на главную страницу

13 Сентября 2003 года

События. Комментарии

Суббота

Маша, да не наша

Почему авиаперевозчики предпочитают российским самолетам западные?

Анатолий Антипов.



     Не успели отшуметь восторженные отзывы в адрес МАКС-2003, где были представлены лучшие разработки отечественного авиапрома, как готов разразиться скандал, инициатором которого выступают воронежские авиастроители. Они, по сообщению Пресс-центра.ру, готовы жаловаться Президенту России на Правительство РФ и крупнейшие авиакомпании, которые не выполняют условия соглашений по закупке авиатехники. Вот только некоторые выдержки из справки, подготовленной в управлении промышленности Воронежской областной администрации. В документе, в частности, говорится, что при прямой поддержке правительства и по его распоряжениям ведущие авиакомпании России «Аэрофлот» и «Трансаэро» практически прекратили закупки отечественных самолетов. Через западные лизинговые компании они осуществляют широкомасштабные лизинговые операции по приобретению иностранной авиатехники. Всего, по данным Минтранса РФ, наши авиакомпании эксплуатируют 49 иностранных воздушных судов. Потери федерального бюджета только за счет «растаможки» этих иностранных самолетов, по информации авиастроителей, составили 1,15 млрд. американских долларов, российские производители лишились заказов на 1,2 млрд. долларов, а федеральный бюджет не получил более 400 млн. долларов налоговых платежей. Кроме того, как следует из текста обращения, за рубеж ежегодно уходит до 200 млн. долларов различных платежей, направленных на обслуживание и эксплуатацию иностранной авиатехники.
     Может быть, это просто эмоции авиастроителей, год от года туже затягивающих пояса от хронического недофинансирования отрасли? Давайте обратимся к фактам. Вот только несколько свежих сообщений, просочившихся в прессу. «Аэрофлот» в рамках программы обновления парка воздушных судов западного производства готов заменить 27 иностранных самолетов на такое же количество более новых. Только до конца следующего года компания получит18 аэробусов А-320 и 9 Boeing-767.
     «Аэрофлот» в ближайшее время закупит партию самолетов компании Airbus, сообщил посол Франции в Москве Клод Бланшмезон. Западный дипломат не скрывал радости: ведь соглашение обеспечит хорошие доходы тамошним авиастроителям.
     Но если в «Аэрофлоте» еще сохранились на «вооружении» лайнеры отечественного производства, то в авиакомпании «Трансаэро» таковых нет и в помине. Справедливости ради отметим, что на том же МАКСе эта авиакомпания, лизинговая компания «Ильюшин-финанс» и ульяновский авиазавод «Авиастар-СП» заключили договор на поставку четырех самолетов Ту-204-300, но это будет лишь в 2004-2005 годах. Наши «тушки» станут первыми российскими самолетами в парке авиакомпании, которая в настоящее время эксплуатирует самолеты производства Boeing.
     Возможно, подобную политику ведущих российских авиаперевозчиков можно оправдать жесткой конкуренцией в этой области. Не спорим, для успешного развития авиакомпании должны иметь возможность выбирать тот парк, который им подходит по экономической эффективности и требованиям рынка. На то они и бизнесмены, чтобы у них болела голова о прибыли, рентабельности. Только вот в российском правительстве сидят не представители частных компаний, а государственные (подчеркнем это слово) чиновники, которые должны радеть за отечественных авиапроизводителей. А иначе за счет бюджета России фактически происходит кредитование западных производителей, создаются условия для захвата ими российского рынка авиатехники и, как следствие, наблюдается свертывание производства отечественного авиапрома. Вот этим-то и озабочены воронежские авиапроизводители.
     

Между тем…
     Как сообщил Интерфакс, российские авиакомпании в следующем году смогут воспользоваться альтернативной схемой ввоза на территорию РФ западной авиационной техники, предполагающей рассрочку выплат таможенных платежей. Такую возможность предоставляет новая редакция Таможенного кодекса РФ, которая вступает в силу с 1 января 2004 года. Согласно статье 212 этого документа при режиме временного ввоза товаров может применяться «частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов».



Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100