на главную страницу

21 Октября 2003 года

Военно-политическое обозрение

Вторник

РЕГИОН, УСТРЕМЛЕННЫЙ В БУДУЩЕЕ

Сергей СУМБАЕВ,Алексей ЛЯЩЕНКО,«Красная звезда».



В Бангкоке на межправительственный форум АТЭС, образованный в ноябре 1989 года, собрались лидеры 21 страны и территорий Азиатско-Тихоокеанского региона. Представлены Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония. Любопытно, что во внешнеполитическом ведомстве России предпочитают говорить: «В АТЭС входят 21 экономика, а не 21 государство». Сугубо политический момент – в организацию входят Тайвань и Гонконг, нынешний статус которых признают не все участники АТЭС. В 1997 году, одновременно с приемом в АТЭС России, Вьетнама и Перу, был введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов форума.

     
Приоритеты варьируются

     Сегодня АТЭС занимает ведущее место в мировой экономике. На долю стран - участниц этой организации приходится около 60 процентов мирового ВВП, 50 процентов объема внешней торговли и 40 процентов населения планеты. Общий объем ВВП стран АТЭС оценивается в 16 триллионов долларов.
     Руководящими органами АТЭС являются проводящиеся с 1993 года ежегодные неформальные саммиты глав государств и правительств и приуроченные к ним встречи министров иностранных дел и торговли, а также отраслевые встречи министров и совещания старших должностных лиц экономик - участниц форума. Проблематикой конкретных направлений взаимодействия занимаются специализированные комитеты, подкомитеты и рабочие группы.
     Деятельность АТЭС, основополагающими принципами которой являются гибкость, добровольность и консенсус, строится на основе ряда программных документов. При создании форума в 1989 году его главной задачей было провозглашено содействие экономическому росту и сотрудничеству в регионе посредством либерализации и облегчения условий торговли и инвестиций. В 1994 году участники АТЭС поставили перед собой долгосрочную цель формирования в регионе системы свободной и открытой торговли и инвестиций к 2010 году - для развитых и к 2020 году - для развивающихся стран. В 1995 году была принята Осакская программа продвижения к указанной цели, в соответствии с которой члены АТЭС имеют ежегодно обновляемые индивидуальные планы действий по либерализации своих национальных торговых и инвестиционных режимов.
     В зависимости от изменения ситуации в регионе приоритеты в работе АТЭС варьируются. Так, после финансово-экономического кризиса 1997 года в Восточной Азии бывшие до этого на первом плане вопросы либерализации торговли несколько отошли в тень, а на их место выдвинулись меры по восстановлению и поддержанию экономического роста в регионе путем укрепления рынков и обеспечения финансовой стабильности.
     Масштабность спектра охватываемой тематики и отсутствие на данном этапе обязательных для всех участников решений отличает АТЭС от других существующих торговых или таможенных союзов и блоков. Эта структура, являющаяся своего рода региональным ответом на вызовы глобализации, пока находится в процессе своего институционального становления. Вместе с тем, сохраняя формально консультативный статус, АТЭС уже превратился в важный механизм по выработке региональных правил торговли, инвестиционной деятельности и экономического сотрудничества. Предпринимаемые АТЭС шаги - это долгосрочные, а не разовые меры, направленные прежде всего на создание «азиатско-тихоокеанского сообщества» с едиными «правилами игры» и по возможности унифицированными национальными стандартами и режимами. Сами члены АТЭС рассматривают форум в качестве инструмента, способствующего приданию их экономикам инновационного и обращенного в будущее характера.
     И еще принципиальный момент. За последние годы качественно изменился характер форума - из сугубо экономического он превратился в политический. Со всеми вытекающими из этого последствиями.
     
