на главную страницу

8 Августа 2003 года

История Отечества

Пятница

Их породнило Григорьевское

Полковник в отставке Георгий ДРАГУНОВ, бывший начальник штаба батальона аэродромного обеспечения полка «Варшава».



Они встретились на Белорусском вокзале в Москве – российские ветераны-авиаторы и их польские побратимы – и по традиции крепко обнялись. В ходе четырехдневного визита в Россию со 2 по 6 августа с.г. им было о чем поговорить и о чем вспомнить...

     Шестьдесят лет назад вместе с формированием на территории нашей страны 1-й польской пехотной дивизии им. Тадеуша Костюшко была сделана попытка воссоздания польских ВВС. При дивизии на полевом аэродроме Григорьевское сформировали 1-ю отдельную авиационную истребительную эскадрилью. Эскадрилья пополнялась из числа добровольцев соединения. Командование ВВС МВО выделило необходимое число летчиков-инструкторов, технический персонал и 5 учебно-тренировочных самолетов УТ-2. Командиром эскадрильи был назначен капитан Вацлав Козловский – поляк, родившийся в СССР и служивший до этого момента в советских ВВС. Первыми командирами звеньев были назначены подпоручники Станислав Лисецкий, Кароль Высочинский, Юзеф Захаржевский. Эскадрилья уже располагала тринадцатью самолетами УТ-2, тремя У-2 (По-2), одним боевым Як-7б и тремя боевыми Як-1. Вскоре было принято решение на базе 1-й авиаэскадрильи создать 1-й польский истребительный авиаполк. В соответствии со штатом в нем должно было быть 175 чел., в т.ч. 33 офицера, 123 подофицера и 18 рядовых бойцов. В полк начали прибывать воины, имевшие достаточную авиационную подготовку. Среди них: поручник Тадеуш Вихоркевич – бывший инструктор Демблинской авиационной школы, подпоручники Михал Якубик, Медард Конечный, Валериан Штакгауз, Станислав Лобецкий и другие. В конце августа в полк стали поступать боевые Яки, и летчики полка приступили к интенсивной летной подготовке. Каждому пилоту в полевых условиях было необходимо налетать около 100 часов и сделать около 350 вылетов.
     По предложению легендарного генерала Кароля Сварчевского («Вальтера»), часто бывавшего в полку, 6 октября 1943 года постановлением Президиума Союза Польских Патриотов в СССР 1-му польскому истребительному авиаполку присваивается почетное наименование «Варшава», а 1 января 1944 года на аэродроме Григорьевское полку было вручено боевое знамя.
     Полк испытывал большую нужду в опытном, боевом и твердом командире. В Главном штабе ВВС Красной Армии генерал-полковник авиации А.В. Никитин, пересматривая личные дела многих кандидатов, остановил своей выбор на подполковнике Иване Талдыкине, окончившем авиашколу еще в 1935 году, участнике боев с белофиннами, воздушном бойце с первых дней Великой Отечественной войны, дважды раненном, кавалере орденов Красной Звезды и Красного Знамени. 22 февраля 1944 года «варшавяне» тепло встретили нового командира. Вместе с И. Талдыкиным летчики «Варшавы» прошли боевой путь от польской столицы до Пилы (там командир полка погиб в воздушном бою) и далее до Берлина. К знамени части заслуженно были прикреплены Крест Виртути Милитари 5-го класса и командорский Крест ордена Возрождения Польши.
     В послевоенные годы полк «Варшава», дислоцированный на родной земле, успешно осваивал новейшую советскую реактивную авиатехнику, обучал и воспитывал молодых истребителей на традициях братства по оружию советских и польских авиаторов, достойно охранял небо над польской столицей.
     В зале боевых традиций части в Минске-Мазовецком, что в 40 километрах от Варшавы, где базируется и поныне этот элитный полк, висит большая схема боевого пути «Григорьевское – Варшава – Берлин – Минск – Мазовецкий», бережно хранятся сотни фотографий, документов и публикаций, рассказывающих об истории полка и его славных делах. Красной нитью через все этапы его существования отмечается многолетняя боевая дружба советских и польских летчиков.
     8 мая 1962 года бывшие летчики полка бригадный генерал Михал Якубик и полковник Юлиус Шварц со страниц «Красной звезды» обратились к своим однополчанам, проживавшим в нашей стране, со словами: «Мы помним о вас, друзья!» (заголовок очерка). Прошло около 15 лет, и спецкор газеты полковник С. Ковалев ознакомился с жизнью и боевой учебой полка в Минске – Мазовецком. Представителя «Звездочки» встречал молодой командир полка подполковник Роман Хармоза, который с удовольствием рассказал московскому корреспонденту о лучших летчиках майоре Р. Курчевском, капитане А. Ожаровском, поручнике Р. Томашевском, об истории и боевом пути полка. Все эти годы между ветеранами и летчиками полка поддерживаются тесные связи. О чем свидетельствует и новая встреча, которую организовали администрация Луховицкого района Московской области и Российский комитет ветеранов войны и военной службы. В Москву с группой летчиков «Варшавы» вновь приезжал старейший ветеран полка Мечислав Подгурский. Польские и российские ветераны и летчики побывали в Григорьевском, где был открыт памятный знак в честь 60-летия со дня формирования полка, ознакомились с экспозицией Луховицкого историко-краеведческого музея, посвященной славному юбилею, посетили авиагарнизоны «Монино» и «Кубинка», вспомнили время битвы «За нашу и вашу свободу».
     
На снимке:комэск авиаполка «Варшава» поручник Валериан ШТАКГАУЗ.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100