на главную страницу

2 Сентября 2003 года

Армия и общество

Вторник

«Восток-2003»: итоги и перспективы

Николай ЛИТКОВЕЦ.



Командно-штабное учение Тихоокеанского флота «Восток-2003», которое проходило на территории Дальневосточного федерального округа в течение 10 суток, завершено.
Руководитель учения – главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов в штабе флота в присутствии представителей всех силовых и других министерств и служб,участвовавших в нем, подвел итоги.

     
По словам главкома, результаты учения должны дать новый импульс в законотворческой деятельности федеральных органов и органов субъектов Федерации, министерств и ведомств в решении задач по обеспечению безопасности и защите национальных интересов нашего государства.
     Прошедшее учение имело две основные особенности. Во-первых, все отрабатываемые учебные мероприятия, связанные с актуальными в настоящее время вопросами борьбы с терроризмом, браконьерством, контрабандой, спасения на море, обеспечения производственной деятельности и т. д., планировались и проводились применительно к условиям мирного времени в рамках специальной операции. Во-вторых, нельзя не отметить масштабный территориальный размах, охвативший четыре субъекта Российской Федерации, а также непосредственное участие аппарата полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе и администраций краев и областей, что, бесспорно, повысило статус учения до федерального уровня. Именно эти особенности и учел Президент РФ при утверждении плана учения, определив его направленность и содержание: «Применение сил и войск Тихоокеанского флота самостоятельно и во взаимодействии с войсками (силами) других видов Вооруженных Сил, воинскими формированиями и органами других министерств и ведомств Российской Федерации в целях обеспечения безопасности и защиты национальных интересов России».
     Участники учений ставили перед собой две группы целей, отметил главнокомандующий. Первая – проблемно-исследовательская. К ней относятся: выявление круга проблем, связанных с организацией совместной деятельности различных министерств и ведомств при решении поставленных задач; определение путей разрешения выявленных противоречий, в том числе, совершенствование существующей нормативно-правовой базы по всей вертикали управления министерств и ведомств, а также дальнейшее развитие необходимых для ее реализации управленческих и исполнительных структур и механизмов; решение теоретических и практических проблем руководства, организации управления, взаимодействия и обеспечения, контроля за деятельностью должностных лиц и применением сил на всех этапах подготовки, выполнения и разбора конкретных мероприятий, а также их учета, отчетности и обязательной оценки; уточнение конкретных задач, которые могут быть поставлены силам, воинским формированиям и подразделениям привлекаемых к учению министерств и ведомств, при решении задач, а также критериев их достижения; классификация и систематизация мероприятий, которые мы выполняем как в целом, так и по отдельным эпизодам и мероприятиям; обоснование форм и способов совместного применения сил различных министерств и ведомств в условиях мирного времени, а также системы показателей, которыми мы должны и можем охарактеризовать выполненные ими действия и мероприятия.
     Вторая группа целей – учебная. Это – совершенствование практических навыков и слаженности работы органов государственного и военного управления Российской Федерации при планировании, организации и выполнении мероприятий по обеспечению безопасности и защите национальных интересов России в Дальневосточной и Северной морских зонах; совершенствование взаимодействия сил Тихоокеанского флота с войсками Дальневосточного военного округа, 11-й армии ВВС и ПВО, войсками (силами), воинскими формированиями и органами других министерств и ведомств при совместном решении задач по обеспечению безопасности и защите национальных интересов России в Дальневосточной и Северной морских зонах.
     На практике было отработано шесть комплексных учебных задач.
     Первая – пресечение деятельности пиратских и других террористических групп, предотвращение случаев незаконного задержания и грабежа российских транспортных и рыболовных судов со стороны организованных преступных групп, нападения на суда, в том числе и российские, в различных районах операционной зоны Тихоокеанского флота с применением оружия.
     Вторая – противодействие организованной браконьерской деятельности, создающей угрозу запасам морских биологических ресурсов в Японском, Охотском и Беринговом морях, подавление вооруженного сопротивления отдельных организованных групп браконьеров органам правопорядка, сотрудникам подразделений и органов рыбоохраны.
     Третья – предотвращение диверсий экстремистских групп на административных, промышленных, военных и других объектах.
     Четвертая – ликвидация последствий террористических актов и аварий техногенного характера на объектах нефтегазового комплекса, размещенных на побережье и в акватории Японского и Охотского морей, а также судах, осуществляющих транспортировку нефтепродуктов, угрожающих экологической безопасности государств региона.
     Пятая – ликвидация последствий стихийных бедствий.
     И, наконец, шестая - обеспечение безопасности мореплавания и оказание помощи кораблям и судам, терпящим бедствие.
     КШУ прошло в три этапа, на трех операционных направлениях. Для управления и координации действий сил и участников были созданы штаб руководства и посреднический аппарат. В учении приняли участие более 60 боевых кораблей и катеров, 31 судно обеспечения, 72 самолета и вертолета, 70,4 тысячи военнослужащих и гражданских специалистов, 2 корабля и 2 вертолета от ВМС Японии и Республики Корея, а также 7 наблюдателей от ВМС Канады, Китая и Южной Кореи.
     К участию в учении были также привлечены 15 федеральных органов исполнительной власти, под руководством которых прошли 45 тактических, тактико-специальных и специальных учений, в том числе под руководством ВМФ – 31, МВД – 6, ФСБ – 5, Минтранса – 2, Минэнерго – 1. Кроме того, в период КШУ министерства и ведомства проводили учения и по своим планам (всего 18 учений).
     Началу учения предшествовали мероприятия по заблаговременному повышению боевой и мобилизационной готовности сил, войск флота, выполнение которых позволило увеличить количество боевых кораблей сил постоянной готовности с 61 до 70 процентов, технически исправных самолетов с 48 до 73 процентов и вертолетов с 47 до 65 процентов.
     Вместе с тем главнокомандующий отметил, что на сегодняшний день планирование мероприятий заблаговременной подготовки, в частности по ремонту (восстановлению) вооружения, военной техники и дообеспечению недостающими материальными средствами, проводится только Министерством обороны без привлечения оборонных отраслей промышленности. Это объясняется отсутствием нормативно-правовой базы, регулирующей заблаговременный перевод отдельных отраслей экономики, субъектов Российской Федерации и предприятий промышленности на выпуск продукции, необходимой для обеспечения мобилизационного развертывания Вооруженных Сил. Выявленную проблему мы должны решить прежде всего на федеральном уровне, отметил Владимир Куроедов.
     В то же время администрации краев и областей, зная о планируемом крупномасштабном учении, его теме и сроках проведения, не выполнили ряд мероприятий предварительной подготовки, касающихся организации и разработки документов при введении чрезвычайного положения.
     Предваряя начало учения, 15 августа с.г. в целях координации действий участников командно-штабного учения было проведено координационное совещание с аппаратом руководства. Руководители оперативных групп министерств и ведомств доложили о готовности органов управления, сил (войск), воинских формирований и учреждений к началу учения. Была проведена окончательная проверка полноты и качества планирования предстоящих действий, а также согласованности действий сил (войск). Особое внимание было обращено на организацию взаимодействия и меры безопасности. Как видите, это дало положительный результат. Было очевидным, что при решении задач, вынесенных на командно-штабное учение, привлечение территориальных органов исполнительной власти к совместной подготовке не только целесообразно, но и крайне необходимо.
     Далее главнокомандующий дал оценку поэтапному действию всех участников учения. В целом они отличались слаженностью действий и выполнили поставленные задачи. Однако имелись и просчеты. Так, по линии Минтранса России порты и пароходства сигнала о начале учения от своих центральных органов не получили, эту функцию пришлось исполнять командному пункту Тихоокеанского флота. Вывод здесь можно сделать один – необходима единая система оповещения всех силовых структур, а также министерств и ведомств, осуществляющих морскую деятельность государства на всех региональных направлениях.
     По сценарию учения в целях определения оптимальной структуры были отработаны два варианта временного специального органа управления при введении чрезвычайного положения в субъектах Федерации. Наиболее оперативно первоочередные меры по введению чрезвычайного положения, по оценке главнокомандующего, были отработаны в Приморском крае, где руководство было возложено на губернатора края Сергея Дарькина. В результате правильных действий губернатора администрация Приморского края была своевременно переведена на усиленный режим работы, были изданы распоряжения губернатора, соответствующие постановления администрации, образованы временный специальный орган управления, объединенный оперативный штаб и назначен комендант территории. Несколько другая картина была в администрации Камчатской области, где объединенный оперативный штаб был сформирован с большой задержкой, а функциональные обязанности входящих в него должностных лиц определены с опозданием. А на территории Хабаровского края в поселке Ванино и городе Советская Гавань с введением чрезвычайного положения режим работы администраций не изменился, усиленный режим работы был введен только с 20 августа, лишь с началом второго этапа учения!
     В рамках проведения КШУ получен опыт по отработке первоочередных действий при объявлении чрезвычайного положения на территории регионов Дальневосточного федерального округа. Вместе с тем в этом вопросе еще предстоит кропотливая и, по всей видимости, продолжительная работа, чтобы прийти к окончательному выводу, какой из структурных вариантов управления при введении чрезвычайного положения предпочтителен.
     По мнению главкома, необходимо окончательно определиться с нормативно-правовой базой и утвердить единый перечень документов, разрабатываемых субъектом Федерации при введении чрезвычайного положения. Так, положение о временном специальном органе управления до сих пор не утверждено Президентом Российской Федерации. Поэтому разработанные администрациями функциональные обязанности для органа управления и оперативного штаба требуют всестороннего рассмотрения и доработки. Эта проблема характерна для всех субъектов Российской Федерации.
     Несмотря на целый ряд мер по борьбе с терроризмом и пиратством на море, которые предпринимаются всеми сопредельными государствами, растет число пиратских нападений на гражданские суда в Тихом и Индийском океанах. Только с 10 июня по 10 августа зарегистрировано 56 пиратских нападений, что на 15 процентов больше показателей прошлого года. Поэтому во время учения была проверена действенность структур, отвечающих за защиту морского судоходства. К сожалению, она не везде оказалась на высоте. Адмирал флота Владимир Куроедов высказался о целесообразности учета мирового опыта при проведении в будущем подобных учений, пригласив специалистов международного центра по борьбе с пиратством.
     Чудовищному разграблению подвергаются и морские биоресурсы Дальнего Востока. По докладу представителей Пограничной службы, ежегодный ущерб составляет от 2 до 5 млрд. рублей. Только за период учений морскими силами Погранслужбы за нарушение природоохранного законодательства задержаны 9 российских судов, по трем из них идет разбирательство. Ориентировочная сумма исков за нанесенный ущерб составляет около 14 млн. рублей. Кроме того, задержаны 4 иностранных судна с незаконно выловленной рыбой. Это еще 405 тысяч долларов. Пресечена незаконная переработка красной рыбы и икры на Камчатке. Еще 108 тысяч долларов. Необходимо совместно бороться с подобными явлениями.
     - И я Тихоокеанскому флоту не запрещаю, - сказал Владимир Куроедов, участвовать в этой работе, как делают моряки Северного флота, которые берут на борт досмотровые группы государственных инспекторов. Решая свои задачи, необходимо найти себе применение и в мирное время.
     В период проведения КШУ изъято около 60 кг взрывчатых веществ, более 300 единиц боеприпасов, 23 мины, 295 единиц оружия, более 20 кг наркотиков. И это за 10 суток. Задержаны и привлечены к ответственности 40 нарушителей пограничного режима, пресечены 5 попыток провоза незадекларированного груза на общую сумму 100 тысяч долларов. Это хорошая работа, но она должна вестись повседневно, заметил главнокомандующий.
     На фоне КШУ министерствами и ведомствами дополнительно проведены еще 18 учений, большая часть из которых связана с ликвидацией аварий техногенного характера. Наиболее показательно учение по борьбе с аварийным загрязнением морской среды. Оно высветило серьезнейшую проблему экологического состояния водной акватории бухт и заливов Владивостока. По оценке специалистов, из-за отсутствия очистных сооружений город ежедневно сбрасывает в бухту Золотой Рог 450 тысяч кубометров неочищенных сточных вод. По результатам этого учения стало очевидным, что дно бухты Золотой Рог насыщено нефтепродуктами, фенолами, пестицидами и другими продуктами. Их содержание составляет превышение норм в 2-16 раз. До 85 процентов бухты сегодня представляют собой мертвую, безжизненную зону. Вот результат нашей с вами повседневной деятельности, заметил главком.
     Давая оценку работы командования ТОФ в ходе КШУ, главком отметил, что он ожидал большего. На флоте проделан огромный объем работы. Накладывал ответственность тот факт, что задачи на проведение КШУ ставил Президент России. Однако не везде в частях и соединениях командиры были на высоте. В ряде случаев документы без всякой доработки применительно к тому или иному подразделению или кораблю просто спускались сверху вниз. Задачи старшего начальника не стали целью младшего. До последнего дня флот занимался и технической подготовкой кораблей. Нет коренного перелома в росте профессионализма у руководителей различных уровней управления. Ряд разработанных документов сводился не к борьбе с терроризмом, а к... охране ворот. На флоте хромает противолодочная, противоминная подготовка. Эти вопросы необходимо поправлять.
     – В то же время результаты учений говорят о нашей способности решать поставленные задачи. Мы показали мировому сообществу свою готовность к сотрудничеству, решительность в защите национальных интересов России на Тихоокеанском региональном направлении. По нашим оценкам, участие в учении иностранных наблюдателей, а в ряде эпизодов и сил отдельных государств обеспечило определенную политическую значимость КШУ, сказал в заключение Владимир Куроедов.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100