на главную страницу

27 Сентября 2003 года

Уроки истории

Суббота

Стратегия духа



     Михаил Иванович Драгомиров – генерал от инфантерии, талантливый военный мыслитель. Командовал пехотной дивизией (в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.), войсками Киевского военного округа, руководил Николаевской военной академией Генерального штаба. Его теоретическое наследие включает многочисленные книги, учебник тактики, полевой устав, различные наставления, военно-исторические очерки, комментарии к суворовской «Науке побеждать». Он стремился возродить суворовскую систему воспитания и обучения войск и применить ее на практике. Один из немногих военачальников того времени, он понимал прямую взаимосвязь между качеством боевой подготовки, уровнем воинской дисциплины и состоянием морального духа войск.
     В критические минуты войны, когда именно и решается — «победа» или «поражение», значение нравственной энергии рельефно выдвигается на первое место. Таким образом, важнейшим военным элементом является человек, важнейшим свойством человека – его нравственная энергия.
     
* * *

     Успех на войне и в бою зависит главнейше от хорошего нравственного состояния войск... Наилучший стрелок или фехтовальщик, если он не проникнут сознанием долга или убежден, что не может одолеть неприятеля, ничего не сделает... Поэтому-то Наполеон, Суворов и другие гениальные полководцы прежде всего стремились к развитию нравственной стороны в своих армиях; Наполеон даже положительно высказал, что во всяком боевом деле 3/4 успеха зависят от нравственной стороны и только 1/4 — от материальной. В военное время это чувствуется всяким весьма сильно, ибо военная обстановка каждую минуту указывает на значение находчивости и энергии в солдате; но в мирное время, когда такой обстановки нет, большинство забывает значение нравственной стороны и часто совершенно пренебрегает условиями, которые благоприятствуют ее развитию.
     
* * *

     Развивая нравственную упругость армии, можно решаться на самые отчаянные предприятия, не рискуя потерпеть неудачу.
     
* * *

     Военное воспитание ведает, главным образом, областью воли, образование — областью ума... Успех образования зависит от того, каково воспитание солдата, т.е. в какой мере он проникнут сознанием долга исполнительности…
     Цель занятий с солдатами — подготовить его для боя; бой прежде всего требует от человека способности пожертвовать собою, потом — уменья действовать так, чтобы эта жертва была, по возможности, полезна своим, гибельна врагу.
     
* * *

     Занятия должно вести так, чтобы, сообщив и солдату, и начальнику знание того, что придется использовать в бою, вместе с тем приготовить и духовную их сторону по возможности так, чтобы случайности боя не поражали неожиданностью ни солдата, ни начальника, не застали их врасплох.
     
* * *

     В зависимости от назначения солдата для боя занятия с ним представляют два главные отдела: 1) развитие в человеке зачатков долга, самоотвержения и самообладания, вложенных в него природой; 2) передача ему разных материальных навыков, делающих его более способным к защите и к нанесению вреда врагу. Первому отделу приличествует название воспитания, второму – образования солдата. Излишне распространяться о том, который из них должен быть призван важнейшим: мы нисколько не сомневаемся в том, что из двух солдат – одного проникнутого долгом, но, кроме кулака и дубины, ничем действовать не умеющего, и другого, владеющего в совершенстве самым современным оружием, но долгом не проникнутого, – всякий понимающий дело предпочтет, не колеблясь, первого последнему...
     Основное руководящее положение иерархизации отделов подготовки заключается в том, что воспитание солдата должно быть поставлено выше образования, и потому должно обращать на себя преимущественное и ежеминутное внимание его руководителей. Понятно также и то, что в жизни воспитание от образования не отделяется, а ведутся они совместно и современно; но, ввиду сказанного, они должны быть поставлены так, чтобы в быту солдата, в занятиях его, в службе, наконец, в отличиях качества, даваемые воспитанием, брали верх над теми, которые дает образование.
     Цель воспитания выражается в двух словах: нужно, чтобы солдат был надежен, т.е. правдив и исполнял свои обязанности одинаково, как на глазах у начальников, так и за глазами.
     
