на главную страницу

10 Октября 2003 года

Тема номера

Пятница

НОВОЕ ОПЕРЕНИЕ «ГРАЧА»

Юрий АВДЕЕВ.



По признанию авиационных специалистов, штурмовик Су-25 считается лучшим в мире. Действия «Грачей» над полем боя командиры сухопутных подразделений характеризуют как неожиданные, стремительные и эффективные. Статистика боевого применения штурмовиков в Афганистане говорит сама за себя: выполнено около 60 тысяч боевых вылетов, потеряно всего 33 «сушки». Другими словами, на один сбитый самолет приходилось 2.800 часов налета.
Однако время не стоит на месте. К штурмовику, прекрасно зарекомендовавшему себя в конце прошлого века, сегодня, в ХХI столетии, предъявляются новые повышенные требования. В ОАО «ОКБ Сухого» была разработана его модификация - Су-25СМ. В ней расширены боевые возможности и состав вооружения самолета. О новой модификации и перспективах модернизации штурмовой авиации рассказывает главный конструктор «ОКБ Сухого», президент НПК «Штурмовики Сухого» Владимир БАБАК.

     - Владимир Петрович, на чем основывалась концепция Су-25СМ?
     - Опыт боевых действий трех последних десятилетий внес немало изменений. Появились новые системы ПВО и ЗРК, возросла потребность в усилении авиационной поддержки на поле боя. Свою специфику имеет ведение боя в гористой местности, когда применение штурмовиков ограничено. Например, в Дагестане для уничтожения бандформирований «Грачи» работали парами. Высокогорный рельеф не позволял одновременно использовать их в большем количестве.
     При создании Су-25СМ мы придерживались концепции «просто – точно – эффективно – недорого». Один лишь пример – уничтожение танка. При сильной ПВО противника такую задачу лучше выполнять, используя управляемую ракету, а при слабой ПВО – неуправляемые. Предлагаемое нами вооружение позволяет делать подобный выбор по всем целям, находящимся на поле боя.
     - Один из принципов модернизации, о котором вы сказали выше, -экономичность. Какой экономический эффект заложен в проект?
     - Стоимость модернизации одной боевой машины составляет около 75-90 млн. рублей. Сегодня на рынке вооружения Су-25 оценивается на 25 - 30 млн. рублей дороже. Как видите, наш вариант гораздо выгоднее.
     - Где будет осуществляться модернизация?
     - До распада Союза серийным выпуском Су-25 занимался Тбилисский авиазавод. В России выполнение работ решено проводить на авиационно-ремонтном заводе (АРЗ) № 121 в Кубинке. При выборе учитывали близость его расположения к «ОКБ Сухого». Сегодня здесь успешно производят плановый ремонт штурмовиков.
     - Какие проблемы стояли перед коллективом предприятия на начальном этапе?
     - Их было немало. Намеченная модернизация предполагает полную замену старого оборудования самолета, которое было разработано
     30-40 лет назад, на современное. Предстоящая модернизация потребовала сосредоточить усилия специалистов трех десятков предприятий отрасли. Разработано, испытано и поставлено 32 новых образца оборудования. Изготовлены стенды для проведения отладочных и доводочных испытаний. Освоено производство новых деталей и агрегатов для доработки планера и кабины.
     Определенные трудности возникли с изготовлением жгутов по современной технологии. В освоении их производства участвовали коллективы завода, конструкторского бюро и предприятий-смежников.
     На постоянную работу в 121-й АРЗ мы направили специалистов НПК «Штурмовики Сухого», прошедших в свое время школу на Тбилисском авиазаводе и других авиапредприятиях. Помимо этого, наши специалисты регулярно бывают на АРЗ для оперативного решения возникающих вопросов.
     - Такой вопрос, волнующий летчиков, которые ждут модернизированные машины в войсках: когда будут завершены испытания и налажено серийное производство Су-25СМ?
     - В марте 2002 года, ровно через год после принятия решения о выполнении работ на заводе в Кубинке, первый модернизированный самолет Су-25СМ взлетел с аэродрома 121-го АРЗ. За шесть месяцев 2002 года на нем было выполнено 34 полета. В конце прошлого года он был предъявлен на Государственные совместные испытания (ГСИ). С апреля по сентябрь 2003 года из 34 запланированных полетов выполнено 27.
     В апреле 2003 года второй модернизированный Су-25СМ, доработанный по результатам проведенных испытаний, передан в «ОКБ Сухого» для проведения опытных конструкторских работ. На сегодняшний день на нем выполнено 25 полетов. До конца этого года будет изготовлено еще два Су-25СМ с учетом испытаний их предшественников.
     - Так что же показали испытания?
     - При проведении летных испытаний доработано все программно-математическое обеспечение. Например, увязка прицельно-навигационного комплекса с бортовым радиоэлектронным оборудованием непосредственно в динамике полета, которую невозможно отработать в наземных условиях стенда. Также были подтверждены основные характеристики нового оборудования и режимов навигации. Отработаны алгоритмы боевого применения по бомбометанию и стрельбе неуправляемыми авиационными ракетами в различных режимах полета и видах маневра.
     Высокую эффективность показал прицельно-навигационный комплекс. Полученные точностные характеристики навигации и боевого применения авиационных бомб в два-три раза лучше аналогичных параметров серийного Су-25.
     К сожалению, недостаточное финансирование на начальном этапе не позволило сразу широко развернуть работы по новому штурмовику. В результате сроки проведения Госиспытаний несколько затянулись.
     - Не хотелось бы заканчивать нашу беседу на такой вот минорной ноте…
     - Действительно, не все так плохо, ведь прежде всего мы нарабатываем положительный опыт, а он есть, и немалый. Су-25СМ может наращиваться новым вооружением и дополнительным оборудованием для применения в ночных и сложных метеорологических условиях.
     Состояние дел на авиационно-ремонтном заводе подтверждает правильность принятого решения о проведении здесь коренной модернизации штурмовиков. Значительно вырос уровень технической и технологической подготовки специалистов АРЗ. Завод становится полусерийным предприятием, способным производить ремонт и одновременно модернизировать 12-15 самолетов Су-25 в год.
     Трудозатраты на обслуживание Су-25СМ на 25-30 процентов ниже по сравнению с базовой моделью. Проведение модернизации самолетов при очередном капитальном ремонте дает значительную экономическую выгоду. При этом затраты по сравнению с такими же работами на серийных заводах снижаются в два раза.
     Модернизация Су-25 вышла на финишную прямую. И надо приложить все силы для того, чтобы этот финиш был успешным.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100