на главную страницу

13 Августа 2003 года

Военно-политическое обозрение

Среда

ОДКБ: от простого — к сложному

Роман СТРЕШНЕВ, «Красная звезда».



Как сообщил на днях пресс-секретарь министерства обороны Киргизии Мирбек Койлубаев, республика готова к подписанию с Москвой соглашения о базировании самолетов российских ВВС на киргизском военном аэродроме в Канте. Именно здесь вскоре будет размещена авиагруппа Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона, которые созданы в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Что, несомненно, послужит делу укрепления этой региональной организации.

     
НАША СПРАВКА

     
Договор о коллективной безопасности (ДКБ) был подписан 15 мая 1992 года сроком на 5 лет с последующим продлением. На сессии Совета коллективной безопасности 2 апреля 1999 года в Москве был подписан протокол о продлении ДКБ, которым предусматривается автоматическое продление срока действия Договора на очередные пятилетние периоды. 7 октября 2002 года в Кишиневе президенты государств - участников ДКБ подписали Устав Организации Договора о коллективной безопасности и Соглашение о ее правовом статусе. В уставе организации определены основные цели и принципы, направления деятельности, органы, порядок принятия решений, критерии членства, правоспособность, а также регулируется ряд других аспектов функционирования организации. В свою очередь соглашение регулирует правоспособность, привилегии и иммунитеты ОДКБ, ее должностных лиц и сотрудников, представителей государств-членов, участвующих в проводимых в рамках организации мероприятиях.
     В доктринальном плане ОДКБ выражает сугубо оборонительную направленность военной политики государств-участников на основе приоритета политических средств по предотвращению и ликвидации военных конфликтов. При этом организация остается открытой для присоединения к ней других государств, разделяющих цели и принципы ее членов. Отдельным государствам или международным организациям предоставляется статус наблюдателя при ОДКБ.
     В ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.

     
На глобальный уровень

     
Появление ее было продиктовано необходимостью объединения усилий для противодействия новым вызовам и угрозам, улучшения координации внешнеполитической деятельности стран СНГ. Как известно, с распадом Советского Союза интеграционные процессы между вновь образовавшимися государствами, стремившимися к максимальной суверенизации, столкнулись с определенными трудностями. Это в конечном счете привело к огромному ущербу не только в экономической и политической областях, но и в сфере безопасности. В этой связи было принято решение о развитии сотрудничества не только в рамках СНГ, но и на региональном и двустороннем уровнях. Одной из региональных структур взаимодействия на постсоветском пространстве и стала Организация Договора о коллективной безопасности, сформировавшаяся на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ). Решение о преобразовании было принято в мае 2002 года.
     Среди главных преимуществ новой структуры следует выделить существенное упрощение механизма принятия решений. Так, если ранее при возникновении какой-либо угрозы требовались обязательные консультации, то теперь по аналогии с 5-й статьей устава НАТО в действие автоматически вступает соответствующая статья, расценивающая угрозу одному государству как угрозу всем членам ОДКБ. В отличие от ДКБ организация позволяет реагировать на определенные вызовы и угрозы на постоянной, регулярной основе.
     Вместе с тем сама суть ОДКБ предопределяет возможность рассмотрения ее в качестве составной части системы общей безопасности как для Азии, так и для Европы. Ведь основная цель организации — противодействие новым вызовам и угрозам национальной, региональной и международной безопасности — вполне отвечает евроазиатским интересам в целом. Трансформация Договора о коллективной безопасности в международную региональную организацию укрепляет безопасность на евроазиатском пространстве в качестве важного элемента глобальной системы противодействия современным угрозам и вызовам.
     Принципиально важным стало включение в Устав ОДКБ положения о том, что одной из основных целей организации и направлений ее деятельности являются координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и другими нетрадиционными угрозами безопасности. При этом зафиксировано обязательство государств-членов согласовывать и координировать свои внешнеполитические позиции по международным и региональным проблемам. Повышаются ответственность и компетенция таких рабочих органов ОДКБ, как Совет министров иностранных дел (СМИД), Совет министров обороны (СМО), Комитет секретарей советов безопасности (КССБ). Повышению эффективности организации служит создание при ОДКБ Постоянного Совета (в его состав будут входить полномочные представители, назначаемые государствами-членами), которому поручается координация взаимодействия в реализации принимаемых в рамках организации решений. Положительным фактором является и то, что устав организации предусматривает обязательность выполнения принимаемых решений и санкции за их невыполнение. Все это в конечном счете существенно повышает международный статус ОДКБ и содействует укреплению политического веса и позиций государств - членов организации в международном сообществе.
     Однако организационные мероприятия в рамках ОДКБ еще не завершены. Организация Договора о коллективной безопасности станет полномасштабной юридически оформленной структурой только после ратификации парламентом Армении основополагающих документов организации, а также последующей процедуры регистрации в ООН.
     Тем не менее организация уже сейчас обретает все больший политический вес в мире. Это подтверждает и недавняя поездка генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи в Нью-Йорк, где он по приглашению генсека ООН Кофи Аннана принял участие в пятой встрече руководителей региональных организаций, занимающихся проблемами коллективной безопасности. Как заявил Николай Бордюжа по итогам встречи, она стала свидетельством того, что ОДКБ вошла в глобальную систему региональных организаций по обеспечению коллективной безопасности.
     Все заметнее определяет ОДКБ свою консолидированную позицию и по важнейшим международным вопросам, что явствует, например, из последнего заявления организации по ядерному кризису на Корейском полуострове. Пожалуй, это первая заметная внешнеполитическая акция ОДКБ в развитие утверждения Николая Бордюжи о том, что «региональные организации - это те структуры, на которые ООН должна опираться в борьбе с вызовами и угрозами в конкретных регионах». Среди элементов, взаимодействие с которыми в данных областях представляется наиболее важным, можно выделить Контртеррористический комитет Совета Безопасности ООН, ОБСЕ, Евросоюз, НАТО и Шанхайскую организацию сотрудничества.
     