* * *

     Для войск я не признаю других тактических упражнений, кроме как в поле и с войсками же… Я занимаюсь вопросами подготовки войск к бою с 1859 года, т.е. 46 лет. Кроме полевой работы, как я уже сказал и еще раз повторяю, другого приема для этого нет и быть не может.
     
* * *

     Условия рационального обучения войск следующие:
     1) войска должно учить в мирное время только тому, что им придется делать в военное…
     2) Учить солдат боевому делу должно в такой последовательности, чтобы они из самого хода обучения видели цель всякого отдела образования…
     3) Учить преимущественно примером, т.е. показывать, что и как сделать, прибегая к изустным объяснениям только в случае действительной необходимости.
     Первое условие определяет объем образования солдата, второе и третье — его метод.
     …Что требуется от солдата на войне?
     1) Чувство долга, доведенное до самоотвержения, или готовность пожертвовать собою для выручки товарищей; неустрашимость, находчивость, беспрекословное повиновение воле начальника во всем, касающемся службы.
     2) Способность выносить тягости и лишения военного времени, безропотно и без быстрого истощения сил.
     3) Искусное действие своим оружием.
     4) Уменье согласовывать свои движения и действия с товарищами.
     5) Ловкость в преодолении встречаемых на местности преград и уменье пользоваться ими для собственного укрытия от осмотра и выстрелов неприятеля, не лишаясь, однако ж, возможности его видеть и стрелять по нем.
     Первые два пункта определяют воспитание солдата; последние три – его образование.
     
* * *

     С общеобразовательной повинностью офицер – не воинский чин только, но и общественный деятель; армия – не вооруженная сила только, но и школа воспитания народа, приготовления его к жизни общественной... Мало учителей, много учеников в воинском организме, нужно поспевать месяцами, днями, а не годами, как прежде. При таком положении верно одно: если офицер не сделает, то никто не сделает. Он не имеет права ожидать от солдата исполнительности, пока сам не воспитает его. В наше время офицер должен много, беспрерывно и без устали работать, если хочет быть достоин своего звания.
     
* * *

     Велика и почетна роль офицера, понимаемая таким образом, и тягость ее не всякому под силу. Много души нужно положить в свое дело для того, чтобы с чистой совестью сказать: «Много людей прошло через мои руки и весьма мало было между них таких, которые от того не стали лучше, развитее, пригоднее для всякого дела. Ни одного я не сделал негодяем; ни одного не заморил бестолковой работой или невниманием к его нуждам; ни в одном не подорвал доверия к собственным силам. Все привыкли подчинять свою волю достижению одной общей цели по сознанию долга, а не из-за палки».
     
* * *

     Только честный человек достоин быть солдатом... Что армия только и тогда может быть хороша, когда она народная, — это поняли и усвоили; что нужно взывать к возвышенным сторонам человеческой природы и не только не подавлять, а, напротив, укреплять их в солдате, — это поняли, но не усвоили.
     
* * *

     В бою без самоотвержения обойтись немыслимо... Самоотвержение укрепляется в военном человеке преимущественно воспитанием... Начальники самых высоких степеней не должны щадить себя, если хотят того же от солдат.
     
* * *

     Воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению... Дисциплина заключается в том, чтобы вызвать на свет Божий все великое и святое, таящееся в глубине души самого обыкновенного человека.
     
* * *

     Одною строгостью всего не сделаешь, а многое даже можно попортить; добротою в иных случаях больше сделаешь, чем строгостью.
     
* * *

     Что касается воспитания, то в нем начало и конец составляет внедрение солдату его обязанностей к Государю, Родине, начальникам и товарищам... Ищите прежде всего укоренения долга воинского, т.е. честного развития головы, твердой постановки сердца, и остальное приложится.
     
* * *

     Занятия должно вести так, чтобы, сообщив солдату и начальнику знание того, что придется исполнять в бою, вместе с тем приготовить и духовную их сторону по возможности так, чтобы случайности боя не поражали неожиданностью ни солдата, ни начальника, не застали их врасплох.
     
* * *

     Преданность Родине, интересам общего дела – главная задача программы военного воспитания.
     
* * *

     Нужно иметь верно поставленную голову и честное сердце... Только честный человек достоин быть солдатом.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100