на главную страницу

26 Июля 2003 года

Тема номера

Суббота

Океанский щит остается надежным

На вопросы «Красной звезды» отвечает главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал флота Владимир Куроедов

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



     - Владимир Иванович, весь опыт строительства Российского флота неоспоримо свидетельствует, что его развитие невозможно без лидирующей роли государства в этом процессе. Каковы, на ваш взгляд, перспективы кораблестроения, развития ВМФ и флотской научной базы в ближайшие годы и в более отдаленном периоде времени?
     – Совершенствование морской деятельности государства в целом и Военно-морского флота в частности в настоящее время стало важнейшей задачей всех федеральных органов власти. Указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации определена национальная морская политика России. Она отражена в «Основах политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года» и «Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года». Практической реализацией этих документов стало создание Морской коллегии при Правительстве РФ.
     Программа строительства и развития ВМФ предполагает сбалансированное, поэтапное обновление корабельного состава, вооружений и военной техники всех родовых составляющих флота, а также всех видов их обеспечения с учетом прогнозируемого финансового обеспечения. Одновременно планируется перевод личного состава на службу по контракту и совершенствование всей организационно-штатной структуры флота.
     Создание новых образцов и совершенствование вооружения и военной техники ВМФ имеют на современном этапе определенные особенности, оказывающие существенное влияние на их разработку и производство. К основным из них можно отнести, во-первых, нестабильность экономических процессов, диспропорции в функционировании отраслей промышленности, неопределенность исходных данных экономического, технического, социального и организационного характера для принятия управленческих решений при формировании программы вооружения и государственного оборонного заказа. Во-вторых, частичное разрушение сложившихся ранее производственных коопераций, связанных с характером хозяйственно-экономических отношений в сфере экономики страны, а также государств СНГ.
     Кроме присущих для большинства ведущих морских держав мира единых процессов, на развитие флота каждого государства накладываются дополнительные факторы, характеризующиеся сложившимся внутри каждой из стран экономическим положением. Так, начиная с января 1992 года руководство страны приняло ряд решений, предусматривавших сворачивание строительства флота и сокращение его боевого состава. В результате реализации этих решений корабельный состав ВМФ начал интенсивно сокращаться, и в случае непринятия действенных мер к 2010 году в составе флота осталось бы менее 100 надводных кораблей и подводных лодок основных классов.
     Чтобы не допустить такого катастрофического сокращения корабельного состава, командование ВМФ разработало основные концептуальные положения, определяющие облик и состав флота России на ближайшую и дальнейшую перспективы. Основой разработанных положений стал переход от ориентации строительства корабельного состава на борьбу с определенным и значительно более сильным в экономическом отношении вероятным противником, таким как США или страны НАТО в целом, к созданию флота, отвечающего экономическим возможностям страны.
     - Так каким же будет флот России по своему количественному составу?
     - В количественном отношении создаваемый флот России будет значительно меньше, чем ВМФ СССР, но ориентирован на использование высоких технологий, а также более развитой инфраструктуры и системы обеспечения. В военном плане акценты будут смещаться от наращивания ударной мощи к более широкому использованию информационных систем боевого управления и целеуказания, с тем чтобы повысить вероятность успешного применения оружия.
     С целью сокращения расходов на создание перспективных образцов оружия, вооружения и технических средств предполагается широкое применение номенклатуры образцов двойного назначения. И в первую очередь мы планируем их использование для создания нового поколения ракетных подводных лодок стратегического назначения, так как морские стратегические ядерные силы по-прежнему будут составлять основную ударную силу флота, обеспечивая поддержание стратегической стабильности в мире, создание политических условий для равноправного диалога с любой страной.
     Приоритетность этого направления во многом обусловлена тем, что во всех ведущих странах мира просматривается отчетливая тенденция переноса основной части национального ядерного потенциала с суши под воду. Эта тенденция имеет вполне объективное основание, так как морские стратегические ядерные силы обладают высокой мобильностью, скрытностью, живучестью и готовностью к применению оружия практически в любых условиях обстановки. Кроме того, их применение осуществляется за пределами территории государства.
     Решение задач морскими СЯС будет обеспечиваться ракетными подводными лодками стратегического назначения, количество которых должно определиться исходя из необходимости обеспечения надежности ракетной системы и выполнения действующих договоров по стратегическим вооружениям с учетом общего количества подводных лодок в составе флота.
     Для обеспечения боевой деятельности подводных ракетоносцев потребуется содержать также атомные многоцелевые подводные лодки, надводные многоцелевые корабли и морскую авиацию. Однако морские силы общего назначения, помимо задач, связанных с обеспечением, должны решать также широкий круг задач, соответствующих их предназначению. Прежде всего речь идет о готовности сил ВМФ к отражению нападения на Россию с морских и океанских направлений.
     Проводимые в последние годы исследования – это признается практически всеми участниками процесса создания корабельного состава ВМФ – показывают, что наиболее эффективными средствами, обеспечивающими решение этих задач, являются многоцелевые подводные лодки и надводные корабли нового для ВМФ класса «фрегат». Кроме того, мы приступили также к строительству нового проекта надводного корабля типа «корвет», который, по нашему мнению, успешно заменит малые противолодочные корабли. В строительство подводных лодок нового поколения закладываем прежде всего новые технологии, позволяющие решать проблемы акустического поля лодки.
     Помимо защиты стратегических интересов России в дальних морских и океанских зонах, всегда сохраняется, а в последнее время и возрастает актуальность комплекса задач, нацеленных на охрану побережья, районов прибрежного промысла экономических зон.
     Определение числа кораблей, необходимых для решения этих задач, зависит от длины морских границ, изрезанности и защищенности берегов, величины прибрежных глубин, а также от оборудованности побережья, развитости транспортных магистралей и плотности распределения пунктов базирования флота. Учитывая изложенное, достаточным могло бы оказаться сочетание кораблей классов «корвет» и «фрегат» в таком количестве, чтобы на 100 км границы приходилось не менее одного корабля.
     Таким образом, корабельный состав ВМФ России с учетом складывающихся политических и экономических реалий мог бы состоять приблизительно из 210 – 300 кораблей основных классов. При этом общее количество кораблей составит около 30 процентов от состава ВМФ на 1991 год, но и при этих условиях Россия сохранит статус одной из ведущих морских держав в мире.
     - Товарищ адмирал флота, в последние годы активно развивается сотрудничество военных моряков России с иностранными партнерами. Наши моряки, например, принимают участие в различных совместных учениях с кораблями иностранных государств. Как вы оцениваете перспективы сотрудничества флота России с зарубежными ВМС? Какое место занимает наш флот на международной арене?
     - Действительно, Военно-морской флот России уделяет большое внимание вопросам сотрудничества с иностранными флотами, в том числе и в форме совместных двухсторонних и многосторонних учений на море. Прежде всего эти мероприятия направлены на укрепление региональной стабильности и безопасности, расширение добрососедских отношений между флотами. Совместное планирование и проведение военно-морских учений повышают уровень профессиональной подготовки экипажей кораблей и штабов. Отрабатываются в основном задачи гуманитарной направленности, такие, как предотвращение инцидентов на море, оказание помощи кораблям, терпящим бедствие, противоминные операции, обеспечение экологической безопасности.
     В нынешнем году корабли Черноморского и Тихоокеанского флотов осуществили многомесячный поход в Индийский океан. За время похода было проведено несколько совместных российско-индийских военно-морских учений. Корабли Балтийского флота (эскадренный миноносец «Настойчивый» и большой десантный корабль «Калининград») участвовали в масштабном учении НАТО «Балтийская операция-2003». А всего в том учении принимали участие около 50 кораблей и 20 самолетов и вертолетов стран НАТО и государств Балтийского региона.
     Военные наблюдатели из семи стран присутствовали на маневрах кораблей Балтийского и Северного флотов в июне этого года. Проведено совместное российско-французское учение в Норвежском море.
     В апреле в Севастополе прошли совместные учения Черноморского флота и военно-морских сил Украины «Фарватер мира-2003». Планируется участие сил Черноморского флота в учении Черноморской военно-морской группы в составе сил флотов причерноморских государств.
     В августе по приглашению министра обороны России Сергея Иванова на учения Тихоокеанского флота прибудут наблюдатели из шести стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме того, Военно-морской флот ежегодно участвует во многих совместных международных мероприятиях. Расширяется сотрудничество с ВМС НАТО.
     Наличие современного мощного вооружения и военной техники, высокий уровень профессиональной подготовки военных моряков и масштабность проводимых Военно-морским флотом мероприятий неизменно выдвигают нашу страну в число ведущих военно-морских держав мира.
