на главную страницу

25 Июля 2003 года

Армия и общество

Пятница

Заслон на Амуре

Олег ВЕРШИНИН,



В Хабаровске базируется первый морской отряд Внутренних войск РФ, командует которым капитан 1 ранга Игорь Буримов. Задача у моряков особая – охрана железнодорожных мостов через крупные дальневосточные реки со стороны акватории. На этих стратегических объектах необходимо исключить любую угрозу, способную парализовать движение на железнодорожных магистралях.

     Район выполнения служебно-боевых задач у моряков достаточно большой: 1.200 километров вверх и четыреста вниз по течению Амура. Моряки охраняют железнодорожные мосты на реках Амур, Бикин, Тунгуска, Зея и Бурея. Каждый раз на место патрулирования убывает представитель штаба части. Офицер согласовывает вопросы взаимодействия с командованием полков, охраняющих мосты с берега. К этим воинским частям каждая смена моряков прикомандировывается на полтора месяца.
     Несмотря на тесное взаимодействие с заставами, службу моряки несут самостоятельно, все необходимые решения принимает командир звена. В состав каждого из них входят большой катер типа «Ярославец» и малый катер «КС-100» - проекты старенькие, но хорошо себя зарекомендовавшие.
     Вот как моряки несут службу. Вахтенный сигнальщик ведет визуальное наблюдение за акваторией, объектом. Специальной аппаратуры для обнаружения нарушителей не предусмотрено. Главный помощник – морской бинокль. Понятно, что «КС-100» не предназначен для ведения широкомасштабных боевых действий на речной акватории, экипаж вооружен лишь стрелковым оружием. Однако на помощь «кээске» всегда готов прийти большой сторожевой катер проекта «Ярославец». На его борту «АГС-17» - оружие достаточно мощное, способное в считанные мгновения изрешетить плавсредство диверсантов.
     Окажись на транспорте-нарушителе боевые пловцы, им также придется несладко. На корме большого сторожевого судна «Ярославец» установлен семиствольный реактивный гранатомет «МРГ-1». Он способен поражать и береговые цели, однако создан специально для уничтожения диверсантов, находящихся на воде и под водой. Поражение осуществляется ударной волной объемного взрыва. По реальным целям на Дальнем Востоке оружие не применялось, однако тренировочные стрельбы проводятся часто. Для этого в среднем течении Амура в качестве полигона за отрядом закреплен необитаемый остров.
     Нарушителей около мостов задерживают довольно часто. Как правило, это суда, которые по различным техническим причинам идут самосплавом по реке. Немало хлопот доставляют рыбаки, которые пытаются ловить рыбу на запрещенной акватории. Особое внимание вызывают те, кто пытается пришвартоваться к опоре моста или ведет фото- или видеосъемку охраняемых объектов. В таких случаях к нарушителю быстро выдвигается дежурная группа на малом катере «КС-100». Для выяснения личности задержанных и причины дрейфа плавсредство сопровождается на заставу. Так осуществляется тщательный контроль за всем, что происходит на речной акватории.
     Помимо выполнения основной задачи, есть у моряков и другие функции. Например, участие в мероприятиях по охране биоресурсов. Проще говоря, борьба с браконьерством. Для этого назначаются специальные войсковые наряды, которые совместно с работниками прокуратуры и органов внутренних дел выдвигаются на места нереста рыбы. Только в прошлом году в ходе таких рейдов моряки изъяли десять километров сетей.
     Бывают у моряков и другие серьезные ситуации. Летом прошлого года резкий подъем воды в Амуре сопровождался трехбалльным волнением. При несении сигнально-наблюдательной вахты вахтенным матросом была обнаружена баржа, на которой не было экипажа. Двухсоттонная громада надвигалась прямо на опору моста.
     Как позже выяснилось, транспорт сорвало с якоря. В вахтенном журнале появилась лаконичная запись: «Отбуксирована бесхозная баржа «Катуй». Но разве может она передать всю опасность ситуации? Железнодорожный мост был спасен от обрушения, пассажирский поезд, двигавшийся в то время по коммуникации, – от катастрофы.
     Вскоре после этого происшествия случилось еще одно ЧП. Шесть студентов решили прокатиться на катере «Амур». Попали в шторм. Сильный ветер и высокие волны перевернули суденышко, студенты оказались в холодной воде. Шансов выжить не было. Четырех парней и двух девушек спасли матросы. Оба раза отличилось звено, которым командовал мичман Александр Сотин.
     Помимо дивизиона катеров в состав первого морского отряда ВВ РФ входит дивизион водолазов. Они обследуют подводные части мостовых опор. Задача эта довольно сложная и требует от личного состава высокого профессионализма. Поэтому готовят водолазов основательно. Благодаря военным морякам в прошлом и позапрошлом году в мостовых опорах некоторых мостов были обнаружены трещины. Повреждения эти документировались, данные передавались в управление Дальневосточной железной дороги. Не останавливая движение, специальные подразделения ремонтников привели опоры в надлежащий вид.
