на главную страницу

10 Июля 2003 года

Планета людей

Четверг

Между войной и миром

Олег ГОРУПАЙ (Цхинвали), «Красная звезда».



Вот уже больше десяти лет в непростой ситуации находится Российский воинский контингент, выполняющий миротворческую миссию в составе Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ) в зоне грузино-осетинского конфликта. Очередная, одиннадцатая годовщина ввода миротворческих сил в Республику Южная Осетия будет отмечаться 14 июля на фоне нового обострения политической ситуации вокруг Цхинвали. Поводом для этого стало заявление югоосетинского лидера Эдуарда Кокойты о намерении республики войти в состав России. В Грузии это заявление вызвало крайне негативную реакцию. Более того, был срочно создан под руководством Эдуарда Шеварднадзе комитет по восстановлению территориальной целостности Грузии. При этом основным уклоном его работы определили урегулирование существующих конфликтов за счет сочетания социально-экономического и оборонного потенциалов государства. Обращает на себя внимание тот факт, что из десяти членов комитета четверо руководят силовыми ведомствами страны, еще двое имеют к ним самое прямое отношение и только трое хоть как-то связаны с социально-экономической сферой. Расстановка акцентов в созданном комитете говорит сама за себя, и можно только предполагать, какими же в действительности методами будут решаться спорные вопросы.
     Естественно, эта ситуация не могла не сказаться на российских миротворцах, являющихся костяком ССПМ. О том, как они решают свои задачи в этих условиях, «Красная звезда» попросила рассказать исполняющего обязанности командующего ССПМ генерал-майора Святослава Набздорова.

     - Святослав Адамович, чем сегодня характеризуется ситуация в зоне грузино-осетинского конфликта и что мешает ее коренному улучшению?

     -Прежде всего тем, что здесь по-прежнему, как и в течение всех 11 лет, остается острой криминогенная обстановка, основной причиной существования которой, на мой взгляд, является отсутствие эффективного взаимодействия между сторонами, участвующими в урегулировании конфликта. Если в формате Смешанной контрольной комиссии (СКК) сотрудничество худо-бедно осуществляется, то напрямую между грузинской и осетинской сторонами оно практически отсутствует. Связующим звеном здесь являемся мы, россияне. И только в случае каких-либо эксцессов эти стороны предпринимают попытки устранить последствия совместными усилиями, да и то дальше разработок планов двустороннего применения сил и средств это сотрудничество не идет.
     Уже в течение длительного времени мы никак не можем согласовать вопрос упорядочения ношения огнестрельного оружия, хотя дважды поднимали его на заседаниях СКК - все время натыкаемся на активное противодействие. А оружия в регионе очень и очень много, что, несомненно, способствует процветанию преступности. Неимоверного труда стоило нам стабилизировать правовую ситуацию на дорогах региона. Под напором российской стороны удалось все-таки заставить грузинских полицейских и осетинских милиционеров выписывать водителям квитанции при взимании с них штрафов за совершенные нарушения правил дорожного движения. Практически при решении каждого жизненно важного вопроса нам приходится для достижения хоть какого-то конкретного результата пробиваться сквозь стену недоверия между грузинской и осетинской сторонами.

     - И все же, наверное, пребывание российских миротворцев в зоне грузино-осетинского конфликта себя оправдывает?

     - Несомненно. Главный результат - это то, что на протяжении всего этого времени нам удавалось и удается поддерживать здесь мир, не допускать открытого противостояния между грузинским и осетинским народами. Как исполняющий обязанности командующего ССПМ, могу сказать, что и впредь мы будем делать для этого все от нас зависящее, невзирая на то, нравится это кому-то или нет.

     - А как складываются взаимоотношения российских миротворцев с представителями грузинских и югоосетинских властей? Как к нашим военнослужащим относится местное население?

     - Большую помощь нам несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию оказывают власти Южной Осетии и администрации города Цхинвали. Они взяли на себя вопросы оплаты расходуемых миротворцами электроэнергии и природного газа. Оказывают содействие в обеспечении необходимыми стройматериалами. Помогли организовать водоснабжение жилых и военных городков. Недавно выделили 100 кубометров дров для отопления блокпостов и наблюдательных пунктов в зимнее время. Любые наши просьбы не оставляют без внимания.
     Тесно сотрудничаем и с грузинской стороной - с администрацией Шида-Картлийского региона. Официальный же Тбилиси, кроме членов СКК, с нами не общается; если и приезжают в регион представители государственных ветвей власти, то встретиться с исполняющим обязанности командующего ССПМ у них, наверное, нет времени. Возможно, только этим и можно объяснить, что в течение почти восьми месяцев грузинская сторона медлит с официальным утверждением командующего в должности.
     Что касается местного населения, то его отношение к российским миротворцам самое благоприятное. Люди понимают, что если мы отсюда уйдем, то закончиться все может самым непредсказуемым образом.