     На первом военно-морском салоне в июне 2003 года в Санкт-Петербурге руководители делегаций военно-морских сил более 30 государств отметили огромный потенциал нашего военного судостроения, перспективные разработки авиационных и радиотехнических предприятий. Уверен, что комплексный подход к строительству флота, заложенный в Морской доктрине и перспективных планах, позволит нам остаться реальной силой, с наличием которой считаются в мире, силой, способной защитить национальные интересы России, во многом обеспечивающей нашей стране статус великой державы.
     - Флотское образование в нашей стране всегда было привлекательным, популярным. С недавнего времени высшие военно-морские училища стали институтами. Выиграл ли от этого флот? Насколько подготовленными в профессиональном плане приходят на корабли выпускники военно-морских институтов? Каково основное содержание замысла строительства и развития системы военного образования ВМФ на ближайшие годы?
     - Переименование военно-морских училищ в институты стало для нас скорее формальным, чем принципиально важным этапом. Дело в том, что и ранее образовательный процесс в высших военно-морских учебных заведениях строго соответствовал всем требованиям высшей школы. Все офицеры ВМФ, окончившие военно-морские институты, получают дипломы о высшем профессиональном образовании общегосударственного образца с квалификацией «инженер». С сентября 2003 года во всех военно-морских институтах открываются специальные учебные группы, в которых будет организована подготовка специалистов со средним профессиональным образованием. Срок обучения в этих группах - 2 года и 10 месяцев. По окончании обучения выпускники получат диплом общегосударственного образца о среднем профессиональном образовании, квалификацию «техник» и воинское звание мичман.
     Тем не менее проблемы в организации высшего военно-морского образования, как, впрочем, и во всей системе высшего образования страны, существуют, и они весьма серьезные. Работа государственных экзаменационных комиссий, анализ службы молодых офицеров на флотах показывают, что уровень подготовки офицеров ВМФ пока соответствует требованиям флота. Но это сейчас. А что будет завтра, когда на смену придут более мощные, более сложные корабли? Об этом уже пора думать всерьез. Развитие и усложнение корабельной техники, увеличение наукоемкости специальностей и специализаций требуют от нас применения принципиально новых форм и методов обучения. Именно такие формы обучения, как информатизация, компьютеризация и индивидуализация, станут для военно-морских вузов основными в ближайшее время.
     - С каким настроением военные моряки России встречают свой профессиональный праздник? Как вы оцениваете в целом состояние ВМФ? Какие проблемы боевой подготовки считаете наиболее актуальными?
     - В целом настроение офицеров, личного состава накануне нашего профессионального праздника, по-моему, приподнятое. Главная особенность этого года в том, что корабли практически всех флотов успешно решили задачи в дальних морских и океанских зонах. Военно-морской флот России вышел в океан. И присутствие наших сил в оперативно важных районах Мирового океана мы будем стремительно наращивать.
     За последние полтора десятилетия наш флот пережил сложный период реформирования, который в целом еще не завершен. Сегодня флот перешел к принципу дифференцированного обеспечения всеми видами снабжения и технического обслуживания корабельного состава. В первую очередь обеспечиваются наиболее исправные корабли, составляющие силы постоянной готовности. Остальная, большая по численности часть кораблей нуждается в различного рода ремонтах. Средний возраст этих кораблей сегодня составляет более 18 лет, это существенно больше половины их срока службы.
     В 2003 году активно проводится боевая подготовка военных моряков. Это позволяет надеяться, что время, когда они постигали морские навыки в основном на берегу или на кораблях, стоявших у причалов, прошло.
     Несмотря на значительную активность в подготовке сил флотов, конечно, существуют и проблемные вопросы боевой подготовки. Речь, в частности, о создании системы подготовки младших специалистов. Мы отдаем себе отчет в том, что образовательный уровень призывников невысок. Как мы их обучим, такой и будет у нас техническая готовность кораблей. Вот основное направление в боевой подготовке на летний период обучения.
     Кроме того, мы завершаем создание новейших комплексных тренажеров для подготовки всех специалистов в учебных центрах. По моему мнению, это наиболее перспективное направление в совершенствовании существующих способов боевой подготовки ВМФ.
     Подводя итог нашей беседе, хотел бы подчеркнуть: судьба военно-морского флота, судьба России как морской державы будет во многом зависеть от энергичного претворения в жизнь принятых решений. Только объединение усилий всех, кому дорог Военно-морской флот, а также организаций и лиц, которым дороги интересы России, при лидирующей роли государства, на основе Морской доктрины станет залогом решительного поворота к наращиванию вклада субъектов морской деятельности в устойчивое развитие, национальную безопасность и международный авторитет России.
     От имени военного совета ВМФ поздравляю всех военных моряков, ветеранов, тружеников судостроительной и судоремонтной промышленности с праздником - Днем Военно-морского флота!


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100