на главную страницу

29 Августа 2003 года

События. Комментарии.

Пятница

Командующий Черноморским флотом
вице-адмирал Владимир Масорин:
"Мы в Крыму не изгои"

Олег ФАЛИЧЕВ, «Красная звезда». Москва – Севастополь – Москва.



Отряд кораблей Черноморского флота под командованием вице-адмирала Владимира Масорина в составе ракетного крейсера «Москва», сторожевого корабля «Сметливый» и танкера «Иван Бубнов» прибыл в Италию и стал на внутреннем рейде Ла-Маддалены. Заход кораблей ВМС России приурочен к рабочему визиту в Италию Президента Владимира Путина, который состоится 29-31 августа. В расположенном поблизости городе Порто-Ротондо глава Российского государства проведет переговоры с председателем совета министров Италии Сильвио Берлускони. Путин нанесет также визит на крейсер «Москва». Это первый заход военных кораблей России в Ла-Маддалену. С 1972 года там действует американская военная база Санто-Стефано. По соображениям безопасности до 1 сентября в бассейне Ла-Маддалены запрещено передвижение любых плавсредств. Накануне похода с командующим ЧФ вице-адмиралом Владимиром Масориным встретился наш корреспондент.

     – Владимир Васильевич, Черноморский флот базируется за пределами Родины, на территории другого государства. Не чувствуете ли вы себя в Севастополе чужими? Какое ныне отношение к российским морякам в легендарном городе, как поется в песне, «русских моряков»?
     
– Я говорил об этом даже с президентом. И готов повториться. Сегодня Черноморский флот не чувствует себя в Севастополе изгоем. Мы не ощущаем каких-либо притеснений, завышенных требований или какого-то негативного отношения. Более того, отношение к ЧФ в Севастополе, может быть, даже лучше, чем к некоторым нашим воинским подразделениям или частям на территории самой России.
     Да, есть и проблемы, с которыми приходится считаться. Конечно, не все нас любят безоглядно. Например, неоднозначно отношение к российским флагам, которые присутствуют тут. Это тоже определенный показатель. Но в целом мы, подчеркну, ощущаем нормальное, благосклонное, терпимое отношение к себе и всему российскому. Традиционно оно было хорошим очень много лет. А если говорить конкретнее, 220 лет - с 13 мая 1783 года, когда сюда зашла эскадра вице-адмирала Клокачева. Этот день, кстати, считается датой рождения ЧФ. Именно тогда, спустя всего месяц, начали строить город. Так что Севастополь всегда жил для флота, жил флотом и до сих пор это в нем остается.
     Надо отдать должное местным властям и в первую очередь председателю городской администрации Леониду Михайловичу Жунько. Здесь еще до меня сумели установить необходимое равновесие двух флотов в тогда очень непростой ситуации. Потом немалую лепту в нормализацию отношений внес адмирал Владимир Комоедов. И теперь всюду видишь ровное, уважительное отношение как к украинским морякам, так и к российским. Нет, мы не чувствуем себя в чем-то ущемленными.
     
– Может, в этом больше отражаются экономические, финансовые причины, нежели политические, моральные?
     
– Конечно, в первую очередь это определяется тем, что мы здесь самый крупный налогоплательщик, что, впрочем, вполне нормально. Бюджет ЧФ сегодня в три (!) раза превышает бюджет Севастополя, Феодосии и Гвардейского. И значительно возрастет с каждым годом. Мы реально формируем 25 процентов бюджета, а также 50,6 процента пенсионного фонда Севастополя. А если учесть, что в нем 111 тысяч ветеранов (третья часть населения), причем в основном военных пенсионеров, то получается, что мы обеспечиваем пенсией большей их части, где-то 60 тысяч человек.
     Немаловажен и тот факт, что у нас на ЧФ работает около 30 тысяч гражданского персонала. А за ними ведь еще семьи. Умножьте на три и получите цифру под 90 тысяч человек, которые зарабатывают на жизнь благодаря флоту. Словом, около половины населения Севастополя так или иначе связано с ЧФ. С этим власти вынуждены считаться.
     
– Неужели совсем нет проблем?
     
