на главную страницу

7 Октября 2003 года

Тема номера

Вторник

Лучше поливать учебные поля потом, чем в бою пролить хоть каплю крови подчиненного

Записали Александр БОГАТЫРЕВ, Валерий КОВАЛЕНКО.



На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-полковник Александр Иванович СКОРОДУМОВ

     
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

     Александр Иванович Скородумов. Родился в 1948 году в Тверской области. В Вооруженных Силах с 1966 года. Окончил Ленинградское высшее общевойсковое командное училище, Военную академию имени М.В. Фрунзе и Военную академию Генерального штаба. Прошел должности от командира взвода до начальника штаба корпуса. В 1996 году был назначен заместителем командующего войсками Забайкальского военного округа по боевой подготовке – начальником управления боевой подготовки округа. Потом служил заместителем командующего войсками Сибирского военного округа. В 2001 году назначен на одну из важнейших в Российской армии должностей – начальника Главного управления боевой подготовки Boopужeнных Сил РФ. Участвовал в бoeвых действиях в Афганистане и в Чечне, награжден многими орденами и медалями СССР и РФ.
     – Александр Иванович, в конце сентября на базе Ленинградского военного округа прошел учебно-методический сбор с руководящим составом органов боевой подготовки Boopyжeнных Сил. Чем вызвана необходимость его проведения?
     – Проведение подобных сборов в Вооруженных Силах стало доброй традицией. Это уже третье такое плановое мероприятие. В ходе него проведены занятия, направленные на улучшение организации боевой подготовки. Основной упор сделан на методическую подготовку, начиная с лекции о системе вооруженной борьбы «Организация и ведение боевых действий, подготовка личного состава к ведению боевых действий» и заканчивая проведением показных занятий. На сборе были проведены занятия по методике и особенностям подведения итогов боевой подготовки в роте, по строевой подготовке, инструкторско-методическое занятие с сержантским составом роты. Рота – основной центр работы: и воспитательной, и боевой подготовки.
     В настоящее время сержант у нас забыт, с ним никто не занимается и не обучает его. А ведь именно он непосредственно влияет на рядовой состав. Напомню вам слова великого полководца Маршала Советского Союза Г. К. Жукова: «Основным фундаментом, на котором держалась старая армия, был унтер-офицерский состав, который обучал, воспитывал и цементировал солдатскую массу...» Сержант – это единственный помощник командира при обучении и воспитании личного состава. Он должен быть готов заменить командира на поле боя, подготовить и провести занятия с подчиненным личным составом, работать в качестве руководителя на учебной точке или учебном месте. Офицер не должен подменять сержанта – он должен его обучать.
     В ходе сбора мы показали организацию занятий на технических средствах обучения – тренажерах. Руководители органов боевой подготовки увидели новые образцы этой техники.
     – В войсках такие тренажеры уже есть?
     – Эти технические средства обучения поставлены специально под данный сбор с перспективой развития до 2004 года. Новые тренажерные комплексы позволяют обучать личный состав не раздельно по воинским специальностям, а в составе всего отделения, в комплексе: один учится вести боевую машину, а другой в это время тренируется в ведении огня и так далее.
     Особое внимание было уделено приказарменной полевой и учебно-материальной базе. В наши дни очень важны малозатратные формы обучения и их материальная составляющая – приказарменная учебная материально-техническая база. В Boopyжeнных Силах она имелась всегда, но сейчас ее нужно развивать. Если конкретнее, необходимо создавать на территориях воинских частей или в непосредственной близости тиры (мини-полигоны), позволяющие выполнять упражнения из стрелкового оружия на уменьшенных дальностях; малые танкодромы, обеспечивающие вождение по условиям зачетного упражнения на сокращенных расстояниях; другие ранее не предусмотренные учебные объекты. Здесь у обучаемых вырабатываются и закрепляются первоначальные навыки действий на поле боя. Они изучают материальную часть оружия и действия при нем, учатся преодолевать естественные препятствия и инженерные заграждения, выполнять задачи в условиях радиационного, химического и биологического заражения, работать на средствах связи, оказывать первую помощь раненым и пораженным. Компактно расположенные учебные места оборудованы таким образом, чтобы исключить при проведении занятий шаблонность, сделать их насыщенными и интересными. В ходе сбора мы впервые показали проведение группового упражнения с сержантами – тоже забытая до недавнего времени форма обучения. Реально показаны жизнь и быт полевых полигонных команд по принципу: все лучшее должно быть отдано личному составу, который обеспечивает боевую подготовку, который и днем и ночью готовит полигоны к занятиям. Необходимо, чтобы о них вспоминали не только в ходе подготовки к итоговой проверке, но и в течение всего периода обучения. Чтобы они формировались и обеспечивались не по остаточному принципу, а в первую очередь.
     Следующий большой пласт, который мы подняли в ходе работы, – разбор в деталях процесса подготовки командира и его помощников к проведению тактических учений с боевой стрельбой. Порой у нас складывается система, когда командир отделывается вождением пальцем по карте, постановкой задачи писарю на переписывание замысла, а старший начальник, не вникая, ограничивается формальным затверждением. И пошло все самотеком: в лучшем случае подразделение выходит за территорию части, пройдется, изобразит стрельбу и возвращается в казармы... О подведении итогов и речи не идет.
     На сборе было показано, как методически грамотно организовать систему работы командиров по подготовке подразделения к учениям. Мы предметно провели проверку подготовки техники и вооружения штатной танковой роты, усиленной мотострелковым взводом, к РТУ с боевой стрельбой, показали методику подготовки подразделения на его допуск к учениям с отработкой всех нормативов и получением оценки каждым солдатом и офицером. Необученные на исходный рубеж не допускаются.
     Сбор завершился показом батальонного тактического учения с боевой стрельбой на базе отдельной мотострелковой бригады ЛВО, подведением итогов и постановкой задач на планирование боевой подготовки на 2004 год.
     – Александр Иванович, какие еще подвижки вы могли бы отметить за прошедший год в плане совершенствования подготовки Boopyженных Сил?
     – В целях обобщения и дoвeдeния до офицерского корпуса накопленного опыта был разработан целый комплекс документов, регламентирующих организацию и проведение боевой подготовки и ее мероприятий. Это прежде всего методические рекомендации командирам и штабам, сборники форм документов планирования. Все эти пособия можно считать настольными книгами офицера любого ранга – от командующего войсками военного округа до командира взвода.
     В итоге командиры всех степеней стали более заинтересованно воспринимать беспокойство военного руководства за состояние боевой подготовки, совершенствование объектов УМТБ, состояние отчётности по рациональному использованию материально-технических и финансовых средств, выделенных для обеспечения мероприятий боевой учебы.
     Зачастую приходится слышать в докладах: контроль занятий показал слабую методическую подготовку руководителей на учебных местах – командиров взводов и отделений. Это очень серьезная проблема. Особенно зримо этот недостаток проявляется у выпускников военных кафедр гражданских вузов, призванных на два года. В сложившейся в последние годы системе их обучения акцент делался на теоретическую подготовку. Не в полной мере использовались возможности учебного процесса для привития им навыков в проведении занятий.
     Органы боевой подготовки ВС РФ совместно с представителями военного образования проводят работу по исправлению такого положения дел. Пока же приходится устранять этот пробел непосредственно в войсках. Поэтому мы и восстанавливаем практику проведения инструкторско-методических занятий, чтобы тот, кто непосредственно учит солдата, сам был качественно подготовлен к этому.
     – Но ведь в последние годы хромает не только методическая подготовка руководителей. Из-за недофинансирования вообще мало внимания уделяется боевой подготовке, растет отрыв личного состава...
     – Начиная с 2002 учебного года ни один командир не посмеет сказать, что боевая учеба не проводилась, потому что Минобороны не выделило денег или горючего. Проблема в другом: командиры среднего и младшего звена забывали, а точнее, и не учились командовать солдатами на поле боя, и это надо устранять.
     Мы надеемся, что финансирование боевой подготовки останется в центре внимания руководства Министерства обороны и страны. В этом году боевую подготовку профинансировали в два раза больше, чем планировалось. На 2004 год также прогнозируем увеличение. Такой вопрос, как недофинансирование боевой подготовки, сейчас практически не стоит. Раньше некоторым бездельникам это было даже выгодно: мол, не могу проводить боевую подготовку, поскольку нет ни денег, ни горючего. Сейчас эти отговорки не проходят.
     Когда в течение 2003 учебного года значительно улучшилось положение с финансированием боевой подготовки, результаты не заставили себя ждать. Более чем в 3 раза увеличился стаж практического вождения механиков-водителей. В Сухопутных войсках значительное количество батальонных и ротных тактических учений впервые за последние годы проводилось с привлечением боевой техники, без элементов упрощения, что существенно повысило качество проводимых занятий, уровень тактической выучки и слаженности подразделений и частей.
     – В одном из своих выступлений в прессе вы гoвopили, что перемены последних десяти лет в жизни страны привели к утрате преемственности в армии: yвoлилиcь офицеры, которые умели организовывать боевую подготовку, проводить мероприятия боевой учебы. Ушло самое квалифицированное звено –подполковники и майоры. На их место приходят офицеры без опыта в планировании, организации и проведении боевой подготовки, видевшие полномасштабные тактические учения только в лучшем случае во время учебы в военных институтах и академиях...
     – У нас учебный процесс в военных вузах отстал от жизни. Мы постоянно ведём анализ подготовленности выпускников, их ввода в строй и приходим к такому мнению, что вузы более ориентированы на подготовку офицеров-специалистов, а не руководителей. Нужно воспитывать военную косточку - офицеров, умеющих работать с личным составом. Начальником Генерального штаба ВС РФ, Главнокомандующим Сухопутными войсками - заместителем министра обороны РФ сейчас поставлена задача переработать программы обучения с уклоном в практическую плоскость руководства воинскими подразделениями. Поэтому и сборы мы проводим с упором на методику. Ведь если офицер не может или не умеет работать с людьми, то он и не идет к личному составу.
     Кстати, тяжёлые условия, в которые попали люди на переломе, не стали непреодолимым препятствием для выполнения мероприятий повседневной деятельности, в том числе боевой подготовки. Многие командующие и командиры изыскивали способы сохранения накопленного в боевой подготовке опыта, материальные средства для проведения занятий. Как могли, поддерживали в работоспособном состоянии объекты учебной материально-технической базы, создавали вблизи пунктов постоянной дислокации новые учебные объекты, позволяющие применять малозатратные формы обучения.
     Государству невыгодно, в первую очередь экономически, и бессмысленно в принципе содержать армию, которая не занимается боевой подготовкой Результат этого – кровь наших подчиненных.
     – Ваш огромный боевой афганский и чеченский опыт, стаж в организации боевой подготовки на всех, так сказать, этажах армейского организма – от командира взвода до высшего уровня Вооруженных Cил - позволяют ощущать все тонкости этого процесса. На что, по-вашему, необходимо в первую очередь обратить внимание нынешним руководителям и организаторам боевой подготовки в войсках?
     – Первое – это повышение профессионализма офицерского состава. Каждый офицер должен уметь организовывать выполнение поставленных задач, умело управлять подчиненными подразделениями и личным составом при их выполнении; понимать сущность и роль боевой подготовки; уметь ее организовывать, методически грамотно организовывать и проводить занятия по боевой пoдготовке.
     Следующее: ни в коем случае не допускать упрощенчества при организации и проведении мероприятий боевой подготовки. Слова о том, что необходимо учить войска тому, что нужно на войне, должны быть не лозунгом, а работающим принципом боевой подготовки. Создаваемая на занятиях динамичная и сложная обстановка, атмосфера состязательности делают их интересными и эффективными для обучаемых. Лучше поливать учебные поля потом, чем в бою пролить хоть одну каплю крови своего подчиненного.
     Переносы или отмены занятий по боевой подготовке должны рассматриваться как чрезвычайное происшествие. Каждое занятие, каждая тренировка обеспечивают непрерывность обучения, а значит, служат достижению главной цели боевой подготовки.
     И последнее. Без высочайшей ежедневной, ежечасной требовательности к себе и к своим подчиненным ни о каком улучшении в боевой подготовке речи быть не может. От нас с вами, от офицеров, целиком и полностью зависят авторитет Вооруженных Сил и обороноспособность страны.
     
