на главную страницу

4 Сентября 2003 года

Тема номера

Четверг

Квартирный вопрос? Ждите ответа

Игорь ПОДБЕЛЬСКИЙ



     Добрый день!
     Сразу приношу свои извинения за беспокойство.
     Хотелось бы с вашей помощью понять общую картину с квартирным вопросом в Московском военном округе, в Минобороны в целом и найти возможность выхода из сложившейся ситуации.
     В 1995 году мой отец (тогда майор, а сейчас уже полковник) приказом министра обороны РФ (за подписью министра обороны) был назначен для прохождения службы в Москву. По прибытии в Первопрестольную он был включен в очередь на жилье. До его получения семье из 4 человек временно выделили для проживания комнату общей площадью 18 кв.м в общежитии. Прописаны мы при части, во всем известном здании Минобороны на Красной площади.
     Годы идут... Тишина: военные и их семьи привыкли переносить трудности и лишения военной службы, поэтому ждем-с. У себя в части первые на очереди...
     В 2001 году у матери признают сахарный диабет I типа среднетяжелой формы. Инвалидность, 3-я группа. Справка ВВК и право на первоочередное жилье. Надежда теплится, что в ближайшее время все учтут. Ждем-с.
     В 2002 году у матери признают инфильтративный туберкулез легкого. Инвалидность, 2-я нерабочая группа. Вторично справка ВВК о праве на первоочередное жилье.
     В 2003 году: выслуга лет у отца 25 лет плюс предельный возраст, хотя контракт до 1 января 2005 года. Собрав все документы, отец отправляет рапорт по команде вышестоящему руководству. Резолюция: «Право на первоочередное жилье… доложить начальнику ГлавКЭУ». И тишина...
     Отец отправляется на прием в ГлавКЭУ. Выслушали, ответили: «У нас квартир нет, звоните на следующей неделе». Через неделю - «звоните на следующей неделе», через неделю - «на следующей» и т.д.
     Все документы отправлены заказным письмом на имя начальника тыла Московского военного округа. Уведомление о вручении на руках, ответ в письменном виде так и не поступил.
     Отец звонит в жилищную комиссию тыла: «У нас квартир нет… что же вы не увольняетесь, увольняйтесь… а у нас нет».
     И что делать полковнику,
     который посвятил всю свою жизнь службе Отечеству? Который висит теперь между небом и землей с двумя взрослыми детьми (20 и 25 лет) и больной женой, которой нужны специальные условия и уход?
     Увольняться? Судиться год, еще год ждать выполнения Министерством обороны своих обязательств по суду.
     А мама пусть мучается... глядишь, одним претендентом станет меньше. Тогда уже и 18 кв. м спишут.
     Где же выполнение закона о статусе военнослужащих? Где социальная справедливость при распределении жилья, о которой твердят генералы?
     По-моему, 8 лет - это уже слишком... Или я не права?
     Спасибо, надеюсь на понимание и ответ.

     С уважением Татьяна Пахмутова.
     
Это страшное слово «статистика»

     
Две трети писем, приходящих в редакцию, так или иначе касаются темы социальной защиты военнослужащих. 90 процентов этих писем о жилье. Цифры вообще очень откровенная штука, лучше бы их не знать. Интерфакс со ссылкой на высокопоставленный источник сообщает, что за последние пять лет проблема обеспечения жильем военнослужащих Минобороны России обострилась. К концу прошлого года количество семей военнослужащих, нуждающихся в жилье, возросло со 162 до 174 тыс. (на 7 процентов). Как следствие этого удельный вес не обеспеченных жильем военнослужащих (офицеров и прапорщиков) в их общей штатной численности вырос к 2002 году до 30 процентов по сравнению с 22 процентами в 1998 году.
     За все последние годы резкое снижение числа бесквартирных офицеров отмечалось однажды. Это произошло в 1993 году в связи… с распадом СССР. Однако к 1995 году их численность опять возросла с 119,6 до 125,2 тыс. К тому году еще около 112 тысяч (сейчас их около 160 тысяч) семей офицеров и прапорщиков, уволенных в запас или в отставку, ожидали получения жилья от местных органов власти по избранному месту жительства. В это время и была сделана первая серьезная попытка кардинальным образом решить жилищную проблему в армии и на флоте - Правительство РФ утвердило государственную программу обеспечения жильем военнослужащих, получившую чуть позже статус президентской. В соответствии с ней за счет средств федерального бюджета в течение 1993 - 1995 гг. в интересах Министерства обороны РФ планировалось построить 283,3 тыс. квартир. В случае ее успешной реализации к концу 1995 года количество бесквартирных военнослужащих должно было уменьшиться примерно в два раза.
     Фактически же было построено только 140,7 тыс. квартир. Основная причина срыва выполнения программы - неудовлетворительное финансирование. В 1993 году капитальное строительство на эти цели было профинансировано на 86 процентов, в 1994 - только на 46, а в 1995 - примерно на 70.
     Вторая государственная программа, направленная на решение жилищной проблемы в Вооруженных Силах РФ, предусматривала строительство 61,2 тыс. квартир за 1996-1997 гг. А фактически было сдано под заселение 45,6 тыс.
     
