на главную страницу

26 Августа 2003 года

Армия и общество

Вторник

В законах нет системы



     
Визитная карточка

     
Фатеев Константин Валерьевич родился 17 декабря 1966 г. в Туле. В 1987 году окончил Ленинградское высшее военно-политическое училище ПВО им. Ю.В. Андропова. В 1994 году - Военную академию экономики, финансов и права. Службу проходил преподавателем Военного университета, старшим юрисконсультом, заместителем начальника юридической службы войск ПВО. Полковник юстиции, профессор Военного университета, кандидат юридических наук.
     
Фатеев Константин Валерьевич, профессор Военного университета, кандидат юридических наук считает, что с учетом сложившихся социально-экономических факторов, пробелов и противоречий, имеющихся в российском законодательстве, а также на основе зарубежного опыта необходимо завершить создание единой правовой базы в целях защиты интересов военнослужащих, которую можно было бы реализовать во всеобъемлющем нормативном правовом акте для мирного времени – Военном кодексе Российской Федерации.
     
Законодательство Российской Федерации по вопросам социального обеспечения военнослужащих до сих пор остается хаотичным и несистематизированным. В настоящее время действуют около 300 нормативных актов бывшего СССР и Российской Федерации, которые не всегда согласуются между собой, а порой и противоречат друг другу. Принятые в 1990-е годы федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе» в совокупности с другими нормативными правовыми актами положили начало формированию системы социального обеспечения и защиты военнослужащих, отражающей современные проблемы военной службы. Фактически сформирована система учета интересов личности военнослужащего, военной организации, государства, создан механизм взаимной ответственности этих субъектов общественных отношений. Нормы права стали реальными аргументами в борьбе российских военнослужащих за свои права и личное достоинство.
     Вместе с тем дальнейшего развития институты социального обеспечения и защиты прав военнослужащих не получили. В настоящее время можно говорить о серьезных проблемах в этой сфере. К числу таких проблем можно отнести следующие:
     1. В конце мая 2003 г. вступил в силу Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», согласно которому военная служба признана видом федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Предложенное определение военной службы не в полной мере отражает ее истинное содержание. Военная служба имеет существенные отличия от всех других видов государственной службы, свои особенности, которыми являются: а) ее предназначение – возможность применения специальных (военных) методов для решения поставленных задач, использование для этого средств вооруженной борьбы (вооружения и техники как индивидуального, так и коллективного применения) - такая возможность не предоставляется другим видам государственной службы; б) исполнение военной службы не только в добровольном порядке, но и по призыву.
     Дальнейшее «уравнивание» военной службы с другими видами государственной службы уже приводит к снижению уровня льгот, гарантий и компенсаций по сравнению с ранее действовавшими.
     2. Существует пробел в законодательстве при исполнении обязательств государства в отношении военнослужащих. Так, в п. 5 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» подчеркивается, что при осуществлении призыва на военную службу, заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Получается, что государство не гарантирует исполнение своих обязательств перед военнослужащими в период прохождения ими военной службы.
     3. Несоответствие законодательно возложенных на командиров обязанностей по материальному и бытовому обеспечению подчиненных военнослужащих их правам в данной сфере. Так, в соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона «О статусе военнослужащих» командиры отвечают в мирное и военное время за материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание подчиненного личного состава. Однако командиры не имеют возможности выполнять эти обязанности в полном объеме, т.к. не обеспечены материальными ресурсами.
     4. Контрактная система военной службы предполагает взаимную обязанность соблюдать условия контракта. В силу специфики военно-административных отношений все условия контракта содержатся не в самом контракте, а в федеральных законах. Внесение в законы любых изменений меняет условия контракта о прохождении военной службы (п. 3 ст. 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
     Так, в 1998 г. изменения в законодательстве, связанные с обеспечением военнослужащих жильем, не были распространены на военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до их принятия. Изменения, внесенные в Закон «О статусе военнослужащих» в 2002 г., касающиеся льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, денежного довольствия, распространились на всех военнослужащих. Такое отношение к условиям контракта о прохождении военной службы со стороны государства и возможность государства в одностороннем порядке ухудшать условия контракта приводят к недоверию к контрактной службе.
     5. В законодательстве о социальном обеспечении военнослужащих содержится ряд норм прямого действия, которые давно стали «декларациями». Например, в п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» содержится норма, в соответствии с которой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами. В трехмесячный срок жилые помещения военнослужащим давно уже не предоставляются.
     Возьмем другие проблемы: выплату денежной компенсации за продовольственный паек (20 рублей в сутки), которая должна выплачиваться в размере его стоимости (примерно 50 рублей в сутки); выплату денежной компенсации за вещевое имущество в размере стоимости имущества (в 2003 г. выплачивается не более 3.000 рублей в год). Военнослужащие справедливо и обоснованно выдвигают претензии к государству за невыполнение вышеуказанных норм Закона.
     Обозначенные проблемы социального обеспечения военнослужащих приводят к тому, что фактически каждый седьмой военнослужащий вынужден добиваться защиты своих прав в суде. Так, в 2000 г. в военных судах было рассмотрено 190.547 гражданских дел по жалобам и искам военнослужащих, в 2001 г. - 211.888 гражданских дел, в 2002 г. – 150.888.
     В 2002 году за защитой своих прав с жалобами в военные суды обращались: офицеры – 49.747, в том числе генералы – 119; прапорщики (мичманы) – 25.430; военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин – 22.113; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву – 1.137.
     Подавляющее большинство исковых заявлений и жалоб военнослужащих в 2002 году – 119.645 (79,29 процента) – было вызвано несвоевременным либо неполным обеспечением положенными видами довольствия.
     Что необходимо предпринять для разрешения указанных проблем?
     Во-первых, необходимо провести ревизию законодательства в области социального обеспечения военнослужащих.
     Во-вторых, необходимо изменить подход к обеспечению жильем.
     В-третьих, федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, необходимо максимально разгрузить от проблем социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Решение этих вопросов целесообразно возложить на Минтруда и соцразвития РФ, создав комитет по делам ветеранов по примеру министерства по делам ветеранов США.
     В-четвертых, улучшить саму систему контрактной службы, установить четкие взаимные обязательства военнослужащего и государства.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100