     Для мобильного перемещения водолазы пользуются несколькими транспортными средствами. Санкт-петербургские катера «Редан» оснащены бензиновыми двигателями. Удобные в управлении, катера развивают скорость до 20 узлов. Они легкие – можно перетаскивать на руках, имеют малое водоизмещение – не больше обычной моторной лодки. Другой вариант – подводные буксировщики. Это транспортное средство похоже на торпеду. Такие «лошадки» ощутимо помогают водолазам сэкономить время и силы.
     — Среди главных наших задач — противодействие боевым пловцам противника, — рассказал командир водолазного взвода лейтенант Роман Гудалин. — Для этого каждый проходит специальную подготовку в учебной части. Совершенствуют свое мастерство водолазы уже на Дальнем Востоке. В результате парни осваивают все особенности проведения минновзрывных работ, получают навыки боевых действий под водой. За полтора года службы в отряде водолазы получают большую практику, становятся настоящими профессионалами. Только за прошлый год суммарное время нахождения водолазов нашего подразделения под водой составило порядка 2000 часов.
     Раз в два месяца проводятся боевые стр
     ельбы из водолазного оружия. Оно во многом уникально. Компактный автомат прост в обращении, надежен в эксплуатации, имеет высокие поражающие характеристики. Он способен стрелять как одиночными выстрелами, так и очередями. Длинная пуля в воздушной оболочке легко пронзает толщу воды, идет ровно, без отклонений. Отличительная особенность подводного пистолета – четыре ствола. Кому-то четыре выстрела могут показаться недостаточными. Однако, по словам водолазов, это не так. Подводный бой протекает в плотном контакте и очень скоротечен. Боевой пловец не успевает израсходовать даже этот небольшой боезапас. Впрочем, при необходимости пистолет можно перезарядить. Всплывать на поверхность для этого совсем не обязательно.
     Вода в дальневосточных реках замутнена илом, видимость на расстоянии вытянутой руки практически нулевая. В таких условиях главным оружием подводного боя становятся ножи. Они у водолазов трех видов – в зависимости от выполняемой задачи. При необходимости клинком можно не только разрубить проволоку, но и освободиться от сети. В отличие от автоматов и пистолетов это оружие берут с собой на каждое погружение. Водолазов учат элементам подводного рукопашного боя: как вырвать загубник, если находишься в тяжелом снаряжении, как перерезать шланг с воздухом или сорвать маску диверсанта, если на тебе облегченный костюм боевого пловца. Особое внимание уделяется физической подготовке водолазов. Чтобы поразить противника под водой, силы требуется приложить в три-четыре раза больше, чем в обычном ножевом бою.
     В первом морском отряде ВВ РФ служат настоящие профессионалы. Однако не исключено, что уже в обозримом будущем Внутренние войска этих специалистов могут лишиться. Некоторые мосты на дальневосточных реках в этом году не охраняются со стороны акватории. Вскоре патрулирование объектов звеньями сторожевых кораблей прекратится полностью. Функции водолазов ограничатся работами по отдельным заявкам железной дороги. Причина объективная. Согласно планам проведения организионно-штатных мероприятий отряд к 2005 году должен быть расформирован. Будет утерян богатейший и опыт антитеррористической работы, который разрабатывался на протяжении пятнадцати лет.
     - Задачи первого морского отряда ВВ РФ станут выполнять подразделения, сформированные Министерством путей сообщения, - сообщил заместитель командира части по работе с личным составом подполковник Андрей Наконечный. – Сумеют ли они справиться с этой задачей? Насколько известно, морских или речных подразделений в МПС нет, соответственно нет ни катеров, ни специального оборудования. К тому же есть вопросы, решить которые МПС будет чрезвычайно сложно. Взять те же людские ресурсы. В Хабаровске с набором добровольцев проблем не будет. Но как наладить охрану стратегических объектов в глубинке? В некоторых районах Дальнего Востока, где находятся железнодорожные мосты, и населения почти нет. А жить там по нескольку месяцев в отрыве от семьи согласится далеко не каждый. Но главное даже не это. Пусть со временем МПС создаст материальную базу, наберет людей. Но откуда возьмется опыт? В первом морском отряде он нарабатывался на протяжении пятнадцати лет. Специалисты считают, что охрана на должном уровне новыми подразделениями может быть организована не ранее чем через пять лет. Это очень большой срок, за это время может случиться всякое.
     Действительно, в случае сокращения отряда эффективность охраны мостов может быть снижена. А между тем железнодорожные мосты играют важнейшую роль в обеспечении жизнедеятельности всего региона. Случись что, и движение по главной транспортной магистрали Дальнего Востока будет парализовано. Вспомним дерзкий террористический акт в Тушино. Он был достаточно неожиданным. Почему же мы будем исключать возможность проведения диверсий в других регионах, в том числе и на Дальнем Востоке?
     
На снимках: подгонка снаряжения водолаза перед погружением; стоянка сторожевых катеров в районе выполнения боевых стрельб из бортового и специального оружия.



Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100