– Они есть. И, увы, их очень много. Хотя часть, быть может, связана с тем, что командование флота не всегда своевременно ставит их на обсуждение. Что это за проблемы? Вы знаете, что Черноморский флот базируется здесь в соответствии с тремя основными соглашениями. Но есть еще несколько дополнительных, которые регулируют нашу жизнь. Некоторые очень неудобны и сложны для нас. Например, когда мы вынуждены подчиняться украинским законам и т. д. В любом случае они определяют жизнь, существование ЧФ и отступать от них, что-то произвольно менять, додумывать, конечно, нельзя.
     Например, у меня сейчас на рабочем столе лежат документы с просьбой местных властей передать землю, которая нам якобы не нужна. Но я не могу просто так ее отдать. Есть российско-украинская согласительная комиссия, которая только и вправе решать подобные вопросы.
     Впрочем, есть и другие задачки, которые не так просто решить. Законодательством Украины, например, определено, что все те, кто на 13 ноября 1993 года проживал в Украине, в том числе военнослужащие, автоматически стали ее гражданами. Таким образом, получается, что 53,8 процента военнослужащих ЧФ - де-юре граждане Украины. И хотя они имеют российские паспорта, выйти из этой ситуации не так просто. Например, если им придется выезжать из Севастополя или совершать какие-то действия, скажем, менять квартиру, то они перед этим должны выйти из украинского гражданства. А решение об этом вправе принять только президент.
     Вот в таких тупиках мы оказались, хотя и не по чьему-то злому умыслу. Просто попадаем под действие законов, которых раньше не было, про которые многие не слышали.
     
– Говорят, что ЧФ совсем задушили налогами. Чуть ли не все ваши деньги оказываются в казне Украины?
     
– Мы действительно платим очень большие налоги. Например, наш ансамбль песни и пляски в основном выступает бесплатно. Но иногда дает и платные концерты для своего самообеспечения. Так вот, заработав 25 тысяч гривен, он вынужден был выплатить из них одних налогов 23 тысячи! Так, как вы понимаете, быть не должно. Похожая история и с флотским театром, который с трудом выживает в такой системе.
     Мы платим большие налоги и таможенные сборы также за имущество, которое ввозим сюда и без которого не можем обойтись. Такие, будто мы везем его сюда на продажу. Но и это не все. Флот производит отчисления в Фонд социального страхования, пенсионный фонд...
     Помимо этого, мы еще закупаем топливо, обмундирование и продовольствие в Украине. А ведь это мечта всех регионов России: заполучить столь надежного заказчика и покупателя. Словом, пребывание сил ЧФ в Украине оказывает благотворное влияние на социально-экономическое положение и развитие города и региона в целом. Я уж не говорю о том, что Россия списывает ежегодно долги Украины примерно на 90 млн. рублей.
     До недавнего времени мы не занимались этой экономикой и расчетами, но жизнь заставила. Теперь мы можем аргументировано отстаивать свои позиции, хотя некоторые из этих цифр, думаю, не назовут даже в Киеве и Москве. Об этом говорит «осведомленность» некоторых членов киевских или московских делегаций.
     
– Черной краски добавляет, насколько мне известно, желтая пресса, представляя флот «слоном в посудной лавке», нарушающим экологию, правовые нормы и многое другое. Это так?
     
– К сожалению. Оглашаются порою совершенно надуманные цифры. Например, председатель горсовета неоднократно заявлял, что пребывание ЧФ в Севастополе якобы приносит городу ущерб в 150 млн. гривен. Дело в том, что платежи, которые мы вносим за аренду земли, экологию и т.д., получает Киев. Часть из них должна возвращаться Севастополю. В этом году город получил из них 32 млн. гривен. Но местные власти считают, что если бы они самостоятельно сдавали в аренду каждый клочок земли, то получили бы гораздо больше. Но это заблуждение. Большую часть земель, что мы занимаем, никто не возьмет в аренду из-за их непригодности. Если завтра мы уйдем отсюда, то там все превратится в пустыню. Последний забор и тот унесут.
     Я пытаюсь донести эти проблемы до многих руководителей. В том числе проблемы, связанные с гражданством, налогами, и убеждаю всех: пребывание ЧФ здесь никому ущерба не приносит. Более того, в Севастополе 326 официальных миллионеров. Это очень большая цифра для города с населением 320 тыс. человек. Тем не менее, тут очень много и бедных людей. У большинства пенсионеров и вдов пенсия минимальная - всего 85 гривен, в то время как за квартиру надо платить, скажем, 200 гривен. Поэтому люди донашивают старую одежду, что особенно заметно в осенне-зимний период. И это еще ярче высвечивает ситуацию: отказаться от услуг и налогов ЧФ было бы безрассудством.
     
