на главную страницу

18 Сентября 2003 года

Тема номера

Четверг

ДАЙТЕ СРОК — БУДЕТ ВАМ И МРОТ

Сергей ДОБРОДОМОВ.



Редакционная почта каждый день пополняется немалым количеством писем читателей. Многие из них содержат обращения с просьбой разъяснить судьбу Федерального закона «О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда», который был принят Государственной Думой и отклонен Советом Федерации в июне нынешнего года. Этот вопрос волнует трудовые коллективы, профсоюзы, простых граждан. Так что же действительно будет или не будет с «минималкой»?

     Одним из значимых итогов минувшей сессии был отказ Совета Федерации увеличить минимальный размер оплаты труда с 450 рублей в месяц до 600. И все еще тогда задались вопросом: «приговор» окончательный или он все же подлежит «обжалованию»?
     Сегодня большинство российских парламентариев бьют себя в грудь (а что прикажете делать думцам, у которых на носу выборы, и большинству ой как хочется сохранить за собой теплое место в здании на Охотном ряду), убеждая всю страну, что с 1 октября единая тарифная сетка будет увеличена до 600 рублей. МРОТ изменится. Но, говорят законодатели, для начала будут исправлены те технические погрешности, которые были в отклоненном законопроекте. «Это вопрос ближайших дней, - настойчиво утверждают они, - после чего закон пройдет парламентское «горнило» и будет подписан президентом». Так что есть надежда, что 1 октября повышение может (или все же должно?) произойти. Это подтвердил недавно и спикер Совета Федерации Сергей Миронов в своем выступлении перед депутатами питерского законодательного собрания.
     Но встает закономерный вопрос: почему законопроект был отклонен, а не принят еще в ходе весенней сессии? Тут стоит напомнить, что Закон «О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда», принятый Госдумой 6 июня, был внесен Правительством РФ. У сенаторов не вызвало возражений предложение Кабинета министров о повышении «минималки» для работников бюджетной сферы с 450 до 600 рублей. Однако в ходе обсуждения закона в Госдуме была, по мнению представителей регионов, принята такая редакция закона, которая давала субъектам право устанавливать из собственных средств собственный минимальный размер оплаты труда - более высокий, чем на федеральном уровне. При этом в соответствии с принятым Госдумой законом этот региональный размер минимальной зарплаты устанавливался для всех без исключения работодателей – и действующих, и зарегистрированных на территории данного субъекта РФ.
     Именно это положение вызвало резкий протест со стороны членов Совета Федерации. Во-первых, принятие такой поправки привело бы к двойному регулированию: в субъекте РФ действовали бы сразу два закона – федеральный и региональный. Во-вторых, учитывая различия в финансовых возможностях субъектов РФ, это неминуемо привело бы к возникновению противоречий между регионами и выдвижению требований по выравниванию положения работников бюджетной сферы на территории всех субъектов РФ. В-третьих, нельзя было исключать обращений в судебные инстанции от работодателей, не участвующих в работе региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Тем более что кое-кто на эти «грабли» уже наступал: Конституционный суд РФ отказал в свое время в иске мэру города Москвы, пытавшемуся отстоять свое право на установление повышенного размера оплаты труда бюджетникам.
     Одним словом, речь шла о том, что регионы могли свой минимум устанавливать своим законом. И в случае если бы сенаторы приняли закон, предложенный Госдумой, могло бы случиться так, что на одной территории федеральные и региональные бюджетники имели бы разные условия оплаты труда.
     Можно ли исправить эту «закавыку»? Можно. Если в документе закрепить право субъекта Федерации устанавливать повышенную оплату только для «своих» бюджетников. Другой вопрос, что федералам придется довольствоваться 600 рублями по 1-му разряду единой тарифной сетки. Конечно, в том случае, если регион добровольно не станет доплачивать всем без исключения из собственной казны. Но позволить себе такую роскошь, вероятно, смогут лишь регионы-доноры. И то, если захотят.
     И только-то, спросите вы. Да, и только. Но с кондачка проблему не решить, хотя решить можно. Так, кстати, считают и сами парламентарии. Недаром после достаточно эмоциональных летних дебатов Совет Федерации принял не только решение об отклонении данного закона, но и о создании согласительной комиссии. После доработки и урегулирования спорных моментов законопроект вновь попадет в Думу, а Совет Федерации грозит рассмотреть его в редакции согласительной комиссии чуть ли не на ближайшем заседании.
     И тогда случится то, что должно случиться, – регионы будут иметь полное законное основание платить больше, чем 600 рублей...
     Вы спросите, как будут обстоять дела с оплатой штрафов на территории, к примеру, Камчатской области или Башкирии, если вдруг тамошние администрации определят в регионе размер МРОТ в 1.000 рублей? Пускай вас эта сумма не пугает: где бы гражданину России ни пришлось платить пошлины и штрафы, они будут взиматься, исходя из ставки в 100 рублей, потому что ставка первого разряда единой тарифной сетки и МРОТ устанавливаются только для выплаты зарплаты. Об этом в законе есть специальная оговорка. Это касается и судебных постановлений.
     Да, и вот еще что. Были разговоры о том, что едва ли не главной причиной отклонения законопроекта была его дороговизна. Дескать, сенаторы не пропустили финансово не обеспеченный документ. Эти разговоры, поверьте, от лукавого. Только в федеральном бюджете на 2003 год были предусмотрены средства в объеме 10,6 млрд. рублей. В следующем году на эти цели предполагается направить более 17 миллиардов. Так что деньги есть. Как есть они и на обещанное с 1 октября повышение на 33 процента зарплат бюджетников всех уровней.
     Почему же вокруг пресловутого МРОТ сломано столько копий? Да потому что минимальный размер оплаты труда является одним из базовых показателей любой национальной экономики. У нас, к примеру, большинство налогоплательщиков указывает в декларациях зарплату намного меньшую, чем получает на самом деле. Россияне на бумаге получают минимальные суммы, а остальное получают в конверте наличными. Получается, что доля оплаты труда в ВВП сильно занижена. Это приводит, с одной стороны, к росту конкурентоспособности российских товаров и экспорта. Но, с другой стороны —нельзя слишком долго занижать оплату труда. Потому что вместе с этим занижается и платежеспособность, замедляется экономический рост. А нам обязательно надо «расти». Потому что без этого невозможно ни крепить оборону страны, ни направлять достаточные средства на медицину, образование, науку, социальные программы.
     А вот повысится ли «минималка» с 1 октября, мы узнаем очень скоро. Заодно сделаем вывод о том, насколько крепко парламентское слово…
     
В последний час. Когда материал был готов к печати, стало известно, что Госдума приняла отклоненный Советом Федерации Закон
     «О минимальном размере оплаты труда» с учетом доработки. При необходимых для преодоления вето Совета Федерации 300 голосах за повышение МРОТ проголосовали 384 депутата.
     В редакции согласительной комиссии прежняя норма - повышение минимальной заработной платы с 450 до 600 руб. в месяц с 1 октября 2003 года - осталась без изменений.
     Изменения претерпело положение отклоненного закона, согласно которому законодательные органы государственной власти субъектов Федерации могли устанавливать более высокий, чем установлено федеральным законом, уровень МРОТ. В новой редакции субъекты РФ могут повышать уровень минимальной зарплаты только по согласованию с Правительством РФ в части, касающейся компенсации дополнительных расходов организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
     Принятый закон будет вновь направлен на рассмотрение Совета Федерации.



Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100