Перейти на главную страницу

24 Сентября 2003 года

Письма в "Красную звезду"

Среда




Неужели мы без памяти?

    Резонанс
    8 июня 2002 года газета «Красная звезда» опубликовала заметку работника Никольского райвоенкомата Пензенской области Александра Закорюкина о гибели в авиакатастрофе в мае 1942 года в районе нефтебазы на станции Ночка Куйбышевской железной дороги трех летчиков.
    Мне, в то время исполнявшему обязанности начальника военно-учетного стола Ночкинского сельсовета, довелось стать очевидцем тех трагических событий. По просьбе автора заметки я откликнулся на публикацию и в июле прошлого года написал в адрес Никольского райвоенкомата письмо с подробностями этой авиакатастрофы и рекомендациями, в каких архивных документах и где искать данные о захороненных безымянных летчиках. К сожалению, ответа из военкомата я так и не получил.
    Несмотря на то, что я ныне проживаю на Украине, меня очень волнует судьба безымянных военных летчиков, так нелепо погибших не в воздушном бою, а в глубоком тылу, куда не ступала фашистская нога. Волнует и то, знают ли что-либо о погибших их родственники, а если знают, то почему нет фамилий пилотов на памятнике.
    Надеюсь, опубликовав мое письмо, «Звездочка» поможет прояснить ситуацию с авиакатастрофой, произошедшей в далеком 1942 году.
    С надеждой и искренним уважением

    
полковник в отставке Юрий КУЗЕНКОВ, инвалид войны 2-й группы. Киев.


Оказывается, «просто захворал»

    Бездушие
    Наш односельчанин Тимофей Лагутин призывался в ряды Вооруженных Сил физически развитым и абсолютно здоровым юношей. А вот вернулся домой инвалидом. Несчастный случай – взрыв аккумуляторной батареи – произошел тогда, когда молодой пограничник нес службу дежурным по заставе в Дагестане. Парень получил ранение левого глаза, ожоги лица, отравление химическими веществами, контузию. Лагутина из санчасти срочно эвакуировали сначала в Кисловодск, а затем в Голицыно – в госпиталь Федеральной погранслужбы РФ. После долгого лечения Тимофея из госпиталя забрали родственники.
    Прибыв на родину, Лагутин обратился в военкомат, представил все необходимые медицинские заключения и документы с тем, чтобы решить вопрос о трудоспособности и оформлении пенсии по факту травмы при исполнении служебных обязанностей. И тут начинается какой-то кошмар: в военкомате Белореченска от проблем парня отмахиваются и говорят: «Да ты просто захворал. Иди работай, не придуряйся».
    Самое же обидное, что на многочисленные запросы в воинскую часть, где проходил службу Тимофей, выслать в военкомат соответствующие справки о службе пограничника в зоне боевых конфликтов приходили отписки, а затем и вовсе молчок.
    Так вот в свои 22 года парень, потерявший здоровье на военной службе, остался один на один с бедой.

    
Жанетта КРУГЛОВА. Хутор Кубанский Краснодарского края.


Оставил автограф на рейхстаге

    Судьба
    Мальчишка Юра Струев мечтал стать летчиком. Ведь пример в жизни подавали такие люди, как Чкалов и Ляпидевский! Потому упорно закалял тело и дух на спортивных площадках, настойчиво учился азам летного дела в аэроклубе.
    Грянула Великая Отечественная война. Юрий освоил сокращенную программу подготовки военных пилотов, вместе с боевыми друзьями поднимался в небо на защиту Отечества от гитлеровских захватчиков. В ноябре 1941 года его самолет был сбит.
    Волею судьбы остался жив, долго лечился в госпиталях, стремился вернуться в родной летный полк. Но доктора жестко сказали: «О небе забудь!» Тогда Струев по настойчивому своему желанию окончил курс пехотного училища и вновь – на фронт, на передовую. Уже на земле - горячей, кровавой - в битве на Курской дуге он получил первую боевую награду – медаль «За отвагу». А потом налетавшийся в небе летчик и отчаянно-дерзкий на земле пехотинец (сколько таких было в годы военного лихолетья!) дошел в составе 238-й стрелковой дивизии до Берлина. Победную надпись оставил на стенах поверженного рейхстага: «Ю. Струев».
    После демобилизации в 1946 году Юрий Васильевич более сорока лет добросовестно трудился на предприятиях нашего города. И при этом никогда не упускал возможности рассказать мальчишкам и девчонкам, тем, кому вступать в большую, сложную взрослую жизнь, о том времени, о том, что было с Родиной, о войне. Таким он, вступив в девятый десяток лет жизни, остается и сегодня: энергичным, неугомонным, на «ты» с молодежью, когда речь заходит об истории родной земли. Что тут сказать? Свой автограф на рейхстаге в 1945 году он оставил.