– Это убедительный аргумент. Но не зря говорят: насильно мил не будешь, да и настроения политиков могут измениться. Как тогда?
     
– События развиваются так, как развиваются. Может наступить время, когда надо будет принимать радикальные решения. Какими они будут, мы не знаем. Пока можно с убежденностью говорить: мы тут останемся. Но можно с не меньшей убежденностью сказать, что все-таки нужно уйти. И в принципе, скажу вам, принимаются определенные меры, чтобы на кавказском побережье обустраиваться. Это отметил недавно и министр обороны РФ, сказав, что мы все больше и больше будем присутствовать на кавказском побережье. В любом случае этот вопрос будет как-то решаться.
     Но что меня сегодня особенно беспокоит? Многое из того, что было поделено между Российским флотом и ВМСУ Украины, сегодня ВМСУ утрачивается. У украинских моряков просто нет возможности содержать все это. Они все больше превращаются в людей, у которых ничего нет, и начинают коситься на наши причалы, наши заводы. Но мы же не виноваты в том, что способны содержать в готовности к бою и 30-летние корабли. Скажем, нашему кораблю БПК «Сметливый» 36 лет, а он еще ходит в Индийский океан.
     
– Кстати, впервые за много лет Черноморский флот побывал в столь дальнем походе, взаимодействовал со стратегической авиацией России. Как это сказалось на его выучке и международном статусе?
     
– Что дал нам Индийский поход? Во-первых, к нему было проявлено очень большое внимание со стороны других флотов - американского флота, английского, французского. Достаточно такого примера. Через Суэцкий канал тогда в связи с завершением активной фазы событий в Ираке прошли тогда сотни кораблей. Но только российские получили приглашение египетской стороны совершить визит в Египет на обратном пути. И он был нанесен. Разве это не свидетельство растущего престижа ЧФ и Российского флота в целом?
     Я вовсе не хочу говорить: вот какие мы замечательные. Но если откровенно, то те же, скажем, американцы давно всем глаза намозолили. В том числе и в Средиземном море. И там многие хотят видеть российский флаг. Более того, нас вновь ждут в тех странах, где мы традиционно бывали: в Сирии, Египте, во многих других. Нас любят в Греции и помнят, что сделал Российский флот для этой страны.
     Встречался я и с постоянным командующим НАТО на юге, итальянским адмиралом. Он высказался примерно так. Приглашаю вас в Неаполь в любое удобное для вас время, оплачиваю 80 процентов затрат на пребывание. И говорит, поверьте, у нас есть, что с вами обсудить. (Сейчас, напомним, корабли ЧФ как раз находятся с визитом в Италии. – Авт.).
     
– Позвольте в заключение вернуться еще раз к вопросам повседневной жизни и службы флота. Цифры говорят о том, что на российском Черноморском флоте работает граждан Украины больше, нежели россиян, которые тоже хотели бы трудиться во благо Андреевского флага
     
– Хотеть не вредно. Я быть может, тоже хотел бы работать, скажем, в Администрации Президента, но меня туда не возьмут. А что касается такого рода перекосов... Наш закон о гражданстве появился совсем недавно. В нем написано, что гражданин иностранного государства не может работать в добровольном порядке в качестве гражданского специалиста в Вооруженных Силах РФ. Но было время, когда никто за этим не следил.
     Кроме того, в основном у нас работают наши же бывшие офицеры, ушедшие в запас и осевшие в Украине. Ведь в ЧФ в основном служили те, кто тут родился и вырос. У многих тут корни: бабушки, дедушки, отцы и матери. И что - бросить всех, отгородиться? Ведь мы по сути ничего не сделали, чтобы они могли здесь оставаться гражданами России. Для этого нужно было биться за двойное гражданство. За то, чтобы тут работал наш военкомат, куда можно было бы встать на учет. Теперь все это отошло. Такова жизнь. Люди хотят умереть там, где родились, и за это их нельзя упрекать.
     Сегодня мы, правда, граждан Украины больше не принимаем на работу. Ищем кандидатов на свободные вакансии среди граждан России. И еще. Попрошу всегда помнить о том, что каждое необдуманно, сгоряча сказанное нами слово, может отозваться в Украине обидой. Кто действительно хочет нам добра, не будет говорить, что нам в Крыму плохо. У каждого государства есть национальные интересы. И их надо уважать и соблюдать.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100