на главную страницу

11 Сентября 2003 года

Планета людей

Четверг

«Прелестный остров» Бонапарта

Внимание: сепаратизм

Алексей ВЕНЦЛОВСКИЙ,«Красная звезда».



Борьба за остров Корсика идет давно. На мирное решение этого вопроса отводятся значительные силы французской политики, однако остров не перестает преподносить «сюрпризы», порой вынуждая политиков идти на уступки и выполнять требования сепаратистов…

     Корсиканцы всегда отличались от континентальных французов. Национальная самобытность островитян и неразделимо связанное с ней острое желание выйти из-под управления того или иного государства легли в основу многовекового сопротивления и постоянного отстаивания собственных интересов. Название «Прелестный остров», с древних времен данное Корсике за красоту природы и прочие курортные радости, в течение многих лет укоренилось, вошло в обиход. Корсика, в течение тысячелетий обживаемая римлянами, греками, испанцами, итальянцами и прочими народами Средиземноморья, в 1769 году стала родиной императора Франции Наполеона Бонапарта. При этом в том же году после пяти веков владычества генуэзцы уступили этот остров Франции…
     
Наша справка

     
Корсика - остров в Средиземном море, площадь - 8,7 тыс. кв. км. Гористая местность, за исключением прибрежных районов на востоке. Растительность - средиземноморские кустарники, леса. Население - 290 тыс. чел., из них 280 тыс. - корсиканцы. Сельскохозяйственное производство - субтропическое плодоводство, виноградарство, животноводство. Промышленность слабо развита. Исторический и административный центр - г. Аяччо.
     
За последние более чем тридцать лет здесь совершено несколько тысяч терактов, осуществленных радикалами под флагом борьбы за полную национальную независимость. 21 июля сего года ответственность за взрывы на Корсике и в Ницце взял на себя Национальный фронт освобождения Корсики (НФОК). Он основан в 1976 году, его руководство и основные подразделения базируются на севере острова. Организация ведет вооруженную борьбу, требуя признания «народа Корсики» (по французским законам все граждане страны считаются французами) и отделения от Франции. В распоряжении имеется самая современная военная техника и вооружение. Проводятся учения, маневры, устраиваются пресс-конференции с демонстрацией отработки операций отрядов спецназначения, члены которых облачены в черную униформу и маски. Террор осуществляют в форме взрывов и вооруженных нападений. Основной объект - жители острова некорсиканского происхождения, а также полицейские и правительственные объекты как на острове, так и в метрополии. Постепенно активность террористов растет - начиная с 1983 года предпринимаются атаки на материке. Финансовые средства пополняются за счет рэкета, «экспроприации» и наркоторговли.
     Кроме НФОК, на Корсике также действуют две крупные, настроенные более умеренно, сепаратистские организации, базирующиеся в центральной и южной частях острова, и мелкие группировки (свыше двадцати). В последнее время корсиканские террористы ведут и междоусобную войну, усугубляющуюся традициями кровной мести. Не так давно за смягчение своих позиций и раскрытие некоторых аспектов деятельности организаций показательно были убиты лидеры сепаратистов Жан-Мишель Росси и Сантони. Наполеон в своих мемуарах записал: «В детстве я был отчаянный драчун и никто не мог со мной справиться. Я никого не боялся, всегда с кем-то дрался, а когда был не в силах справиться, то царапался. В общем, это в духе корсиканцев, такой нрав им присущ».
     Пытаясь успокоить общественность, Париж идет навстречу сепаратистам. В прошлом году, например, бывшего префекта Корсики Бернара Боннэ показательно приговорили к трем годам заключения за то, что он приказал сжечь два кафе, где собирались сторонники независимой Корсики. Вместе с ним суд приговорил к срокам от шести до 18 месяцев и пятерых полицейских. В скандале тогда оказался замешан и премьер-министр Франции Лионель Жоспен, однако суд не сумел доказать его причастность к происшествию.
     Только за последние 20 лет статус Корсики пересматривался дважды. В 1982 году Корсика получила особый статус, согласно которому местные органы самоуправления получили полномочия в решении вопросов сельского хозяйства, энергетики, жилищного строительства, транспорта, образования и культуры. Затем в 1990 году Корсика была выделена в особую административно-территориальную единицу с расширенными полномочиями выборных органов местного самоуправления. Однако, даже несмотря на заметное смягчение «корсиканской» политики, финала в урегулировании пока не предвидится.
     Проблема в том, что чем больше делается уступок, тем активнее ведут себя сепаратисты. И взрывы не прекращаются. Но и Париж не собирается отдавать остров. Напротив, он проводит довольно жесткую политику в отношении незаконных вооруженных формирований. Например, парижский суд приговорил одного из лидеров националистической партии «А Кунколта» Шарля Пьери к 6 годам заключения и 5 годам поражения в политических правах, а его сына - соответственно к 4 и 5 годам. Их вина сформулирована судом как «связь с терроризмом».
     Не смогли поставить точку в многолетнем споре и Матиньонские соглашения, расширяющие автономию острова за счет учреждения собственного парламента с достаточно широкими полномочиями и так нелегко давшиеся Парижу. К тому же в знак протеста против уступок корсиканцам ушел в отставку министр внутренних дел Жан-Пьер Шевенман, полагавший, что они лишь подстегнут сепаратистские настроения в других районах страны. И он оказался прав. Националистические организации Бретани, Эльзаса, Басконии, французской Каталонии, Савойи и Лангедока, требовавшие ранее лишь культурной автономии и права на изучение родных языков в местных школах, теперь хотят получить для своих провинций те же привилегии, что и Корсика, угрожая в случае необходимости взяться за оружие. Именно такая постановка вопроса прозвучала на подпольном съезде 11 сепаратистских партий и движений, в ходе которого было провозглашено превращение Франции из унитарной в федеративную республику.
     В июле на Корсике прошел референдум по вопросу о реформировании государственного управления островом, в ходе которого предлагалось проголосовать «за» или «против» реформы, предусматривающей, в частности, слияние двух корсиканских административных регионов и создание островной ассамблеи с широкими полномочиями, что подразумевает меньшую зависимость от Парижа. Такая реформа была предложена французским правительством для «усмирения» сепаратистов. Удивительно, но в результате голосования корсиканцы не поддержали проекта реформы – «против» проголосовал 51 процент жителей, «за» - 49 процентов при явке избирателей в 60 процентов.
     Как говорят официальные источники, «французское правительство полагает, что полная независимость поставит Корсику в трудное экономическое положение, так как туризм, составляющий основную статью доходов на острове, не сможет приносить достаточного количества средств в бюджет». И корсиканцы высказались против реформы, даже несмотря на то, что по прошествии двух с лишним веков в составе Франции Корсика какого-то заметного развития не получила и продолжает оставаться экономически весьма отсталой, к тому же и население убывает, отправляясь на материк в поисках лучшей доли. Надо сказать, что с экономической точки зрения этот остров для Франции интереса не представляет. Скорее наоборот, ведь туда уходят немалые бюджетные средства. Однако для Парижа главное сейчас избежать создания опасного прецедента, так как проявление сепаратизма в крайних формах усиливается сейчас во всех «неблагополучных» районах Франции и за ее пределами - на Гваделупе, на Мартинике, на островах Новой Каледонии, во Французской Полинезии. Так что Прелестный остров теперь все чаще именуют еще и Беспокойным островом.
     
На снимке: взорванный сепаратистами супермаркет.



Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100