущих стран мира, продолжают угрожать благополучию каждого государства.
     В этих условиях у Европы нет иного пути, кроме создания всеобъемлющей системы безопасности и сотрудничества, учитывающей интересы всех европейских стран и международных организаций.
     
- Россия сделала осознанный выбор в пользу многополярного мира, построенного на принципах международного права и демократии. Мы выступаем за предоставление равных прав и возможностей в сфере безопасности всем государствам, независимо от их участия или неучастия в военно-политических блоках. С точки зрения главы сенатской делегации в Парламентской ассамблее ОБСЕ, правильно ли это?
     
- Наша страна - последовательная сторонница снижения роли военной силы в европейской системе коллективной безопасности, развития превентивной и стабилизирующей роли политических мер предотвращения и урегулирования кризисов, а также потенциала всестороннего сотрудничества, в том числе в военной области.
     Безопасность государств и народов следует обеспечивать через сотрудничество на основе Устава ООН, принципов и норм международного права. Это именно те принципы, на которых должна строиться европейская безопасность и стабильность на долгие годы вперед. Но важно, чтобы названные принципы неуклонно соблюдались.
     Ближе всех к решению этих задач, по нашему мнению, подходит Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Возможности этой организации пока используются далеко не полностью, но в перспективе ОБСЕ должна стать основой общеевропейского диалога в области безопасности. Ее потенциал мог бы быть органично дополнен возможностями других организаций, действующих сегодня в регионе – Евросоюза, СНГ, НАТО, СЕАП. Речь о координации деятельности этих институтов в области безопасности и роль ОБСЕ в этом процессе незаменима.
     
- Наверное, нельзя рассматривать взаимодействие в рамках ОБСЕ вне курса Российской Федерации на стратегическое партнерство с Европейским союзом, как крупнейшим нашим торгово-экономическим и инвестиционным партнером, оказывающим России существенную поддержку в проведении реформ?
     
- Безусловно. В последнее время наша страна и Евросоюз активизировали сотрудничество в борьбе с транснациональными угрозами, включая экстремизм и терроризм, организованную преступность, наркобизнес, торговлю людьми, контрабанду оружия, отмывание доходов от преступной деятельности. С этой целью создан и расширяется механизм проведения консультаций, регулярно осуществляются контакты на разных уровнях. Принципиально важно, что Россия и Евросоюз приступили к формированию в Европе общего пространства в сфере безопасности, экономики, энергетики, экологии, науки и других.
     Российская сторона с неизменным интересом следит за развитием «оборонного измерения» Европейского союза. Несомненно, у нас существует огромный потенциал взаимодействия в вопросах укрепления мира, предотвращения конфликтов, формирования системы раннего предупреждения и урегулирования кризисов.
     По мере продвижения Евросоюза по пути формирования «европейской оборонной идентичности» диалог по вопросам военно-политического сотрудничества можно поэтапно перевести в практическую плоскость.
     
- Планируемое расширение Североатлантического альянса, несомненно, окажет существенное влияние как на общую архитектуру безопасности в Европе. В какой мере это затронет интересы безопасности разных стран, в том числе и России?
     
- Мы надеемся, что, беря на себя ответственность за такое решение, НАТО найдет способы продемонстрировать на деле, что расширение блока не направлено против интересов других государств.
     Для России, в частности, неприемлемо возможное появление в непосредственной близости от ее границ «серых зон», на которые не распространяется действие договоренностей в сфере ограничения вооружений. Тем более что частично окруженным такой зоной может оказаться Калининград. Полагаем, что страны НАТО должны будут в полной мере выполнить ранее взятые обязательства, проявив сдержанность в развертывании сил, в том числе применительно к территории стран, приглашаемых в альянс.
     Принципиальный момент в этом вопросе – своевременное присоединение новых членов Североатлантического блока к адаптированному Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). К сожалению, диалог с НАТО по этой важной проблеме пока пробуксовывает. Это может оказать крайне негативное воздействие не только на весь комплекс отношений с альянсом, но и на дальнейшую судьбу адаптированного ДОВСЕ. Очевидно, что процесс ратификации Договора в России вряд ли пойдет гладко, если не будет внесена ясность в вопрос о присоединении к нему новых членов альянса.
     В связи с этим мы убеждены, что, в частности, странам Балтии следовало бы официально озвучить свои намерения в отношении адаптированного ДОВСЕ. А от членов НАТО ожидаем соответствующего подтверждения сдержанности в развертывании своих вооружений и военной техники.
     