Угрозы не устранены

     
Центрально-Азиатский регион наряду с Кавказским и Восточно-Европейским является одним из важнейших направлений работы по обеспечению безопасности в рамках ОДКБ. Вместе с тем не следует считать, что организация является неким военным противовесом присутствия в Центральной Азии вооруженных сил США и других стран НАТО. Действия антитеррористической коалиции, по крайней мере пока, вполне можно охарактеризовать как отвечающие интересам всех стран ОДКБ, так как усилия Запада направлены на устранение протеррористического режима талибов и исходящих с территории Афганистана угроз.
     С началом операции в Афганистане государства — участники тогда еще ДКБ всецело поддержали антитеррористические силы и оказали им всевозможное содействие. Как уже неоднократно подчеркивалось представителями организации, для решения афганской проблемы государства ОДКБ готовы сотрудничать с теми силами, которые действуют в регионе от НАТО и европейских государств. Вместе с тем, как показывает время, силы антитеррористической коалиции, расположенные в некоторых странах Центральной Азии и Афганистане, так и не смогли устранить основные источники главных угроз. Различные радикальные экстремистские и террористические формирования продолжают действовать в регионе, а что касается наркопотока, исходящего с афганской территории, то он не только не уменьшился, а существенно возрос.
     Более того, сегодня все четче проявляются опасения, что под старыми лозунгами борьбы с терроризмом и талибами не исключено постепенное видоизменение целей и задач присутствующих в регионе западных сил. Напомним, что Центрально-Азиатский регион (который уже давно объявлен зоной американских национальных интересов) обладает значительным потенциалом природных ресурсов, стратегически выгодным геополитическим положением в свете новой американской концепции безопасности. Уже сейчас США и НАТО начинают долгосрочное обустройство своих военных баз. Тем самым они заняты прежде всего перспективным расширением своих геостратегических позиций. Предпринимаются попытки втянуть центральноазиатские республики в активное военно-техническое сотрудничество с западными странами и, как следствие, вытеснить Россию из этой сферы. При этом в Вашингтоне неустанно повторяют, что считаются с интересами Астаны, Душанбе, Бишкека и Москвы. Однако практические действия противоречат подобным заявлениям.
     Настораживает усиливающаяся активность западных стран и на других направлениях: восточноевропейском (приближение блока НАТО практически к границам Белоруссии) и кавказском (размещение американских сил в Грузии и опять же попытки укрепления своих позиций в Азербайджане и Армении).
     Как отмечают официальные представители ОДКБ, организация готова рассмотреть вопрос об активном использовании действующих под ее флагом Коллективных сил быстрого развертывания на территории всего Центрально-Азиатского региона, поскольку они могут служить эффективным инструментом противодействия терроризму и наркопотоку, исходящим с территории Афганистана. Многонациональные силы, находящиеся в распоряжении ОДКБ, готовы действовать в соответствии с мандатом ООН и координировать подобную деятельность со структурами международного сообщества. Уже сейчас ведется активная работа над созданием миротворческого потенциала ОДКБ, с тем чтобы участвовать в операциях по поддержанию мира под эгидой ООН или
     ОБСЕ.
     В то же время в рамках ОДКБ остается много нерешенных проблем, основной из которых являются вопросы финансирования деятельности в рамках организации, в том числе взаиморасчетов по ранее предоставленным вооружению и военной технике. Примером тому могут служить разногласия на двусторонней основе, возникшие на пути создания в Таджикистане российской военной базы. Как сообщает ИТАР-ТАСС, руководство республики требует от России списать государственный долг в размере 300 млн. долларов, который образовался по линии торгово-экономического и военно-технического сотрудничества. Данный факт вызывает некоторое недоумение российской стороны. Душанбе также предлагает условия, согласно которым президент Таджикистана в чрезвычайных ситуациях имеет право принимать на себя командование российской 201-й мсд и использовать ее для защиты национальных интересов. При этом Россия не получает права распоряжаться движимым имуществом 201-й мсд, а также недвижимым в случае, если руководством Таджикистана будет принято решение о ее выводе из республики. Для выхода из тупиковой ситуации российская сторона предложила сформировать межведомственную двустороннюю комиссию с участием представителей Минобороны, Минфина и других ведомств.
     Именно из финансовой проблемы вытекают и все остальные сложности, в том числе низкие темпы интеграционного процесса в военной и военно-технической областях. Следует также отметить, что взятие одними и теми же государствами обязательств в рамках различных международных формирований и договоров нередко приводит к тому, что эти обязательства противоречат друг другу.
     
