на главную страницу

11 Июля 2003 года

Армия и общество

Пятница

Дороги, которые мы выбираем

Дмитрий СЕДЛЕЦКИЙ.



Призыв в армию офицеров запаса, окончивших гражданские вузы с военной кафедрой, год от года увеличивается. Лейтенанты-«двухгодичники» служат в войсках, как правило, командирами взводов, заместителями командиров рот по воспитательной работе, юристами, психологами... Как служится бывшим студентам, надевшим офицерские погоны?

     Студенты в отличие от курсантов военных институтов не ходят в наряды, да и форму надевают раз в неделю, поэтому учеба на военной кафедре - это, пожалуй, самый легкий путь к лейтенантским погонам. Занятия на «военке» длятся два года - один день в неделю, раз в семестр зачет, курсовая работа, затем стажировка и присяга. Стать офицером можно за 600 часов. Но легкие погоны ложатся порой тяжелым бременем на неокрепшие плечи некоторых бывших студентов. Два года в армии для них похожи на каторгу.
     Сразу после месячной стажировки в полевом лагере между студентами, как правило, пролегает водораздел. Одни загораются военной службой, другие начинают всеми правдами и неправдами искать возможности ее избежать. В итоге кто-то станет сельским учителем, кто-то займется поиском знакомых для поступления в аспирантуру (без малейшего желания всерьез заниматься наукой), иные вдруг «серьезно» заболеют. Лазеек в нашем законодательстве, увы, немало.
     Получив заветный диплом и отгуляв положенный отпуск, офицеры, призванные в Вооруженные Силы, разлетаются по различным частям и подразделениям. Вчерашние студенты - хорошие юристы, психологи, связисты, химики, некоторые прекрасно служат в разведке и ВДВ.
     - Стажировка была одним из самых памятных событий в моей жизни, - рассказал выпускник факультета военного обучения Ростовского государственного университета лейтенант Дмитрий Плотников. - Однако после нее некоторым своим бывшим друзьям-отказникам даже руки теперь не подаю. Я же пошел в армию добровольно. Тем более что воинская специальность у меня - разведчик. Элита! Сейчас служу в Воздушно-десантных войсках.
     Но, к сожалению, несколько иначе обстоят дела в артиллерии. По словам начальника ракетных войск и артиллерии СКВО генерал-майора Юрия Слесарева, подготовка офицеров запаса оставляет желать лучшего. В лучшую сторону он отметил факультеты военного обучения Волгоградской сельскохозяйственной академии (начальник - полковник Сергей Муха) и Краснодарского государственного технологического института (начальник - полковник Владимир Куланов).
     В артиллерии «двухгодичников» назначают в основном на должности командиров взводов управления и в лучшем случае на второй год службы допускают к орудиям. Усвоение теории стрельбы и управления огнем, устройства военной техники занимает много времени. Учить таких офицеров приходится практически с нуля. В общевойсковых частях и подразделениях число молодых офицеров из числа бывших студентов также велико. К примеру, лейтенанту Дмитрию Садко доверили командовать разведротой, что само по себе говорит о многом.
     - Если быть честным до конца, - говорит Дмитрий, - не ожидал, что пойду служить. И когда узнал, немного огорчился. В университете я играл в КВН, участвовал в драматических постановках. Мечтал стать актером. Но жизнь внесла свои коррективы.
     Лейтенант Андрей Святой служит в отдельной мотострелковой бригаде.
     - В целом мне хватает полученных в вузе знаний, - признается он. - Однако, чего греха таить: и у нас встречаются молодые офицеры, фактически не знающие общевоинских уставов, не готовые к принятию тактических решений, не умеющие правильно отдать команду. Разумеется, это вызывает улыбку как у солдат, так и у кадровых офицеров. Вот почему иной раз из их уст вырывается обидное слово «пиджак».
     Конфликтов, как таковых, между кадровыми офицерами и теми, которые пришли из запаса, нет. А если и случаются эксцессы, то они, как правило, основаны на личной неприязни. Делить-то нечего: и те, и другие в конечном счете делают общее дело - учат подчиненных военной науке. И все же притирка характеров порой проходит болезненно.
     Офицеры, призванные из запаса, несут службу наравне с остальными сослуживцами. Через год-полтора некоторые из них, решив, что «на гражданке» они никому не нужны (хорошо оплачиваемую работу найти не так просто), предпочитают синицу в руках и подписывают контракт. Но таких очень мало. Так, в мотострелковом полку, дислоцирующемся в Ингушетии, из бывших «двухгодичников» в армии остался лишь один - командир четвертой мотострелковой роты старший лейтенант Ренат Адельшин.
     Безусловно, не все офицеры запаса идут служить с желанием. Ведь призывают их в армию и через год, и через два после окончания вуза. А за это время человек, возможно, нашел работу, открыл свое дело, собрался жениться или уже женился. Вполне естественно, что будущее этим офицерам кажется мрачным. И отнюдь не случайно, что некоторые из них опускают руки, считая дни до «дембеля». Такие «горе-лейтенанты» при первой же возможности пытаются увильнуть из части. Их сразу не уволишь, но и образумить не удается. Наказать можно лишь рублем, но и эта мера не всегда эффективна.
     - С такими офицерами солдаты хлебают только горе, - сетует командир разведроты капитан Руслан Треганенко.
     Конечно, можно предъявить претензии офицерам факультетов военного обучения: мол, там должны ужесточить отбор. Но, поверьте, конкурс туда и без того серьезный - 2-3 человека на место. И попасть может лишь тот, кто хорошо учится и не имеет ограничений по здоровью. Остается одно: как бы ни пытались на военных кафедрах отсеять случайных людей при поступлении, свой сорняк на грядке найдется.
     - На мой взгляд, - говорит лейтенант Андрей Святой, - вместо таких вот лоботрясов лучше призывали бы девчонок, которые заканчивают военные кафедры. На работу их берут редко, платят крохи. Девушки охотнее пошли бы в армию. К тому же они более ответственны. Знаю по опыту: в войсках очень нужны женщины - психологи. Не все солдаты и офицеры могут рассказать о своих проблемах мужчинам. А в женщинах они видят мать, подругу и более откровенны с ними.
     Может, стоит прислушаться к этому мнению? Тем более что министр обороны РФ Сергей Иванов не исключил, что службу по призыву в Российской армии наравне с мужчинами могут проходить и женщины. А социологический опрос, проведенный исследовательской фирмой ROMIR MONITORING, показал, что 47 процентов военнослужащих и 29 процентов женщин поддержали такое решение.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100