- Кстати, прошел год с того дня, как на военной базе возле столицы Италии была подписана Римская декларация, положившая начало работе Совета Россия - НАТО. Чем стал этот год для «двадцатки»?
     
- После заключения Основополагающего акта Россия - НАТО на переговорах с руководителями альянса России не раз приходилось фактически в одиночку противостоять согласованной позиции девятнадцати государств. К чему это привело, хорошо известно - почти полному прекращению диалога после натовских бомбардировок Югославии.
     Сейчас положение кардинально изменилось: Россия участвует в работе Совета на равных со всеми странами альянса на основе консенсуса. Ее голос так же важен, так же учитывается при принятии решений, как и голоса остальных членов НАТО. Правда, на заседание Совета Россия - НАТО выносятся только те вопросы, по которым заранее известно, что они не могут вызвать противоречий между участниками диалога. Они уже согласованы в Римской декларации. Это проблемы борьбы с терроризмом и нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, а также ракетных технологий, совместная работа по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, антикризисное регулирование, меры контроля над обычными вооружениями, поиск и спасение на море, создание совместной противоракетной обороны театра военных действий, научно-техническое сотрудничество.
     Далеко ли продвинулись за этот год в своей работе Россия и НАТО? Если в точки зрения того, что предстоит сделать, то достаточно мало. Если по сравнению с тем, что было раньше, надо признать: сделан поистине исторический шаг вперед.
     Давайте по порядку. Россия приняла натовскую кодификацию для своей военной продукции - теперь она сможет без особых технических помех поставлять запасные части и участвовать в модернизации своей боевой техники, поставленной в Европу в прошлые годы (треть вооружения альянса - российского и советского производства).
     Далее. Россия и НАТО провели несколько учений по организации работ, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций. На работах по ликвидации недавнего землетрясении в Турции, к примеру, они тоже трудились плечом к плечу.
     В Москве открыта миссия связи альянса, где на равных с офицерами ФРГ, Венгрии и других стран служат и российские офицеры. По соседству с Миссией связи открыто Информационное бюро НАТО, которое регулярно организовывает конференции, семинары с участием российских политиков, депутатов, военных, журналистов, организует ознакомительные поездки в штаб-квартиру альянса, в Косово, где вместе несли службу миротворцы стран НАТО и России.
     Наконец, уже год трудятся тринадцать совместных рабочих групп, в работе каждой из которых есть свои достижения.
     
- Такое ощущение, что проблем во взаимоотношениях России и НАТО нет вовсе...
     
- Ну почему же? Проблемы Договора об обычных вооружениях в Европе в контексте присоединения к НАТО новых членов - стран Балтии – мы уже говорили. Кроме этого, Россия не может приступить и к серьезной работе по созданию совместно со странами альянса ПРО ТВД. Тем более когда не решены многие юридические вопросы о праве на интеллектуальную собственность, не определены реальные «ракетные угрозы» для Европы и пока не принято решение о тех фирмах и корпорациях, которые будут принимать реальное участие в создании этой системы. В том числе и со стороны России, чьи приоритеты в данной области широко известны. Но достижению такой договоренности что-то мешает. Что именно, прямого ответа Россия еще не получила.
     
- А что же в перспективе?
     
- Москва и Брюссель намерены заключить меморандум о взаимодействии в области утилизации российских боеприпасов (излишки, по официальным данным, составляют 400 млн. единиц), согласован порядок проведения поисковых и спасательных работ на море. Да и вообще, я считаю, что у российско-натовского сотрудничества высокий потенциал.
     В целом же нужна новая философия укрепления безопасности и военного сотрудничества на континенте и за его пределами. Пора прекратить деление на «своих» и «чужих».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker