на главную страницу

2 Августа 2003 года

Никто, кроме нас

Суббота

Птенцы гнезда маргелова

Александр КОЧУКОВ,«Красная звезда».



     Крылатая пехота... Когда-то мне довелось услышать о ней из уст дважды Героя Советского Союза генерал-полковника Александра Ильича Родимцева и Героя Советского Союза генерала армии Алексея Семеновича Жадова. Первый из них в конце 1930-х годов и в первые месяцы войны командовал 5-й воздушно-десантной бригадой, а второй в начале Великой Отечественной – 4-м воздушно-десантным корпусом, считавшимся в то время высшим оперативно-тактическим соединением ВДВ и включавшим три бригады.
     Генерал Родимцев рассказывал:
     – Воздушно-десантная бригада – это четыре отдельных парашютно-десантных батальона, отдельный артиллерийский дивизион, школа младшего комсостава, отдельные разведывательно-самокатная и зенитно-пулеметная роты и рота связи. На вооружении воздушно-десантных соединений были ручные и станковые пулеметы, минометы калибра 50 и 82 мм, 45-мм противотанковые и 76-мм горные пушки, огнеметы.
     - Александр Ильич, для серьезного дела калибр артиллерии очень мал. Как, скажем, отражать танковую атаку врага?
     - Зарывались, что называется, по уши в землю, на танкоопасных направлениях оборудовали эскарпы, подступы к ним минировали... А если времени на устройство крепкой обороны не было, и вражеские танки появлялись внезапно, то вся надежда на «сорокапятки», на противотанковые гранаты и бутылки с горючей смесью.
     - Десантные соединения должны были выбрасываться в тыл врага.
     - Теоретически – да, а практически... Помню, под Киевом вызвал меня генерал Кирпонос и спросил: «Сколько в бригаде личного состава?» Отвечаю: «1.700 человек. Будем стоять насмерть». «Не оборона, а встречный бой, – отрезал командующий фронтом. – Вы же десантники...»
     Ничего не скажу, безумно храбрым показал себя Михаил Петрович Кирпонос в ходе советско-финляндской войны, стал Героем Советского Союза. Однако в век борьбы моторов и автоматического оружия, к сожалению, все надеялся на штыки.
     - У воздушно-десантных соединений не хватало автоматического оружия и тяжелого вооружения, – согласился генерал армии Жадов. – В ходе атак их поддерживали старые танки Т-40 и Т-38. Для десантирования использовались бомбардировщики ТБ-3, ДБ-3, а часто и простые пассажирские самолеты ПС084.
     Когда я принял в начале июля 1941 года 4-й воздушно-десантный корпус, то он вел ожесточенные бои на могилевском направлении. В каждой из двух наших бригад насчитывалось по 1.000 – 1.100 человек личного состава и по 15 орудий калибра 45-мм. Явно не хватало более мощной артиллерии и танков. Рядом сдерживал натиск врага 45-й стрелковый корпус, которым командовал комдив Э.Я. Магон. Хотя он получал пополнение из маршевых рот, а у нас были отборные десантники, у него порой дела шли лучше, потому что в наличии были хотя и старенькие, но более крупного калибра танки и артиллерия.
     Но вскоре воздушно-десантные бригады и корпуса стали преобразовывать в обычные стрелковые. Уже под Сталинградом генерал Родимцев командовал 87-й стрелковой (с января 1942 г. ставшей 13-й гвардейской) дивизией, а мне доверили 66-ю общевойсковую армию...
     Однако преобразовывали в стрелковые соединения не все воздушно-десантные бригады и корпуса. Иные усиливали артиллерией и танками, создавались и новые соединения. Так, славный боевой путь прошла 9-я гвардейская воздушно-десантная дивизия. Она начала формироваться в ноябре 1942 г. на базе 204-й и 211-й воздушно-десантных бригад, а также 1-й маневренной воздушно-десантной бригады, других подразделений... Теперь каждый воздушно-десантный стрелковый полк состоял из трех парашютно-стрелковых батальонов, двух артиллерийских батарей, батареи 120-мм минометов, двух отдельных рот автоматчиков... Вооружение и снаряжение дивизии соответствовали ее целевому предназначению – действиям в тылу врага.
     Однако в ходе Великой Отечественной войны воздушно-десантные соединения, в том числе и 9-я гвардейская Полтавская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова воздушно-десантная дивизия, использовались как обыкновенные стрелковые соединения. Лишь две крупнейшие операции (Вяземская воздушно-десантная 1942 года и Днепровская воздушно-десантная 1943-го) значатся в активе воздушно-десантных войск, однако и в них планируемые конечные результаты не были достигнуты.
     
