на главную страницу

10 Сентября 2003 года

Заметки обозревателя

Среда

ПРАЗДНИК С ЯДЕРНЫМ АКЦЕНТОМ

Владимир КУЗАРЬ.



9 сентября северокорейцы торжественно отметили 55-ю годовщину образования своей республики. По случаю праздника в столице, как сообщается из Пхеньяна, состоялись красочные манифестации, участники которых бесконечно провозглашали здравицы в адрес Ким Чен Ира, накануне единодушно избранного на следующие пять лет председателем национального Комитета обороны, и клятвенно обещали «форсировать строительство могучей социалистической державы». Был и военный парад, призванный продемонстрировать как собственному народу, так и всему миру мощь Народно-освободительной армии Кореи.

     В том, что во многих странах внимательно следили за нынешним северокорейским праздником, сомневаться не приходится. Но не для того, чтобы определить, насколько искренни корейцы в своих чувствах к лидеру КНДР и существующему режиму. Или выделить из колонны военной техники новую баллистическую ракету, которой Пхеньян грозится достать Соединенные Штаты. Праздник привлек к себе повышенное внимание тем, что ранее западные средства массовой информации распространили сообщения о планируемом Северной Кореей на этот день ядерном испытании. Оно должно показать, что Пхеньян не блефует, говоря о наличии у него ядерного оружия массового уничтожения. Тем более что и Верховное народное собрание (парламент) КНДР заявило по итогам шестисторонних переговоров, состоявшихся в Пекине, что у Пхеньяна не остается иного выбора, кроме «активного наращивания ядерных сил сдерживания для защиты от возможных американских ядерных ударов». А создавать новое оружие без его испытания невозможно.

     Конечно же, появление ядерного оружия у Северной Кореи никак не устраивает мировое сообщество. Ведь это подтолкнет страны региона к наращиванию военных усилий, в том числе созданию собственного ядерного потенциала, будет способствовать дальнейшему расползанию по планете этого оружия массового уничтожения. Не говоря уже о том, что США не раз грозились, что не потерпят наличия ядерного оружия в руках Северной Кореи. Что в свою очередь предполагает применение против КНДР силы со всеми вытекающими из этого последствиями.

     Можно ли избежать такого развития событий? Безусловно, можно. Хотя одно условие есть – надо дать Пхеньяну гарантии его безопасности. Потому что при всех существующих объяснениях ядерной программы КНДР – «Пхеньян блефует, набивая себе цену», «Пхеньян пытается шантажировать мировое сообщество ради получения экономической помощи» и тому подобное – все же главным представляется то, что северокорейцы серьезно обеспокоены своей безопасностью. У них перед глазами наглядный пример Ирака, когда Соединенные Штаты убрали неугодный им режим Саддама под надуманным, сейчас это уже признают и в Вашингтоне, предлогом. Да и в своей адрес Пхеньян постоянно слышит из США недвусмысленные заявления. Взять одно из последних высказываний госсекретаря США Колина Пауэлла: «Нам хорошо известно, что за режим находится у власти в Северной Корее. Нам известно о тюремных лагерях, о контрабанде наркотиков и фальшивых денег. Нет никаких причин восхищаться этим режимом. Однако сейчас мы не намерены вторгаться в КНДР и свергать правящий режим, наша политика нацелена на сохранение Корейского полуострова безъядерным». Сейчас – да, а завтра? В принципе северокорейцам не надо задаваться этим вопросом, так как ответ на него дает Генри Киссинджер, к советам которого прислушиваются в Белом доме. Он прямо призывает американскую администрацию сосредоточить все усилия на изменение правящего в КНДР режима.

     Сказать, что Пхеньян, разрабатывая ядерную программу, вынашивает какие-то агрессивные планы и готов первым применить ядерное оружие, глупо. Северокорейское руководство, надо полагать, прекрасно понимает, что даже несанкционированный пуск боевой ракеты может стать крахом КНДР. В то же время в наличии ядерного оружия в качестве средства возмездия оно видит собственные гарантии национальной безопасности.

     И еще. Нельзя не видеть, что сегодня в КНДР при всех негативных оценках Западом существующего там режима прилагаются немалые усилия, чтобы вписаться в современную систему мироустройства. Чуть более года назад Пхеньян приступил к серьезному реформированию плановой модели экономики. Недавно сделаны новые шаги в проведении экономических реформ: гражданам разрешено заниматься мелкой коммерцией и ослаблен государственный контроль за ценами. Однако для дальнейшего движения по этому пути Пхеньяну нужна существенная иностранная экономическая помощь. Но из-за военно-политической нестабильности в регионе желающих предоставить ее не так уж много, хотя у Северной Кореи есть что предложить иностранным инвесторам: начиная от дешевой рабочей силы и заканчивая значительными материальными ресурсами. Снижение напряженности, кроме всего прочего, позволило бы Пхеньяну значительно уменьшить и военные расходы. Составляя более 14 процентов бюджета государства, равного 10 млрд. долларов, они тяжелым бременем лежат на плечах северокорейцев, мешая развивать экономику страны.

     Так что Пхеньян крайне заинтересован в наличии надежных гарантий своей безопасности. И он просит Соединенные Штаты дать их ему, предложив на шестисторонних переговорах в Пекине «пакетное соглашение». Оно предусматривало подписание между Пхеньяном и Вашингтоном пакта о ненападении, установление между КНДР и США дипломатических отношений, гарантию экономического сотрудничества между КНДР и Японией и между двумя корейскими государствами, завершение строительства двух легководных реакторов для северокорейской АЭС в соответствии с прежними договоренностями между Пхеньяном и Вашингтоном. В ответ на это КНДР брала на себя обязательства не производить ядерное оружие, допускать инспекции, позволяющие убедиться в полном демонтаже установок по разработке ядерного оружия, прекратить ракетный экспорт и эксперименты по разработке ракет.

     Если бы Вашингтон принял его хотя бы в общем виде, сегодня мировое сообщество не замерло бы в тревожном ожидании: взорвет или не взорвет Северная Корея свою ядерную бомбу. Однако американские представители с порога отвергли предложение Пхеньяна. И более того, потребовали от него сокращения обычных вооружений и решения вопроса о правах человека в КНДР, что было признано в Пхеньяне неприемлемым.

     Как заявил заместитель министра иностранных дел Китая Ван И, который председательствовал на шестисторонних переговорах, в урегулировании ядерного кризиса на Корейском полуострове остается очень много трудностей, основная из которых – позиция Вашингтона. Конечно же никто не ожидает от США, что они пойдут на подписание пакта о ненападении. Подобных прецедентов в истории США еще не было, да и для американского менталитета вряд ли приемлема сама мысль, что Вашингтон отказывается от возможности послать свои авианосцы в какую-то точку планеты. Тем не менее определенные юридически обоснованные гарантии безопасности КНДР американцы могут дать. Этой позиции придерживаются и Москва, и Пекин, считая, что необходимо в начале процесса снять озабоченность КНДР в отношении своей безопасности. Сегодня и Вашингтон уже ведет речь об этом. В частности, госсекретарь США Колин Пауэлл заявил на днях, что США намерены провести в ближайшее время консультации с партнерами по шестисторонним переговорам – Россией, КНР, Южной Кореей и Японией, чтобы определить, «какие гарантии безопасности мы все можем предоставить Пхеньяну для того, чтобы он сделал свой первый важный шаг».

     Думается, на этом поле и должна развернуться вся подготовительная работа ко второму раунду шестисторонних переговоров, которые вновь пройдут в Пекине. Ну а мировому сообществу остается надеяться, что у северокорейских руководителей достаточно здравого смысла и они не станут демонстрировать свои ядерные возможности.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100