Обещанного не три года ждут

     
Девяностые годы – это уже история. А что сейчас? По мнению первого заместителя начальника Центрального организационно-планового управления капитального строительства Минобороны РФ генерал-майора Александра Рыльского (источник - Интерфакс-АВН), «для решения проблемы бесквартирных до установленного президентом срока - 2010 года требуется 12 млрд. руб. ежегодно, то есть в 2 раза больше, чем было, например, заложено в 2002 году (6,3 млрд. руб.)». Правда, по данным Минэкономразвития РФ, в 2003 году общие расходы на жилье военнослужащим увеличатся на 11 процентов по сравнению с 2002 годом. «11 процентов» и «в два раза» - эх, лучше бы не знать и математику. Получается, что указание президента будет выполнено с опозданием лет на пять-семь.
     По оценке бывшего начальника Генерального штаба ВС РФ, ныне члена правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих генерала армии Михаила Моисеева, даже если будут выполнены все программы по строительству жилья для военнослужащих, в очереди на квартиры к 2010 г. по-прежнему будут числиться не менее 20 тысяч человек. Еще более 60 тысяч военных пенсионеров будут ждать отселения из закрытых военных городков.
     
Кто-кто в городке живет?

     
Кстати, о городках. По данным Счетной палаты, результаты проверки использования средств федерального бюджета, выделяемых на строительство и приобретение жилья для военнослужащих Минобороны России, а также для лиц, уволенных из Вооруженных Сил, позволяют говорить о том, что из имеющегося в Вооруженных Силах ведомственного жилого фонда в объеме 769 тыс. квартир только 242,7 тыс. квартир (31,6 процента) заселены семьями военнослужащих, а остальные используются лицами, утратившими связь с армией, и гражданским персоналом, получившим это жилье в порядке обмена или покупки.
     Главным контрольным органом страны отмечается также, что федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты» за истекшие пять лет реализована лишь на 32 процента. В результате несовершенства механизма осуществления программы и упущений в организации этой работы только военнослужащими Минобороны не смогли быть реализованы 10,7 тыс. сертификатов на сумму 19 млрд. рублей.
     Отмечается также, что, несмотря на выполнение в последние годы Правительством РФ бюджетных обязательств по финансированию жилищного строительства (приобретения жилья) для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, ситуация в этой сфере практически не изменилась, а по отдельным направлениям даже обострилась. Это в значительной мере результат отсутствия целостной государственной жилищной политики в отношении военнослужащих и уволенных с военной службы граждан.
     
И никто не виноват

     
Несколько лет назад председатель Комитета Госдумы по обороне Андрей Николаев, комментируя квартирные махинации отдельных госслужащих, говорил, что суть проблемы заключается в том, что «в стране никто не знает, какие конкретно чиновники отвечают за обеспечение военных жильем». С тех пор ничего не изменилось.
     Вы уж извините, Татьяна. Хотелось бы обнадежить, сказать: «Все будет хорошо». Это сделают другие. Только ситуация, действительно, получается аховая. Накопительная система обеспечения жильем военнослужащих, о которой «Красная звезда» не раз рассказывала, коснется молодых лейтенантов – выпускников 2004 года. А что делать тем, кто стоит в очереди на жилье уже с десяток и более лет? Такие офицеры есть и в нашей редакции.
     
