на главную страницу

20 Сентября 2003 года

Тема номера

Суббота

Семь бюджетных килограмм

Накормят ли они страну?

Виталий ДЕНИСОВ,«Красная звезда».



Рассмотрение в первом чтении законопроекта «О федеральном бюджете на 2004 год» в Госдуме на пленарном заседании в пятницу чуть было не сорвалось стараниями агропромышленной депутатской группы, которая вдруг предложила исключить важнейший для страны вопрос из повестки дня. При голосовании выяснилось, что представители крестьянства не одиноки в своей позиции – такое же мнение высказали еще 126 депутатов. Но большинство коллег поддержать депутата Ивера, чуть было не отменившего «праздник», все же отказались и занялись главным вопросом осенней сессии.

     
«У некоторых депутатов популистский настрой, однако у большинства - настрой закрепить достигнутое и не давать неисполнимых обещаний».
     «Рост ВВП обеспечивается не нашим хотением, а проведением реальных структурных реформ, повышением эффективности управления, а также инвестициями, которые уже идут в нашу экономику и через несколько лет дадут свой эффект».

     
Министр финансов РФ Алексей Кудрин.

     
Представлял правительственный законопроект вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, который накануне провел ряд консультаций с некоторыми депутатскими объединениями Госдумы. Почему не со всеми? Да потому, что смысл разговаривать был только с теми, кто намеревался бюджет поддержать. Среди правительственных союзников - группа «Народный депутат», большинство представителей депутатской группы «Регионы России» и фракция «Единство - Единая Россия» и немногочисленные соратники Владимира Жириновского. «В принципе» не против основного финансового документа, но с известными оговорками члены фракций «Яблоко» и СПС. Ну и, понятно, заведомо отрицательно относились к бюджету-2004 левые депутатские объединения Госдумы, которых не стали даже уговаривать соглашаться с концепцией проекта — делить статьи между отраслями и регионами все равно предстоит позже.
     Поддержать главу Минфина в нелегком деле приехал даже премьер-министр Михаил Касьянов. Свое появление в здании на Охотном ряду он объяснил так: «В этом году для меня особенно важно быть там и выступать по той причине, что принятие бюджета во всех его чтениях должно произойти до 28 ноября. Это принципиальный политический шаг». Шаг действительно принципиальный – выступить в предвыборный период с докладом перед парламентариями о финансово-экономическом положении в стране и отвечать на не всегда лицеприятные вопросы депутатов решится далеко не каждый.
     А вопросы к проекту бюджета-2004 действительно есть. Причем самого разного свойства. Ну, например, такой: насколько он соответствует президентскому наказу об удвоении ВВП?
     Дело в том, что согласно правительственным прогнозам рост ВВП ожидается в следующем году на уровне 5,2 процента, в то время как в этом году он должен (и, наверное, будет) не менее 5,9 процента. Что, рост будет идти по наклонной? Похоже на то. Тем более что специалисты утверждают: для удвоения ВВП необходима прямо противоположная динамика - объемы ВВП должны увеличиваться ежегодно на 7–8 процентов. В прогнозе же социально-экономического развития, который правительство передало в Госдуму в пакете с проектом бюджета и другими документами, говорится, что ВВП, соответствующий сегодняшнему, возможен не раньше… 2005 года. Да и в 2006-м он не превысит 6 процентов. Да и в целом доля тех статей бюджета, которые ориентированы на развитие страны, в общем объеме расходов снизилась с 10,8 до 10,1 процента. Что-то непонятно, как стыкуются выкладки Минфина с планами президента…
     Далее. Владимир Путин в своем послании обозначил как приоритетную задачу борьбы с бедностью. И что же? Да ничего. В следующем году детские пособия малоимущим семьям сократятся на 70 рублей. Зарплата бюджетников будет проиндексирована в октябре этого года на треть и в течение всего следующего года меняться уже не будет. Доля группы статей, направленных на социальные нужды, в общей сумме расходов сократилась с 44,6 до 44,1 процента. То есть налицо не борьба с бедностью, а ее «поощрение». Скажете, на все просто нет денег? Вранье! По данным Госкомстата России, крупнейшие налогоплательщики и компании-монополисты в первом полугодии 2003 года за поставленную продукцию и услуги получили (вдумайтесь!) 3 трлн. 505 млрд. рублей, что на 28,7 процента больше аналогичного периода прошлого года (для сравнения: по предварительной оценке Госкомстата РФ, объем ВВП за 1-е полугодие 2003 г. составил в текущих ценах 6 трлн. 3,8 млрд. рублей). В этом году неиспользованные остатки федерального бюджета на 1 сентября составили сумму в 251 млрд. рублей. А кроме того, Минфин рассчитывает расходы и доходы бюджета по низким ставкам инфляции, которая в реальности почти всегда оказывается выше прогнозируемых уровней. Хитрость состоит в том, что при высокой инфляции расходы у правительства остаются такими же, а доходы увеличиваются. Манипулируя ставкой инфляции, правительство выигрывает несколько десятков миллиардов рублей.