    
Полковник запаса Валентин ВИНОГРАДОВ. Ступино Московской области.


Ох это личное дело...

    Волокита
    Пришло время, сложились обстоятельства, и я уволился по здоровью из армии. Обосновался на новом месте жительства в надежде на возможность энергично продолжить трудовую жизнь в новом, гражданском, качестве.
    Не получается, однако, по очень простой причине: вот уже более полугода после состоявшегося приказа о моем увольнении личное дело, высланное установленным порядком по линии Федеральной почтовой связи, в мой Кировский районный военкомат Саратова, где я стою на учете как офицер-запасник, из гарнизона Алейска Алтайского края... не поступило. И сколько же по этому поводу я направил запросов в часть!
    Для чиновников, тех, кто не сработал конкретно, не проконтролировал исполнение, может, мои сетования кажутся и несущественными. Ну а я до сих пор не могу пользоваться теми социальными льготами, которые определены законодательством Российской Федерации.

    
Подполковник Андрей ГОРБУНОВ. Саратов.


Встреча с прошлым и будущим

    Сафоново: 50 лет спустя
    В 1946 году после окончания военного училища я, новоиспеченный младший лейтенант, прибыл в поселок Грязная Губа (ныне Сафоново), где прослужил до августа 1953-го, семь лучших лет моей жизни. Теперь уже за плечами 30 лет службы, давно в отставке, но воспоминания об этом далеком северном поселке, ставшем мне таким родным и близким, о первых моих офицерских годах живут во мне и тревожат душу. Так захотелось побывать там, что отважился написать начальнику ВВС Северного флота. Хотя, признаюсь, особых надежд на ответ не питал. Каково же было мое удивление, когда через две недели почтальон принес мне телеграмму от генерал-лейтенанта Виктора Попова с приглашением приехать в Сафоново на День ВВС. И вот через 50 лет мне посчастливилось вновь вернуться в места, где прошла моя молодость.
    Первые впечатления ошеломили меня: так изменился городок.
    Я-то с товарищем жил в землянке, офицеры с семьями - в бараках. Теперь на месте старых бараков вырос чистый светлый городок с пяти- и девятиэтажными домами. Солдатские казармы со спортзалом, телевизором, налаженным бытом тоже впечатляют.
    Ну а о 40-х годах напоминает Музей истории ВВС Северного флота. Здесь и самолеты времен Великой Отечественной войны, в том числе наших союзников, и галерея героев летчиков-североморцев, памятник погибшим с высеченными на нем фамилиями 848 авиаторов.
    Память привела меня и в еще один дорогой сердцу уголок, где в далеком 48-м повстречал мою чудесную Машу, с которой прожил 52 года. Нашел даже улицу, где стоял барак и где родился наш первенец.
    Но не только мысли о прошлом навеяла эта поездка. С радостью убедился, что смутный период 90-х годов наконец-то закончился для Вооруженных Сил России, что нынешние авиаторы-североморцы служат так же честно и преданно, как и мы. Более того, они служат лучше нас. И мы, ветераны, им благодарны за это.

    
Полковник в отставке Владимир БУЛЫЧЕВ. Винница, Украина.

Назад

НАШ АДРЕС:

mail@redstar.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker