на главную страницу

16 Августа 2003 года

Страницы истории

Суббота

«Многое сложилось бы иначе...»

Холодное лето 91-го: хроника событий

Подготовил отдел истории «Красной звезды».Фото Павла ГЕРАСИМОВА и Константина ПАНЬШЕВА.



     
Двенадцать лет назад – в августе 1991 года — в Москве произошли события, круто изменившие ход отечественной и всей мировой истории. Неудачная попытка введения чрезвычайного положения в стране привела к срыву подписания нового Союзного договора и в конечном счете к распаду СССР. Безусловно, эти драматические события стали лишь проявлением глубинных социальных процессов, в причинах которых еще предстоит разобраться историкам. Многие обстоятельства возникновения ГКЧП, как и мотивы решений основных действующих лиц, до сих пор не выяснены. Более или менее ясна только хронология событий.
     

12 июня

     
Борис Ельцин побеждает на выборах Президента РСФСР.
     
17 июня

     
Подготовлен проект нового Союзного договора, который направляется на рассмотрение Верховных Советов союзных республик.
     Премьер-министр СССР Валентин Павлов обращается к Верховному Совету СССР с просьбой о предоставлении дополнительных полномочий Кабинету министров СССР, в частности права на законодательную инициативу и на принятие «временных решений».
     «Шестой год так называемой перестройки привел страну к развалу экономики и политической системы.
     В экономике происходят процессы, которые привели страну на грань катастрофы. Падают выпуск продукции, национальный доход. Упала дисциплина на производстве. Расстроена денежная система. Практически потеряно управление народным хозяйством.
     Объявленные суверенитеты привели страну к гражданской войне, в результате мы имеем сотни погибших и около миллиона беженцев».

     Из проекта постановления Кабинета министров СССР, которое предполагалось принять при предоставлении правительству дополнительных полномочий летом 1991 года.
     
18 июня

     
Борис Ельцин прибывает с рабочим визитом в США.
     

20 июня

     

Государственный секретарь США Джеймс Бейкер предупреждает в Берлине министра иностранных дел СССР Александра Бессмертных со ссылкой на разведывательные источники о возможной попытке отстранить Горбачева от власти и «причастности к заговору» премьер-министра Павлова, министра обороны и председателя КГБ. Аналогичную информацию посол США в Москве Мэтлок передает Горбачеву.
     


8 июля

     
Президент СССР Михаил Горбачев встречается с руководителями 9 союзных республик с целью обсудить вопрос о подписании Союзного договора.
     
17 июля

     
Михаил Горбачев безуспешно ведет переговоры в Лондоне с лидерами семи ведущих держав о финансовой помощи СССР (стране предстоит в начале 90-х годов ежегодно выплачивать по долгам до 15 млрд. долларов).
     
20 июля

     

Борис Ельцин подписывает указ «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР» (запрет, по существу, касается прежде всего КПСС, имевшей мощную сеть первичных организаций).
     «В тяжелое для страны время у группы лиц созрело решение выступить, с тем чтобы изменить положение дел, изменить неблагоприятное, тяжелое – кризисное — развитие обстановки…
     Поступала также информация о том, что после распада Союза начнется массированное давление извне на отдельные территории совсем недавно единого Союза для установления на них иностранного влияния с далеко идущими целями.
     Поступали сведения о глубоко настораживающих задумках в отношении нашей страны. Так, по некоторым из них, население Советского Союза слишком велико, и его следовало бы разными путями сократить… По этим расчетам, население нашей страны было бы целесообразно сократить до 150 – 160 млн. человек. Определялся срок – в течение 25 – 30 лет. Территория нашей страны, ее недра и другие богатства в рамках общечеловеческих ценностей должны стать достоянием определенных частей мира. То есть мы должны как бы поделиться этими общечеловеческими ценностями».

     Из протокола допроса Владимира Крючкова 17 декабря 1991 года.
     
23 июля

     
В подмосковной резиденции Горбачева Ново-Огарево завершена работа над окончательным вариантом проекта Договора о Союзе суверенных государств.
     
25 - 26 июля

     
На пленуме ЦК КПСС рассмотрен проект новой Программы партии, принимается решение о созыве внеочередного XXIX съезда КПСС (один из вопросов повестки дня - выборы руководящих органов партии).
     
29 июля

     
На встрече М. Горбачева с Б. Ельциным и президентом Казахстана Н. Назарбаевым в Ново-Огарево достигается договоренность о подписании Союзного договора 20 августа и последующей замене В. Павлова, председателя КГБ В. Крючкова, министров обороны и внутренних дел (содержание разговора становится известным оппонентам Горбачева).
     «29 июля 1991 года в Ново-Огарево состоялась встреча, которая носила принципиальный характер. Михаил Горбачев должен был уезжать в отпуск в Форос. Сразу же после его возвращения из Крыма на 20 августа было назначено подписание нового Союзного договора. Сейчас мы имели возможность еще раз обсудить самые острые вопросы…
     Видимо, Горбачеву нелегко давался это разговор, он был весь напряжен. Меня поддержал Нурсултан Назарбаев, сказал, что надо обязательно сменить министра внутренних дел Пуго и председателя Гостелерадио Кравченко. Потом добавил: «А какой вице-президент из Янаева?!» Михаил Сергеевич сказал: «Крючкова и Пуго мы уберем...»
     Все трое единодушно решили, что после подписания договора необходимо поменять Валентина Павлова, тогдашнего премьер-министра. Горбачев спросил: «А кого вы видите на этой должности?» Я предложил Нурсултана Абишевича Назарбаева на должность премьер-министра нового Союза. Горбачев сначала удивился, потом быстро оценил этот вариант и сказал, что согласен. «Другие кандидатуры вместе обсудим после 20 августа», - закончил он разговор.
     Такой была эта встреча, и, я думаю, многое сложилось бы иначе, если бы то, о чем мы договорились втроем, удалось осуществить. История могла пойти совсем по другому пути».

     Из книги Бориса Ельцина «Записки президента».
     
30 - 31 июля

     
В СССР с официальным визитом находится президент США Джордж Буш.
     
3 августа

     
На заседании Кабинета министров СССР при обсуждении вопросов обеспечения населения продовольствием и работы финансовой системы М. Горбачев заявляет о необходимости принять меры, вплоть до чрезвычайных.
     В телевизионном выступлении президент СССР сообщает о своем предложении руководителям советских республик открыть Союзный договор для подписания 20 августа (ожидается, что договор подпишут Белоруссия, Казахстан, РСФСР, Таджикистан и Узбекистан, осенью - Азербайджан, Киргизия, Украина и Туркмения).
     
4 августа

     
Горбачев убывает на отдых в свою крымскую резиденцию Форос.
     «Начало 1991 года. Предусматривалось 4 варианта введения чрезвычайного положения. Первый - в Москве и других регионах, второй - по всей стране. Третий - прямое президентское правление в столице и отдельных территориях. И четвертый - прямое президентское правление по всей стране. Эти четыре варианта были Горбачеву доложены. И он сказал: «Хорошо. Пусть пока полежит...»
     Скажите, зачем он 4 августа улетает в Форос - при такой-то ситуации в стране? Смешно. Неужели нельзя было после подписания Союзного договора уйти в отпуск... Он улетает. А 3 числа, перед его отъездом, проводится заседание кабинета министров, и на этом заседании Горбачев говорит: «Да, ситуация трудная, но мы пойдем на все, включая введение чрезвычайного положения.» И документы, которые были обнародованы 19 августа нами, ГКЧП, это же документы, которые готовили для ГОРБА-ЧЕ-ВА! Не могли мы за одну ночь эти документы изготовить! Понимаете, какая вещь. У меня-то до сих пор складывается впечатление, что он подталкивал нас к этому».

     Из беседы Геннадия Янаева с заместителем главного редактора журнала «Журналист» Виталием Челышевым (2001 г.).
     
5 августа

     
На спецобъекте КГБ под Москвой встречается группа будущих членов ГКЧП, принимается решение ввести в СССР в срок до 20 августа чрезвычайное положение, чтобы не допустить подписания Союзного договора как означающего «распад СССР».
     
6 - 15 августа

     
Группа ответственных работников КГБ и Минобороны разрабатывает комплекс мероприятий по введению чрезвычайного положения (информация о подготовке чрезвычайного положения «просачивается», видимо, к руководству РСФСР).
     Полковник 1-го главного управления КГБ СССР Леонид Веселовский, прикомандированный к Управлению делами ЦК КПСС для организации внешнеэкономической деятельности партийных коммерческих структур, неожиданно уходит с работы и выезжает в Швейцарию.
     «…По данным следствия, Управление делами ЦК КПСС успело создать до августовского путча более 100 партийных фирм и коммерческих банков и раздать им в виде стартового капитала 3 миллиарда полновесных советских рублей».
     «Московские новости», № 18, 2001.
     
15 августа, четверг

     
Центральные газеты публикуют проект договора о Союзе суверенных государств.
     
16 августа, пятница

     
Александр Яковлев, выведенный на XXVIII съезде КПСС (июль 1990 г.) из состава Политбюро и секретариата ЦК, объявляет о выходе из рядов партии. В интервью «Московскому комсомольцу» (17.08.1991) он заявляет: «Я думаю, мы приближаемся к какой-то развязке».
     Секретарь ЦК КПСС Олег Бакланов (куратор оборонной промышленности) беседует в 11.30 - 13.00 в здании КГБ с Владимиром Крючковым, принимается окончательное решение начать действовать.
     
17 августа, суббота

     
На секретном объекте КГБ на юго-западе Москвы в 16.00 происходит встреча будущих руководителей ГКЧП, тон беседы задает Крючков, решено попытаться убедить Горбачева в Форосе отказаться от подписания Союзного договора и согласиться на введение чрезвычайного положения.
     «Генпрокурор все время говорит о том, что существовало два варианта: или Горбачев подписывает указ о введении ЧП, или подает в отставку. Вариантов действительно было два, но… Михаилу Сергеевичу предлагалось самому подписать указ или поручить это кому-то другому…
     Похожий сценарий развития событий Горбачев разработал еще в марте (1991 г. – Ред.), когда в Москву вводились войска. Михаил Сергеевич в любой ситуации прежде всего хотел остаться в белых перчатках и на белом коне».

     Из интервью Валентина Павлова журналисту Андрею Ванденко (1993 г.).
     
18 августа, воскресенье

     
Группа представителей ГКЧП на самолете ВВС прибывает в Крым для встречи с Горбачевым, который готовится к возвращению 19 августа в Москву для участия в церемонии подписания Союзного договора. В ходе беседы президент СССР, по общепринятой версии, отвергает идею введения чрезвычайного положения. В 16.30 отключается телефонная связь президентской резиденции с «внешним миром».
     В Кремле в кабинете Валентина Павлова в 23.00 инициаторы введения чрезвычайного положения принимают решение объявить утром населению страны о создании ГКЧП, вице-президент СССР Геннадий Янаев подписывает - после уговоров собравшихся членов ГКЧП - проект Указа о вступлении в должность президента.
     Борис Ельцин по завершении визита в Казахстан возвращается на самолете в Москву и размещается на ночь на своей подмосковной даче в Архангельском.
     
19 августа, понедельник

     
Ранним утром в Москву вводятся подразделения двух дивизий МВО - Таманской мсд и Кантемировской тд (всего около 4 тыс. человек, около 650 танков, БМП и БТР). Как позднее утверждал Валентин Павлов, «ГКЧП решения о введении бронетехники в город не принимал. Еще предстоит выяснить, кто отдал эту команду».
     Председатель КГБ Крючков в 5.00 лично отменяет приказ спецгруппе «Альфа» о задержании Бориса Ельцина в Архангельском (группа имела задачу по особому сигналу захватить президента РСФСР «с целью обеспечения безопасности переговоров с советским руководством»).
     По Центральному телевидению и радио в 6.00 передается сообщение о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР.
     Российские руководители прибывают в Белый дом, где размещаются органы власти РСФСР. Борис Ельцин с танка № 110 Таманской мсд зачитывает обращение к гражданам России с призывом к всеобщей бессрочной забастовке.
     «…Потом случился путч. Я уверен, что Горбачев был в курсе этой инициативы. Но почему он не встревожился? Среди многих гипотез я бы остановился на одной, я сказал бы, неявной. Может быть, Горбачев был в курсе заговора и заранее просчитал варианты развития ситуации?»
     Из интервью Александра Яковлева итальянскому журналисту Фернандо Медзетти («il Nuovo», 2001 г.).
     
20 августа, вторник

     
В готовности к действиям по задержанию руководителей РСФСР (с вечера 18 августа) продолжают находиться спецподразделения КГБ, на подмосковные аэродромы в Кубинке и Чкаловском перебрасываются парашютно-десантные подразделения, в Москве с вечера вводится комендантский час.
     Вследствие противодействия со стороны заместителя Генерального секретаря ЦК КПСС Владимира Ивашко членам ГКЧП не удается провести пленум ЦК КПСС в поддержку своих действий.
     
21 августа, среда

     Министр обороны Маршал Советского Союза Д. Язов принимает решение вывести армейские подразделения с улиц Москвы.
     Президент Горбачев возвращается вечером на самолете в Москву, начинаются аресты членов ГКЧП.
     «Вся эта ситуация была закономерным завершением истории СССР. Следствием репрессий и застоя. Если бы Брежнев был слабее здоровьем и отдал бы богу душу раньше, не было бы ни путча, ни краха СССР…
     Власть оказалась в руках невежественных людей. Это был звездный час недалеких проходимцев. Они были со всех сторон. Но погоду и игру делали не они. В каждой команде были авантюристы. Шефы, интеллектуальные импотенты, которые были на виду, не могли оценивать свои поступки и их последствия. А люди из окружения делали это блестяще. У них были контакты между собой, они делали игру, пытались переиграть друг друга. По большому счету именно ими, серыми кардиналами, были инспирированы события августа 1991 года. И когда Ельцин посылал своих людей на переговоры с людьми Янаева, они сознательно делали все, чтобы ни о чем не договориться…
     Гэкачепистов просто спровоцировали на эту громкую акцию. Сделать это было нетрудно. Их систематически накручивали люди из окружения…
     Запад не успел очухаться. Пока они вынашивали свои злокозненные планы, Союз развалился. Что они действительно делали, так это ускоряли процесс краха старой системы. Они создали пятую колонну в лице интеллигенции. Ей, глупой и ни на что не способной, показывали красоты западной жизни. И она своими впечатлениями накачивала народ. А в это время за ее спиной другие люди делили собственность».

     Из версии, изложенной журналу «Коммерсант-Власть» на условиях анонимности одним из ближайших соратников Бориса Ельцина поры 91-го («Заговор бюрократов», 24.12.2001).
     
22 августа, четверг

     
Самоубийство министра внутренних дел СССР Бориса Пуго и его жены.
     
24 августа, суббота

     
Самоубийство советника Президента СССР Маршала Советского Союза Сергея Ахромеева.
     
25 августа, воскресенье

     
Михаил Горбачев слагает с себя полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС.
     
26 августа, понедельник

     
Самоубийство управляющего делами ЦК КПСС Николая Кручины, отвечавшего за денежные средства и имущество партии.
     «Советский Союз мог бы просуществовать 113 лет,если б ему не мешали, и 205 – если бы помогали».
     Из результатов исследования директора Института проблем управления Российской академии наук академика Ивери Прангишвили.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100