По завершении инструкторско-методического сбора некоторые его участники поделились своими впечатлениями. Им слово.

     
Генерал-майор Александр Ленцов, командир 98-й воздушно-десантной дивизии:
     – Я регулярно участвую в подобных мероприятиях, так как они дают многое по части методики организации и проведения занятий по боевой подготовке, на них доводятся новые требования министра обороны и начальника Генерального штаба. Сбор этого года был особенно необходим, так как с 1 декабря планируется ввести в войсках новый Курс стрельб – основной документ по огневой подготовке, в котором учтены боевой опыт недавних войн и локальных конфликтов, все наши наработки, предложения и обсуждения. Десантники участвовали почти во всех боевых действиях последнего десятилетия, в том числе и в миротворческих операциях. Я сам учился новому виду боевых действий – по принуждению к миру – без шпаргалок, с чистого листа, когда в 1996 году вводил воздушно-десантную бригаду в Боснию и Герцеговину, служил потом ее первым командиром. Было все – и удачи, и шишки набивали, но задачу выполнили с честью, потому что офицерский коллектив был очень трудоспособный и грамотный. Облегчить командирам подготовку настоящих военных профессионалов и есть задача таких сборов.
     
Подполковник Александр Обдула, заместитель командира окружного учебного центра Дальневосточного военного округа:
     – Особенно поразили новые тренажеры, с которыми мы познакомились в ОУЦ ЛВО. У нас таких технических новинок пока нет. Сама учебная материально-техническая база боевой подготовки здесь мощная. Удалось многое снять на видеокамеру – специально, чтоб был учебный материал для дальнейшей работы. Будем стараться создавать что-то новое, насколько позволят средства. Еще я обратил внимание на организацию жизни и быта полигонных команд. Понятно, что многое сделано специально к сборам, но в целом за несколько дней такую базу не создашь – нужна каждодневная кропотливая работа. Кстати, мне бросились в глаза новые материалы в отделке, содержании и обслуживании матбазы боевой подготовки – в ДВО такого пока тоже нет. Разумеется, присмотрелся и к самому ходу боевой учебы в учебном центре Ленинградского военного округа. Не для хвастовства, а по справедливости скажу: у нас боевой учебы гораздо больше, меньше отвлечений на всяческие хозработы. Ежедневно минимум по пять танков выпускаем на стрельбы.
     В целом сборы очень полезные. Есть и еще один очень важный аспект: многие из нас всю жизнь служили по отдаленным гарнизонам и северную столицу никогда не видели. Спасибо за организованные прогулки с профессиональными экскурсоводами. Это город-сказка! А как музеи порадовали, жаль, что семьи наши их не увидели. Расскажу и покажу им все на видео.

     
Полковник Анатолий Твердунов, начальник учебного центра Рязанского института ВДВ:
     – Хочу поблагодарить организаторов сборов за прекрасно подготовленный комплект методических материалов и формализованных документов, который получил каждый участник. Кстати, туда вошли и три видеокассеты с учебными кинофильмами производства телестудии Министерства обороны. По насыщенности и актуальности обсуждаемых тем считаю эти сборы самыми эффективными за последние два года.
     
Генерал-майор Станислав Семенюта, командир 76-й воздушно-десантной дивизии:
     – Очень плодотворно поработал в ходе сборов – спасибо Главному управлению боевой подготовки. Отдельная благодарность тем, кто на своих плечах вынес всю тяжесть организации сборов и работал для них, тем, на чьей базе проходит это главное в Вооруженных Силах мероприятие. Сколько они сделали! Трудягам ОУЦ и 138-й мотострелковой бригады скажу: наработались до края – не страшно. Радуйтесь, что обновленная эта матбаза будет теперь работать на вас и для ваших подчиненных: проверено на себе, когда готовились в дивизии к эксперименту по переходу на контрактную основу комплектования.
     
Заместитель командира бригады морской пехоты Каспийской флотилии:
     – Жаль, что выставка новейших прицелов пока так и останется выставкой. В войска они попадают с большим трудом. Когда наши подразделения, воевавшие во всей Чечне, уезжали на войну, мы получали по три ночных прицела на роту. Техника замечательная: карту или газету можно легко читать в темноте с расстояния в 20 метров! Как они хорошо поработали в Чечне… Но мало, мало современной техники в войсках. Впрочем, недавно мы получили новые МТЛБ с 30=мм пушками.
     
Заместитель командира 201-й мотострелковой дивизии:
     – Спасибо сбору за возможность встретиться с теми сослуживцами, с которыми развела когда-то военная судьба. И еще: виртуальная рекогносцировка – это лихо. Как не хватает нам таких методик для обучения молодых офицеров! Не знаю, как в других регионах, но мы в Таджикистане испытываем катастрофическую нехватку подготовленных офицеров. Выдвигать некого! А тут новая директива: офицеров после трех лет службы на нашем пограничье, когда самый опыт-то приходит, не выдвигать на вышестоящие должности, а отправлять по замене…
     
Капитан Юрий Кораблев, начальник штаба центрального полигона ВДВ:
     – Я впервые на таком серьезном мероприятии высокого ранга – в одной учебной группе с генералами еще не занимался. Узнал много нового, расширил кругозор. Одно дело - командовать взводом или ротой, совсем другой хлеб на полигоне. Посмотрев на шикарную учебно-материальную базу, скажу: было бы полноценное финансирование, и мы бы не ударили в грязь лицом.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100