     - Совсем недавно под вашим руководством была проведена командно-штабная тренировка ССПМ, и, по-моему, впервые за несколько последних лет...

     - В плане боевой подготовки первоначально было предусмотрено проведение командно-штабной тренировки с целью проверки управляемости подразделений ССПМ. Но в ходе ее подготовки мы пришли к выводу о необходимости проведения командно-штабного учения с отработкой ряда практических вопросов. Проводилось оно в три этапа с учетом специфики пребывания военнослужащих в зоне межнационального конфликта. Именно этой специфике в ходе учения и уделялось основное внимание. Оно было проведено в полном, согласно плану, объеме. В дальнейшем мы собираемся провести боевые стрельбы взводов и ротные тактические учения с этапом боевой стрельбы, в котором примут участие представители всех сторон ССПМ.

     - По всей видимости, у вас есть и замечания к участникам учения?

     - Замечаний действительно хватает. Они предъявлены как к российскому, так и к грузинскому и осетинскому батальонам. У россиян неважно обстоят дела со средствами связи, что отрицательно сказывается на управляемости подразделениями. Есть небольшие проблемы и с техническим обеспечением. К примеру, в ходе совершения марша вышел из строя один ГАЗ-66. Пришлось возвращать его в пункт постоянной дислокации. Неплохо выглядел осетинский батальон - претензии минимальны. Больше всего нареканий к грузинскому батальону. Его укомплектованность личным составом не превышает 48-50 процентов от штатного расписания. Большая часть стоящей на его вооружении техники из-за неисправностей не в состоянии выйти даже за пределы парковой зоны. Исправная же не обеспечена горюче-смазочными материалами.
     Я неоднократно ставил этот вопрос перед минообороны Грузии, но в ответ слышу только обещания, а дело так и не движется. За почти восемь месяцев, что я исполняю обязанности командующего ССПМ, мне ни разу не удалось увидеть на стрельбище военнослужащих грузинского батальона, и у меня возникают определенные сомнения в том, что они вообще умеют обращаться со стрелковым оружием. Как должностное лицо, отвечающее за боеготовность всех подразделений ССПМ, я недоволен подобным положением дел в грузинском батальоне и приложу максимум усилий для того, чтобы отмеченные в ходе разбора учения недостатки в батальоне были устранены.

     - Святослав Адамович, мне приходилось слышать, что бытовые условия россиян, скажем, не вполне комфортны. Это действительно так? Как в целом обстоят дела с обеспечением миротворцев всем необходимым для успешного выполнения поставленных перед ними задач?

     - Для военнослужащих мы делаем все возможное, и в этом большую помощь нам оказывают командующие СКВО и 58-й армией. Но есть, конечно, и проблемы, особенно в вопросе обеспечения Объединенного штаба ССПМ. Финансовые средства для обеспечения служебной деятельности штаба практически не поступают. Остро ощущается дефицит служебных автомобилей. Для нужд штаба выделен только один уазик и то благодаря поддержке командующего 58-й армией. Еще два автомобиля выделила миссия ОБСЕ. Но и этого явно недостает. Для обеспечения служебной деятельности более чем 50 военных наблюдателей приходится дополнительно использовать грузовой автомобиль или просить о помощи военнослужащих, имеющих личные авто. Опять же миссия ОБСЕ помогла и с оргтехникой... Тем не менее все стоящие перед нами задачи мы выполняем в полном объеме. А с бытовыми условиями, в которых живут наши военнослужащие, можете ознакомиться сами...
     Последовав совету исполняющего обязанности командующего и пройдясь по территории военного городка, из общения с офицерами и солдатами узнаю, что многое из того, чем сегодня обладают миротворцы, появилось только благодаря генералу Набздорову. С его приходом были отремонтированы служебные кабинеты в Объединенном штабе, оборудованы класс подготовки наблюдателей, столовая, общежитие и казарма для личного состава. Появились караульное помещение и две новенькие бани. Обзавелись миротворцы и собственным, пока небольшим, подсобным хозяйством. И только одно пока не удается - решить вопрос с северо-осетинскими таможенниками о беспрепятственном провозе через границу денежного содержания военнослужащих миротворческого батальона. Сегодня россияне-таможенники взимают с россиян-миротворцев таможенную пошлину в размере 0,15 процента от общей провозимой через границу денежной суммы. Получается, что миротворцы платят за право получить собственное денежное содержание. Хотя оно - это право - гарантируется государством бесплатно.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100