Бесквартирье на фоне строительного бума

     
Ситуация в столице вообще парадоксальная. Бездомные офицерские семьи, зарегистрированные по адресам воинских частей, за забором которых - строительный бум. Новостройки как грибы растут с обеих сторон МКАД. Не хочется глубоко увязать в экономической риторике. Недавно один московский предприниматель объяснял автору этих строк ноу-хау столичного градоначальства. Московские власти отдают строителям-инвесторам землю, а взамен получают готовые квартиры, которые выделяют, в том числе и отселяемым из сносимых «хрущевок» жильцам и прочим социальным категориям. Инвестору-строителю остается в среднем от 75 до 65 процентов квартир возведенной им многоэтажки. Он любой из этой пропорции ужасно рад, в Москве сейчас дефицит земли.
     В чем же тут ноу-хау? В умении правильно организовать процесс, максимально упростить согласовательно-разрешительные процедуры, сократить количество поборов и т.д. Государство - дольщик (его доля – это земля, коммуникации, упрощение согласовательно-разрешительных процедур, стоимость которых по отдельным оценкам может доходить до 10 процентов от цены всего проекта) – эта идея уже не первый год витает в деловых кругах. Но пока у нас есть только «Московское правительство – дольщик».
     В военном ведомстве пытаются взять на вооружение эту тактику. Выбивают «пятно» под застройку, а потом приглашают инвестора. Правда, о таких случаях распространяться никто не любит. Хотя гласность в таком деле была бы только на пользу. Редко уже кто вспоминает и о неудавшемся «обмене» того самого здания, в котором служит отец Татьяны, на две с половиной тысячи квартир. Это позволяет некоторым гражданским изданиям публиковать инсинуации в адрес отдельных чиновников военного ведомства, раздувая недостаток информации до размеров коррупционного скандала. Мы им, естественно, не верим. Однако открытая гласная позиция по этим и другим аналогичным вопросам наверняка могла бы не только снять необоснованные, уверен, обвинения в адрес отдельных бывших военных чиновников, но и способствовать улучшению морально-психологического климата в воинских коллективах.
     Извините, Татьяна, за столь длинные рассуждения. И не поймите их превратно. Ответ на главный военный вопрос «О жилье» - не должен быть отрицательным. Редакция понимает, что публикация данного материала вызовет отклик не только среди читателей газеты. Однако ситуация с жильем в армии действительно критическая. В этой связи лично к Президенту РФ Владимиру Путину направил обращение уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Олег Миронов. К главе государства он обратился с предложением принять безотлагательные меры по обеспечению жилищных прав военнослужащих и членов их семей. Принятием скорейших решений по этой проблеме обеспокоена и Государственная Дума. Не так давно ею также было направлено обращение к главе государства и председателю Правительства РФ по вопросам реализации президентской программы «Государственные жилищные сертификаты». Военные привыкли жить по приказу, и они ждут решения своего жилищного вопроса от руководства страны.
     И еще, в жилищной комиссии у вашего отца не случайно спросили: «Что же вы не увольняетесь?» Сегодня реальность такова, что жилье выделяется только увольняемым военнослужащим.

     .
     
А в это время
     
В Центральном Доме журналиста в Москве в конце августа состоялась пресс-конференция руководителей центральных и региональных профсоюзов военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Случай уникальный. Впервые за одним столом собрались представители крупнейших профсоюзных организаций «в погонах». Объединила большинство из них идея проведения в столице в октябре этого года форума по проблемам обеспечения жильем бесквартирных военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.
     Пресс-конференция началась с того, что один из представителей региональных профсоюзов не исключил, что группа офицеров запаса, стоящих в очереди на жилье более десяти лет, в виде протеста совершит пеший марш-бросок от Смоленска до Москвы.
     Предложения других профсоюзных деятелей были более спокойными. Изменение системы выдачи жилищных субсидий и порядка предоставления земельных участков, увеличение стоимости государственных жилищных сертификатов до рыночного уровня, различные инвестиционные программы и создание целевого жилищного инвестиционного фонда и другие.
     Инициатором проведения форума выступил профсоюз военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов Московской области (председатель – капитан запаса Владимир Вахания). Координатором форума стал ФГУП Минобороны РФ «Всероссийский центр переподготовки офицеров, увольняемых в запас», которым руководит генерал армии Михаил Моисеев. Профсоюзные лидеры пытаются разработать собственные программы решения квартирного вопроса не только для армии, но и для всех силовых ведомств.



Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100