Путь один – укрепление интеграции

     
И все же, несмотря на существующие трудности и разногласия на пути взаимодействия государств - членов ОДКБ, вполне можно утверждать, что постепенно достигается главное: совместное сотрудничество обретает все более конкретные формы. На этом фоне главными задачами ОДКБ стали координация и углубление военно-политического взаимодействия в рамках организации, становление многосторонних структур и механизмов сотрудничества, призванных обеспечивать на коллективной основе национальную безопасность государств-участников. Напомним, что ОДКБ нацелена не только на борьбу с терроризмом и экстремизмом. Основным направлением все же остается принятие оборонительных мер в случае какой-либо агрессии.
     Военным органом управления в рамках ОДКБ призван стать Объединенный штаб ОДКБ, который начнет функционировать с 1 января 2004 года. В сфере его компетенции будут находиться разработка предложений по формированию военной компоненты ОДКБ, в том числе региональных структур, и оперативное руководство Коллективными силами быстрого развертывания. Начальник Объединенного штаба назначается ежегодно по принципу ротации из числа начальников генеральных (главных) штабов вооруженных сил государств - участников ОДКБ. В текущем году эти обязанности исполняет начальник главного штаба ВС Таджикистана генерал-майор Рамиль Нодиров. В свою очередь, первый заместитель начальника ОШ ОДКБ, который фактически станет руководить повседневной деятельностью нового штабного органа, будет назначаться на постоянной основе.
     Напомним, что коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона были созданы в 2001 году и сейчас укомплектованы четырьмя батальонами из России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана (по одному от каждого государства) общей численностью в 1.500 человек. Постоянная оперативная группа штаба КСБР состоит из офицеров, представляющих разные страны. Командующим коллективными силами является генерал-майор Сергей Черномордин. Планируется, что в ближайшей перспективе КСБР станут более мобильными и оснащенными. На это и направлено создание в киргизском городе Кант российской военной базы, на которой планируется разместить авиагруппу КСБР. Как заявил главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник Владимир Михайлов, там на постоянной основе будут находиться несколько боевых машин МиГ и Су, а также 400-500 военнослужащих. Численность личного состава и количество самолетов могут меняться в зависимости от обстановки, пояснил он. В свою очередь, Киргизия для авиационного компонента Коллективных сил быстрого развертывания предоставляет четыре учебно-тренировочных истребителя Л-39 чешского производства, военно-транспортные самолеты и вертолеты для поисково-спасательных работ.
     Важной составляющей на пути военно-политической интеграции стало военно-техническое сотрудничество (ВТС) стран ОДКБ. В рамках организации военно-техническое сотрудничество осуществляется на основе как многосторонних, так и двусторонних договоренностей. Значительным шагом на пути его углубления стало подписание в 2000 году соглашения об основных принципах ВТС. Работа в данном направлении позволила восстановить и устойчиво развивать Объединенную систему ПВО СНГ в таких государствах, как Армения, Киргизия и Таджикистан. Для дальнейшей интеграции в области вооружения и оснащения современной техникой в апреле нынешнего года было принято решение о введении порядка льготных поставок российского вооружения странам - участницам организации.
     Ранее осуществление взаимных поставок продукции военного назначения на льготных условиях производилось только для сил и средств, непосредственно выделяемых в интересах коллективной безопасности. Теперь же с начала будущего года льготный режим поставок вооружений и военной техники будет распространяться на вооруженные силы всех стран ОДКБ. В настоящее время прорабатывается механизм контроля военных поставок, поступающих в страны — члены ОДКБ на льготных условиях. Это делается с той целью, чтобы военная продукция, полученная на льготных условиях, не могла быть продана в третьи страны.
     Подчеркнем и то, что интеграция в сфере ВТС является взаимовыгодной для всех стран — членов организации, в том числе и России. По оценке экспертов, Россия, которая получила 70 процентов наследства ВПК СССР, способна производить в одиночку, без интеграции в рамках СНГ, всего 30-40 процентов вооружения и военной техники. В этой связи весьма перспективным можно считать направление по совместной разработке новых образцов вооружения и военной техники, а также модернизации и ремонту уже имеющихся образцов.
     В последних два-три года практическая работа по сотрудничеству государств —участников ОДКБ значительно активизировалась не только по военной и военно-технической линии. Существенные успехи достигнуты в становлении полноценной системы взаимодействия различных спецслужб. Все это содействует укреплению сотрудничества и в других областях, ведь, как известно, реальное торгово-промышленное развитие возможно только в том государстве, потенциал которого должным образом защищен. Вместе страны ОДКБ вполне способны победить не только любого врага, но и ныне существующие социально-экономические трудности.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100