на главную страницу

5 Сентября 2003 года

Лучшие в ВМФ

Пятница

Повелители глубин

Юрий Банько. Северный флот.



     
Алиса из Заозерья…

     Через погрузочный люк специалисты береговой базы из Заозерска и экипажа атомной подводной лодки медленно, сантиметр за сантиметром, выуживали из черного чрева субмарины длинную сигару ракеты-торпеды. Всем не терпелось скорее завершить выгрузку боезапаса и наконец-то вернуться домой после трехнедельного плавания. Все это время 603-й экипаж атомной подводной лодки выполнял учебно-боевые задачи, среди которых и условный пуск крылатой ракеты, и реальная стрельба практической торпедой.
     Выход в море был не совсем обычен. Во-первых, бывший командир экипажа капитан 1 ранга Александр Юлдашев, получивший новое назначение, передавал дела и должность своему сменщику капитану 1 ранга Михаилу Полещикову прямо в море. Во-вторых, вместе с экипажем в поход пошла группа командиров других подводных лодок, которых взял с собой для практического обучения командир эскадры контр-адмирал Александр Смелков.
     Поучиться было чему, ведь экипаж Юлдашева неоднократно завоевывал призы ВМФ в ежегодных состязаниях по видам боевой подготовки, а сейчас носит звание лучшего во всем Военно-морском флоте.
     В море на имя Полещикова поступила телеграмма от командующего Северным флотом адмирала Геннадия Сучкова: «Уважаемый Михаил Александрович! Сердечно поздравляю вас с днем рождения. Как настоящий моряк, командир-подводник, свое 36-летие вы встречаете в море».
     Далее шли полагающиеся в таких случаях пожелания. Внимание и уважение командующего к подчиненному говорит о многом.
     А Александр Юлдашев в это время томился ожиданием. Весточка на его имя поступила в 4 часа утра следующих суток: «Командиру. Поздравляем рождением дочери 22.10, 16 апреля. Вес 4.200, рост 54 сантиметра. Жена и ребенок чувствуют себя хорошо».
     Командир эскадры разрешил Юлдашеву во время захода в Североморск покинуть подводную лодку, чтобы встретить жену и дочь из роддома. Первую дочь встречать ведь не довелось – был тогда на боевой службе. Отец уже выбрал новорожденной имя – Алиса. В других местах, наверное, и имя нашли бы другое. А так - Алиса из Заозерья...
     
Александр Юлдашев

     Американский киноактер, сыгравший роль командира атомной подводной лодки «К-19», Харрисон Форд сказал: «Управлять подводной лодкой – задача для сверхчеловека». С двумя сверхчеловеками, командирами АПЛ, мне довелось встретиться в Заозерске.
     Первым собеседником стал капитан 1 ранга Александр Юлдашев, один из лучших командиров-атомщиков ВМФ. Ничего от сверхчеловека в нем не просматривалось. Коренастый, крепкий, добродушный, с улыбкой, не покидавшей уста. Базовой его профессией, полученной в стенах Калининградского военно-морского училища, была спецсвязь. Но нет предела совершенству. Как говорится, терпение и труд все перетрут… Через четыре года после окончания училища стал помощником командира, еще через год – старпомом, а в 2000-м, после окончания академии, - командиром лодки. Город атомщиков Полярные Зори и Кольская АЭС стали шефами экипажа.
     Благодаря шефам у них лучшая казарма в дивизии. Уже несколько лет подряд 9 Мая подводники выезжают в Полярные Зори для участия в параде. А летом семьи моряков проводят часть своего отпуска на базе отдыха шефов.
     Юлдашева не раз отмечали за успехи в службе. Звания капитана 2 и 1 ранга получал досрочно. Весомая оценка его ратного труда – медаль «За отвагу». Само название награды выразительно, как и текст указа о награждении: «За мужество и доблесть, проявленные при выполнении правительственного задания в условиях, связанных с риском для жизни». Они действительно рисковали, продвигаясь подо льдами Арктики на сверхмалых глубинах. По этому маршруту Юлдашев провел свою субмарину дважды.
     Еще одна награда Юлдашева - орден «За военные заслуги». Его он получил в 1998-м, после выполнения задачи по слежению за авианосной ударной группой НАТО.
     Славу командиров этого экипажа Юлдашев подтвердил в 2000 году, в очередной раз завоевав со своими моряками приз ВМФ за выполнение торпедной стрельбы по отряду боевых кораблей. А сейчас в казарме экипажа хранится кубок, полученный в прошлом году.
     Вообще 2002 год выдался на редкость удачным: экипаж был признан лучшим в дивизии, на эскадре, на Северном флоте и в ВМФ. Успехи завоеваны напряженным трудом. И темпов боевой учебы экипаж не снижает. Уже в этом году «морячили» более месяца.
     - Жалко мне прощаться с экипажем, - говорит Александр Юрьевич. – Даже прослезился на последнем построении, когда уходил.
     - А негласный ритуал выполнили? Выбросили свою шапку в море во время прощального выхода? - задал ему вопрос.
     - Нет, - последовал ответ. - Я с морем расставаться не собираюсь. А потому шапка еще пригодится.
     Вечером, когда мы покидали гарнизон, капитан 1 ранга Александр Юлдашев собрал подчиненных, чтобы попрощаться в неформальной обстановке. Его ждали новая дивизия и должность начальника штаба.
     
Михаил Полещиков

     Над рубкой атомной подводной лодки, кроме Андреевского флага, развевалось еще одно полотнище в красных и белых квадратиках. Этот флаг расцвечивания оповещал, что идет перегрузка боезапаса. А потому командир подводной лодки Михаил Полещиков перепоручил нас вахтенному офицеру, сказав, что придет, когда работы будут завершены. Признать в нем командира было трудно. Молод, в рабочей, как и все, одежде. Лишь субординация подчиненных, обращение к нему «Товарищ командир» выделяли его на общем фоне.
     Пока командир руководил работами, нас накормили обедом. Кормят на лодке всех из одного котла. Отличие лишь в месте приема пищи: офицеры питаются в кают-компании, а мичманы и матросы – в столовой. В этот раз кормили блюдами, приготовленными из консервированных продуктов. И неудивительно, ведь лодка возвратилась из похода. Однако пища была приготовлена вкусно.
     Командиры надводных кораблей, а тем более капитаны гражданских судов, побывав на лодках, частенько незлобиво шутят над подводниками: «Открываю дверь шкафа, а это, оказывается, каюта командира». Действительно тесновато. Но поговорить с Михаилом Александровичем нам это не помешало.
     В семье Полещиковых, потомственных врачей, были удивлены решением Михаила стать подводником, но не препятствовали желанию сына. По-видимому, с отцовскими генами ему передались навыки хирурга. Когда в одном из походов у члена экипажа пришлось срочно удалить воспалившийся аппендикс, именно Михаил ассистировал капитану медицинской службы Сергею Матушкину. Операция в кают-компании, на подлодке, идущей на глубине 50 метров, длилась 2 часа 40 минут…
     Прооперированный жив и здоров, продолжает ныне службу в техническом управлении Северного флота. А тогда, по возвращении в базу, врачи госпиталя, подтвердив диагноз, дали высокую оценку и медику, и его «ассистенту».
     За плечами Михаила Александровича 14 лет офицерской службы, академия. Два года командовал другим экипажем АПЛ. А теперь принял под свое начало лучший экипаж ВМФ. С поставленной задачей в море справился. И пуск крылатой ракеты, и стрельба торпедой выполнены успешно. В дуэли с другой подлодкой одержали победу. Поединок длился более часа, а вот на боевую работу от команды «Боевая тревога! Торпедная атака!» до долгожданной, короткой, как выстрел, команды «Пли!» ушли всего лишь минуты.
     Главное здесь было занять выгодную позицию, упредить противника, нанести удар и уклониться от атаки. Так командир вкратце охарактеризовал задачу. Итог дуэли зависел от выучки и слаженности всего боевого расчета и, конечно же, от работы командира. За его действиями наблюдали командир эскадры, его заместитель и начальник штаба дивизии, несколько командиров подводных лодок, выходивших с ними в море.
     Но самыми строгими судьями стали подчиненные, которых интересовало, что собой представляет Полещиков как командир. В грязь лицом командир не ударил. Ведь ему здесь было на кого опереться. Сильнейшие специалисты, настоящие мастера своего дела сейчас служат под его началом: командиры штурманской боевой части капитан 3 ранга Сергей Лавриненко, боевой части связи капитан 3 ранга Иван Цюх, электромеханической боевой части капитан 2 ранга Василий Болтенков, гидроакустик старший мичман Владимир Петухов...
     В этом экипаже Полещикову ранее довелось прослужить четыре года, сходить на три боевые службы. Доля его труда есть и в завоеванных призах ВМФ. Надеется, что летом будет вновь представлять Северный флот на состязаниях.
     Наш разговор был недолгим. Михаил Александрович спешил к семье. Его можно понять: в море около трех недель, домой вернулся в три часа ночи, а в семь утра вновь был на службе. Такова командирская доля…
     Казарму экипажа украшает герб: белый полярный волк, натянув тетиву лука, готовится пустить в цель ракету-торпеду. А ниже девиз: «Честь моя зовется верность». Они, подводники, действительно в большом и малом верны присяге, долгу, флоту, Родине.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100