* * *

     
Послевоенный период в сознании многих неразрывно связывается с именем «бати», «десантника № 1», как в самих Воздушно-десантных войсках называют Героя Советского Союза генерала армии Василия Филипповича Маргелова, командовавшего ВДВ с 1954 по 1959 год и с 1961 по 1979 год.
     Фронтовой комдив, редкой личной храбрости, большого мужества, генерал после окончания Академии Генерального штаба в 1948 году был назначен... командиром воздушно-десантной дивизии, потом командовал корпусом.
     Надо отметить большой аналитический ум, прозорливость да и смелость тогдашнего командующего ВДВ генерал-полковника А.В. Горбатова, который, уходя на повышение по службе, рекомендовал на свое место не кого-то из своих опытных заместителей, а самого молодого из комкоров ВДВ генерал-лейтенанта В.Ф. Маргелова...
     А вскоре новый командующий ВДВ решает заменить прежних командиров корпусов, а их было пять, на более молодых генералов, окончивших Академию Генерального штаба. В дивизиях и в полках он также приступил к замене «стариков», под разными предлогами уклоняющихся от прыжков с парашютами, на молодых и энергичных командиров, совершающих парашютные прыжки, как и весь личный состав.
     ...Как вспоминает ответственный сотрудник ВПК Юрий Петрович Костенко, к нему обращался генерал армии Маргелов с просьбой помочь создать боевую машину десанта (БМД), чтобы десантники могли выполнять свои специфические задачи в тылу противника в отрыве от основных сил и в течение длительного времени.
     Исходя из опыта Великой Отечественной войны, при операциях десант терял до 80 – 85 процентов личного состава при высадке, приземлении и в первые минуты боя. Имея же новые боевые средства и бронированную БМД, десантники смогли бы выполнять поставленные задачи с гораздо меньшими потерями.
     В то время в Сухопутных войсках появилась боевая машина пехоты (БМП-1), которая резко повышала боевую мощь и мобильность мотострелковых подразделений. Однако для десанта, как утверждал Маргелов, она не подходила по многим причинам.
     Генерал Маргелов буквально ночи не спал, дневал и ночевал в конструкторских бюро, но добился своего – БМД-1 была создана, прошла многочисленные испытания. И ее можно было показывать высшему руководству Вооруженных Сил.
     Маршал Советского Союза В.Г. Куликов, исполнявший в то время обязанности начальника Генерального штаба, рассказывал:
     - Василия Филипповича Маргелова любили не только в ВДВ, но и во всех наших Вооруженных Силах. За мужество, личную храбрость, творческий подход к делу. Но мог он в присутствии любого высокого начальства выбросить такое, конечно, что, как говорят в народе, хоть стой, хоть падай.
     Значит, пришли мы с министром обороны Маршалом Советского Союза Андреем Антоновичем Гречко к Маргелову на полигон, на, как он заявлял, проведение «эксперимента в интересах ВДВ». Маргелов настаивал: экипаж БМД-1 должен состоять непременно из офицеров, которые смогут в дальнейшем передавать свой опыт в ВДВ.
     - Кто будет десантироваться? – спросил министр обороны.
     Командующий ВДВ сделал шаг вперед и спокойно сказал:
     - Я... – а потом негромко добавил, – генерал армии Маргелов.
     - Вижу, что не Кочерыжкин... – не выдержал Гречко, отпустил в адрес командующего пару крепких фраз, что позволяло их давнее знакомство и искреннее уважение министра к командующему ВДВ. Видимо, сдерживая себя из последних сил, Гречко уже спокойно продолжал:
     - А второй кто такой?
     - Второй участник эксперимента – преподаватель десантной подготовки нашего Рязанского училища мастер парашютного спорта майор Леонид Гаврилович Зуев. Правда, кадровики просят наказать его... Такой отчаянный хлопец, а они уже включили в приказ о наказании...
     Василий Филиппович принялся рассказывать о смелых экспериментах Зуева, и, чтобы поддержать генерала, я заметил:
     - А что, второй член экипажа вполне подходит для такого рискованного дела?
     Маршал Гречко, глядя в упор на Маргелова, уже успокоившись, с юмором продолжал:
     - Василий Филиппович, всем известно, что вы настоящий Герой Советского Союза, каких не так много в ВДВ. Мы не можем рисковать вами. Хорошо, со вторым членом экипажа решено. А кто первый?
     - У меня пять сыновей. Пусть будет один из них – Александр. Он служит в научно-техническом комитете ВДВ и как раз занимается этими вопросами...
     - Но почему все-таки сын? – не ради простого любопытства спросил маршал Гречко.
     - Дело новое и очень рискованное, где все может случиться. Не хочу видеть слезы матерей и жен... Я отвечаю головой за исход эксперимента.
     - Хорошо, мы подумаем и примем окончательное решение, – пообещал министр обороны.
     После этого случая генерал армии Маргелов не раз убеждал работников Генштаба, самого маршала Гречко, что хотя эксперимент несет элемент риска, но риск этот оправдан, так как парашютно-платформенные системы практически доказали свою высокую надежность в войсках и, главное, достигается значительно более высокая боеготовность войск.
     В канун нового, 1973 года окончательное «добро» Министерства обороны было получено. Маршал Гречко согласился на проведение эксперимента, но... возложил всю ответственность за положительный исход на командующего ВДВ.
     5 января 1973 года впервые в мировой практике в СССР произведено десантирование на парашютно-платформенных средствах с военно-транспортного самолета Ан-12Б гусеничной боевой бронированной машины БМД-1 с двумя членами экипажа на борту – командиром экипажа майором Александром Васильевичем Маргеловым и механиком-водителем подполковником Леонидом Ивановичем Щербаковым.
     Впрочем, подробности этого уникального десантирования, а также много интересных деталей из жизни и службы Василия Филипповича Маргелова читатель может найти в вышедшей в свет новой книге его сыновей, Александра и Василия, «Десантник № 1 генерал армии Маргелов».
     
На снимках: Василий Филиппович МАРГЕЛОВ 1969 г.; министр обороны Маршал Советского Союза Г.К. ЖУКОВ у десантников. Учения БВО 1955 г. Слева от маршала командующий ВДВ генерал-лейтенант В.Ф. МАРГЕЛОВ, справа – маршал И.С. КОНЕВ.



Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100