на главную страницу

17 Сентября 2003 года

Бюджет-2004

Среда

Опять в пасынках?

На боевую подготовку армии денег не хватает

Наиль ГАФУТУЛИН, «Красная звезда».



     Предусмотренные проектом бюджета будущего года ассигнования на национальную оборону не позволят существенно изменить негативные тенденции в военной сфере, связанные с критически низким уровнем оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил. К такому выводу пришли, проанализировав «военную часть» проекта бюджета-2004, эксперты Счетной палаты. Аналитическая записка с этими данными поступила из Счетной палаты в Гoсдуму. Об этом, со ссылкой на источник в аппарате нижней палаты парламента, сообщил Интерфакс-АВН.
     По данным, которые приводят эксперты, проектом бюджета на 2004 год расходы по разделу «Национальная оборона» предусмотрены в сумме 411,5 млрд. руб., что выше уровня, законодательно утвержденного на 2003 г., в номинальном выражении на 19,4 процента и на 8,8 процента в реальном выражении (с учетом индекса-дефлятoра ВВП). Однако, по мнению экспертов Счетной палаты, планируемое увеличение расходов на оборону в значительной мере связано с ростом ассигнований на денежное довольствие военнослужащих, заработную плату гражданского персонала Минoбoрoны (с учетом повышения с 1 октября текущего года в 1,11 раза и планируемого увеличения ставки первого разряда с 450 до 600 рублей), ремонт вооружения и военной техники. В то же время расходы на боевую подготовку и материально-техническое обеспечение войск в сопоставимых условиях предусмотрены на уровне текущего года.
     По оценкам экспертов Счетной палаты, выделяемые ассигнования на указанные цели вновь не позволят существенно изменить отмеченные в Концепции национальной безопасности негативные тенденции в военной сфере, связанные с критически низким уровнем оперативной и боевой подготовки ВС РФ. В частности, по данным Счетной палаты, на предусмотренные проектом бюджета-2004 ассигнования могут быть обеспечены лимиты расхода горючего ВС РФ (в сравнении с 2003 г.) по автобензину – на 80 процентов, по дизельному топливу – на 85, по авиакеросину – на 95, по мазуту флотскому – на 85 процентов. При этом налет летного состава ВВС и ВМФ составит, по оценкам экспертов, не более 32-35 часов при нормативном показателе 80 часов, а сроки нахождения в море кораблей ВМФ не превысят 16-20 суток при норме 40 суток.
     По мнению специалистов Счетной палаты, недооценка данного фактора в бюджетной политике правительства и отсутствие приоритета в финансовом обеспечении боевой подготовки в условиях военной реформы существенно снижают эффективность проводимых мероприятий. Такой подход не способствует росту боевого потенциала и, как следствие, может привести к дискредитации усилий государства по созданию нового облика Вооруженных Сил, ориентированного на их комплектование военнослужащими преимущественно по контракту.
     Увеличение расходов на государственный оборонный заказ в 2004 году не скажется и на количестве вооружений и техники, которые закупят Министерство обороны и другие силовые ведомства. В проекте бюджета-2004 расходы на государственный оборонный заказ увеличены вдвое. Но это не значит, что удвоится количество вооружений и техники, которые закупят Министерство обороны и другие силовые ведомства, говорится в аналитической записке, которая поступила в Госдуму из Счетной палаты. Эксперты Счетной палаты заявляют, что показатели и по количеству, и по качеству вооружений и военной техники остаются приблизительно на том же уровне, что и в предыдущие годы. Главная причина в том, что более чем в два раза выросли цены на финальные изделия.
     Можно было предположить, констатируют специалисты Счетной палаты, что «формирование Госкомитета РФ по гособоронзаказу при Минобороны позволит упорядочить эти процессы, но пока не чувствуется, что этот комитет заработал». В Счетной палате отмечают, что в Минобороны заказчик и подрядчик срослись настолько, что, например, тендер по закупке горючего не проводится вообще. Сравнив цены на идентичную продукцию, закупаемую силовиками, можно заметить разброс разницы цен – от нескольких процентов до нескольких раз – на одинаковую продукцию.
     

     Бюджет-2004: налет летного состава ВВС и ВМФ составит не более 32 – 35 часов при нормативном показателе 80 часов, а сроки нахождения в море кораблей ВМФ не превысят 16 – 20 суток при норме 40 суток.
     

     Кстати, Счетная палата уже неоднократно обращала внимание на эту ситуацию. Отчасти ее пытались изменить зимой, когда в правительстве стали обсуждать идею введения централизованных закупок для армии и спецслужб. «Российская газета» чуть позже опубликовала интересную статистику. Получалось, что 10 министерств самостоятельно закупают муку, причем Минобороны платит за тонну 6,2 тысячи рублей, СВР - 11,8, Минюст - 5,1, ФПС - 8,4 тысячи рублей. Еще более смешная разница выяснилась при оценке цены бензина на тот момент. Минобороны платило за тонну 7,1 тысячи рублей, ФСБ - 9,9, ФАПСИ - 11,69 тысячи. Правда, весенние перестановки в правительстве помешали введению единых торгов.
     Навести порядок можно, сформировав федеральную контрактную систему закупки продукции двойного назначения. Надо двигаться в этом направлении, говорится в документе, который поступил в Госдуму из Счетной палаты. Эксперты пишут о необходимости создания в России законодательных основ для формирования системы заказа по аналогии с американской, когда контракт заключается не на закупку финальных изделий, а на весь цикл разработки и производства с контролем по всем позициям.
     «В свое время эту систему американцы построили на основе анализа советской системы государственного заказа», - отмечают авторы аналитической записки.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100