на главную страницу

18 Октября 2003 года

Авиация России

Суббота

КУДА ЛЕТИТ МКС

Экспертиза

Андрей ГАРАВСКИЙ,«Красная звезда».



Самый грандиозный орбитальный проект человечества - Международная космическая станция (МКС) сегодня переживает свои не лучшие времена. После трагической гибели в феврале этого года американского корабля многоразового использования «Колумбия» в жизнь орбитального комплекса, создание которого планировалось завершить в 2006 году, внесены серьезные коррективы. Россия как один из основных участников проекта, сегодня фактически в одиночку обеспечивает МКС всем необходимым. Из-за внеплановых затрат затягивается строительство отечественного сегмента станции.
Каковы перспективы МКС.

     
СПРАВКА.

     В настоящее время орбитальный комплекс МКС массой около 179,6 т функционирует в составе: грузовой блок «Заря», служебный модуль «Звезда», стыковочный отсек-модуль «Пирс», пилотируемый корабль «Союз ТМА-2», транспортный грузовой корабль «Прогресс
     М-48» (российский сегмент); модули «Юнити», «Дестини», шлюзовая камера «Квест» и крупногабаритная многозвенная ферменная конструкция с развернутыми на ней панелями солнечных батарей (американский сегмент). На станции работает экипаж седьмой экспедиции к МКС в составе российского космонавта Юрия Маленченко (командир) и американского астронавта Эдварда Лу (бортинженер).

     Напомним, что после гибели шаттла НАСА запретило полеты челноков на время расследования причин катастрофы и устранения выявленных недостатков. Между тем американские космические корабли многоразового использования благодаря грузоподъемности в 30 тонн выполняли львиную долю грузоперевозок и доставки экипажей на МКС. В этом году они должны были побывать там не менее четырех раз и доставить на орбиту более 80 тонн различных грузов и 26 человек, в том числе трех россиян.
     Россия, принимающая активное участие в строительстве и эксплуатации МКС, единственная, кроме США, страна, способная доставлять на орбитальный комплекс оборудование и космонавтов. Поэтому сегодня на нас ложится основная нагрузка по обеспечению станции всем необходимым. Между тем это дополнительное финансовое бремя нам совсем не кстати. Россия и так существенно отстает от других партнеров в темпах создания отведенного ей сегмента МКС. Причина в явно недостаточном «космическом» бюджете нашей страны. Ранее планировалось, что российский сегмент МКС будет состоять из семи модулей. Сейчас планируется запустить только три. Отечественный сегмент готов только в объеме основного служебного модуля «Звезда» и стыковочного отсека-модуля «Пирс». В то же время европейский модуль, японский и американский сегменты находятся на стадии готовности.
     В сложившихся обстоятельствах мы, казалось бы, вправе рассчитывать на поддержку других участников проекта (16 стран). Многие специалисты предполагали, что вопрос с финансированием доставки грузов на МКС будет решен в ходе августовской встречи руководителя Росавиакосмоса Юрия Коптева и главы НАСА Шона О’Кифи. Но этого, к сожалению, не произошло.
     Таким образом, сегодня только благодаря России поддерживается жизнеспособность МКС. Для пилотируемого режима необходимы своевременная доставка расходуемых материалов, воды, пищи и смена экипажей. Также несколько раз в год требуется проводить коррекцию орбиты, чтобы МКС не опустилась ниже критической отметки в 400 км от Земли. По мере необходимости станция также должна совершать маневры во избежание столкновений со спутниками и другими космическими телами, а для этого необходимо пополнять запасы топлива. При всем этом предполагаемый некоторыми горячими головами беспилотный режим работы станции невозможен. И конструкторы, и эксперты едины во мнении, что без экипажа мы утратим МКС.
     Возникает вопрос: получим ли мы помощь от наших партнеров, в частности от американцев? Дело в том, что ситуация с обязательствами России по транспортному обеспечению станции настолько запутанна, что вероятность получения в ближайшем будущем каких-либо средств от зарубежных партнеров очень невелика. Возможности НАСА также ограничивает закон, запрещающий закупку любой продукции российского ОПК. Он был принят еще при прежней администрации США из-за того, что Россия якобы поставляет ракетные технологии Ирану.
     Есть определенное противодействие дальнейшему строительству международной станции и в самом американском обществе. Как уже сообщалось, НАСА собирается возобновить запуски космических челноков в марте 2004 года для завершения строительства Международной космической станции. Но далеко не все американцы поддерживают эту идею. На проходивших в палате представителей слушаниях главе НАСА Шону О’Кифи было задано немало вопросов о безопасности шаттлов, целесообразности использования челноков и участия Америки в проекте МКС.
     Сегодня бюджетный дефицит США растет, а на сбор обломков и изучение причин аварии челнока затрачено почти 400 млн. долларов. Многие считают, что сама идея построения МКС так и не завоевала сердца американцев. Другое дело, когда перед НАСА была поставлена грандиозная по своему масштабу задача высадки человека на Луну. Тогда поддержка общества была стопроцентной и недостатка в финансировании проекта не было. Поэтому многие в США считают, что перед НАСА снова нужно поставить какую-то сверхзадачу. А что касается Международной космической станции, то не все американцы знают, что это такое и зачем она нужна. Лишь после аварии шаттла МКС снова стала на слуху.
     Россия же пока полагается лишь на свои собственные силы. По словам главы Росавиакосмоса Юрия Коптева, Минфин по просьбе агентства после катастрофы «Колумбии» перевел 1,2 млн. рублей из бюджета агентства со второй половины 2003 года на II квартал. Благодаря этому предприятия получили дополнительные средства и продолжили строительство заложенных транспортных космических кораблей и ракет-носителей для них. Но это лишь временная мера, которая не отменяет необходимости увеличения финансирования МКС. Весьма дорогостоящие внеплановые работы (смена экипажей, доставка грузов, подъем орбиты) привели к угрозе срыва самой возможности достройки российского сегмента.
     Не станет легче и в 2004 году: средств на МКС выделено недостаточно, с возобновлением полетов шаттлов пока нет ясности, не определен срок отправки к МКС нового европейского грузового космического корабля. Все это говорит о том, что наша сторона и дальше будет тянуть эту тяжелую лямку. Если Россия не запустит лабораторный модуль в ближайшие годы, достройка отечественного сегмента МКС станет невозможной чисто физически, так как планируемая установка нового американского модуля закроет подходы к необходимому стыковочному узлу.
     Таким образом Россия может полностью утратить возможность работы на МКС по собственной программе. Чтобы этого не случилось, надо не только добиваться от международных партнеров финансовой помощи для жизнеобеспечения станции, но и увеличить расходы на строительство своего сегмента. Несмотря на тяжелое положение, сложившееся сегодня, грандиозный космический проект будет завершен. Но вот будет ли Россия иметь на нем свой полноценный сегмент? Не станем ли мы на орбитальном комплексе лишь перевозчиками и спасателями? Чтобы такого не случилось, надо действовать решительно уже сегодня.
     
На снимках:так сейчас выглядит МКС; ракета-носитель «Союз-У» и космический корабль «Прогресс-М1» сегодня обеспечивают международный орбитальный комплекс всем необходимым.



Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100