     Примеры? Вот только один. В этом году обслуживание госдолга рассчитывалось по курсу 34 рубля за доллар, но заокеанская валюта сегодня стоит чуть более 30 - экономия получается больше 10 млрд. рублей. Такой же «запас», которому нашлось бы лучшее применение, заложен и в проект бюджета будущего года. А может, лучше бы изначально направить эти средства на пенсии, стипендии, зарплаты бюджетникам, социальные пособия?..
     Еще одна задача, озвученная главой государства, – модернизация армии. Она предполагает серьезные финансовые затраты. И вроде бы исполнительная власть на призыв откликнулась - в проекте главного финансового документа заложен рост расходов на оборону и правоохранительную деятельность с 25 до 27,5 процента всего бюджета. Казалось бы, заживут теперь военные и «менты» припеваючи. Ан нет. «Военно-полицейский» бюджет таковым только кажется. Потому что реальное увеличение финансирования по разделу «Национальная оборона» по сравнению с 2003 годом составит всего… 0,04 процента. Капля в море!
     Ряд оборонных статей и вовсе скукожится. Разработчики законопроекта вроде бы добавили денег на программу вооружения и гособоронзаказ. Но в итоге вместо прошлогодних 34,2 процента на оснащение, НИОКР и ремонт будет направлено только 33,4 процента средств. Лимиты горючего в 2004 году по сравнению с нынешним годом составят по разным видам топлива от 80 до 95 процентов. Почти вдвое свертывается жилищное строительство. Да и повышение денежного содержания служивым не светит, хотя правительство, отменяя в свое время льготы для них, обещало индексировать его с учетом инфляции и роста коммунальных платежей. Такая вот память, такой вот «милитаризированный» бюджет…
     А что же депутаты, спросите вы? Да ничего. Все ограничилось «бурей в стакане воды» – критикой бюджета с последующим пусть и не единодушным, но все же его одобрением. Большинство, с которым и консультировался накануне Алексей Кудрин, пожалуй, правильно поступило. Провоцировать бюджетный кризис, за которым неизбежно последует отставка правительства, нынешней осенью опасно – впереди и парламентские, и президентские выборы.
     Другой вопрос, что принимать ответственные решения надо открыто и гласно. Однако то же самое большинство не согласилось с предложением представителей ЛДПР, КПРФ, «Яблока», СПС, Агропромышленной депутатской группы о проведении на общефедеральных каналах прямой телевизионной трансляции рассмотрения проекта бюджета-2004 в Госдуме. Может, противники бесплатного телепиара опасались за то, что будущие избиратели могут пересмотреть свое отношение к каким-то партиям, движениям и даже отдельным персоналиям в зависимости от их позиции?..
     И все же бюджет-2004 взял первый рубеж. Парламентарии согласились с тем, что проект бюджета на 2004 год является бюджетом сохранения и продолжения экономического роста, конкурентоспособности национальной экономики и повышения уровня жизни населения, как его охарактеризовал Кудрин.
     Поверили они и в то, что в следующем году увеличиваются расходы на судебную систему, правоохранительную деятельность, предупреждение и ликвидацию последствий стихийных бедствий, охрану окружающей среды, безопасность. Тех, кто не очень разбирается в военных вопросах, убедили слова о том, что расходы на национальную оборону увеличиваются, а объем гособоронзаказа возрастет до 1 млрд. долларов (потерпевший катастрофу накануне обсуждения стратегический бомбардировщик стоит 400 млн. «зеленых»), что, дескать, позволит закупить необходимую военную технику и обеспечить ремонт имеющейся. Подкупили их и обещания правительства продолжать усилия по уменьшению госдолга, который в следующем году не превысит 30 процентов от ВВП, что, по словам вице-премьера, существенно снижает риски неплатежей, дефолтов и недоверия к российскому бизнесу. В итоге, как и предполагалось, в семикилограммовом документе, отпечатанном на мелованной бумаге, закреплено, что доходы страны в будущем году составят 2.742 млрд. рублей, расходы – 2.659 млрд. рублей. Запланированный профицит составит сумму в 83,4 млрд. рублей.
     Напомним, что проект бюджета рассматривается Государственной Думой в четырех чтениях. В первом чтении депутаты утверждают основные параметры и макроэкономические показатели бюджета, а в ходе последующих – разбирают документ постатейно. Рассмотрение во втором чтении проекта бюджета ориентировочно намечено на 15 октября - такая дата стоит в плане работы депутатов Госдумы на следующий месяц. Что скажут депутаты на этот раз?


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100