В центре внимания - экономика

     Саммит в Таиланде – одиннадцатая встреча в верхах форума АТЭС. Если рассматривать его экономические задачи, то самая главная проблема АТЭС в том, что он объединяет государства, экономический потенциал которых существенно разнится. На долю трех крупнейших участников АТЭС - США, Японии и Китая, совокупный ВВП которых составляет около 13,5 триллиона долларов, - приходится почти 80 процентов совокупного ВВП всех стран, входящих в эту организацию. Поэтому вполне естественно, что и интересы стран-участниц различны. Предприятия США и Японии, а также стремительно развивающегося Китая видят в регионе АТЭС обширный рынок сбыта для своей продукции – без пошлин и любых других ограничений, увеличивающих стоимость товаров. Но с учетом их доли в экономике региона неясно, что останется другим участникам АТЭС. Поэтому на каждом саммите или министерской встрече отчетливо прослеживается борьба между «богатыми» и «бедными» членами АТЭС.
     В российском МИД так охарактеризовали форум АТЭС: «Это лейка, из которой вода поливает новые ростки новой экономики в этом обширном регионе. Эта совокупная рука из 21 пальца, и если бы нашего пальчика не было, то было бы трудно всем». России есть что предложить коллегам по АТЭС. По самым скромным прогнозам, доля Азиатско-Тихоокеанского региона в мировом энергопотреблении возрастет к 2020 году до 45 процентов, при этом разрыв между собственными запасами энергоресурсов и потребностями региона будет увеличиваться. Вместе с тем будут расти потребности региона и в целом в энергоресурсах. Россия, как заявлялось на высшем уровне, готова «совместно с партнерами» по АТР работать над проблемой обеспечения его энергетической безопасности. Другой перспективной областью деятельности, в которой Россия как евразийская страна могла бы играть особую роль в АТЭС, является транспорт. Крупнейший проект, который предлагает реализовать Москва, - объединение Транссибирской и Транскорейской железных дорог, по оценкам специалистов, позволит сделать качественный шаг в развитии транспортной системы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Россия также заинтересована в проекте формирования транспортного коридора, соединяющего западное побережье США с северо-восточными провинциями Китая через российские порты Дальнего Востока.
     Специальная тема – экономика и научно-техническое сотрудничество. Меры по поддержанию микро, малых и средних предприятий. В России они составляют только 17 процентов экономики, что очень мало. Еще одна особая тема обсуждения - эпидемия атипичной пневмонии, которая в межсессионный период серьезно сказалась на экономике ряда стран ЮВА. Наконец, в Таиланде ожидается принятие решения по введению в рамках АТЭС бизнес-карты - своего рода виза АТЭС - для упрощения передвижения. Обладатель ее может въезжать в любую страну сообщества. В программе участвуют несколько стран, к ней готовится присоединиться и Россия. США, известные своей визовой политикой, конечно, и здесь остаются «над» вопросом и даже его не рассматривают.
     Взаимодействие в рамках Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества позволит ускорить развитие восточных регионов России, считает Владимир Путин. «Азиатско-Тихоокеанский регион развивается очень активно и нуждается в тех ресурсах, которыми Россия располагает», - заявил Президент РФ в интервью телекомпании «Стар-ТВ» накануне саммита АТЭС. «В тесной кооперации с нашими соседями и партнерами в АТР мы рассчитываем сыграть свою позитивную роль и в развитии этого региона мира и полагаем, что сотрудничество пойдет на пользу самой России, поскольку позволит нам эффективно развивать восточные области Федерации», - отметил он.
     
Все на борьбу с терроризмом

     Что касается политической составляющей форума, то на саммите в Бангкоке в центре внимания, несмотря на возражения отдельных стран АТЭС, будет находиться проблематика борьбы с международным терроризмом (беспрецедентным в практике АТЭС, учитывая его традиционную сфокусированность на экономической проблематике, стало отдельное заявление лидеров по борьбе с терроризмом, принятое на саммите в Шанхае в 2001 году). Сам регион также страдает от этого зла – достаточно вспомнить теракты на острове Бали, в Индонезии. Подсчитано, что из-за угрозы терроризма экономический ущерб составил 1 процент от ВНП. Это, конечно, не так много, но если вдуматься в общую цифру, то на эти деньги несколько недель можно кормить все население Африки. Поэтому вполне логичным будет обсуждение недопущения финансовой подпитки терроризма – собственно того, за счет чего он и существует.
     Выступая в Бангкоке на деловом саммите АТЭС, Владимир Путин назвал «своевременным» активный разворот организации на борьбу с этими угрозами. Он выразил убеждение «во все более возрастающей эффективности экономических и финансовых методов» борьбы, добавив, что Россия принимает в такой работе «самое деятельное участие». «Для борьбы с международным терроризмом мы просто обязаны объединять наши усилия и возможности», - заявил он. И добавил, что без устранения угрозы терроризма и сопровождающих его видов преступности - наркобизнеса, нелегальной миграции, контрабанды оружия - у Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества нет перспектив на будущее.
     Особое внимание будет уделено ситуации в «горячих точках» планеты – Ираке, Афганистане, которая напрямую влияет на экономическую ситуацию в мире и на ситуацию в странах, которые сегодня представлены в АТЭС. Как и все мировое сообщество, АТЭС в принципе разделился по оценке ситуации вокруг Ирака – кто-то, как, к примеру, Япония или Австралия, поддерживает Вашингтон в этом вопросе и даже послал в Ирак свои войска. Другие же страны - члены АТЭС, как Китай и Россия, выступают в иракской проблеме с иных позиций.
     Еще один вопрос (принципиальный и касающийся непосредственно АТЭС) - ситуация вокруг Северной Кореи, которая неминуемо влияет на положение дел во всем АТР. КНДР не входит в АТЭС и вообще с подачи США и Японии во многом остается «страной-изгоем» как в мировой, так и в региональной экономической и политической системе. Но при этом все понимают, что проблему решать необходимо. Шестисторонние переговоры, которые расценивались как явный успех на фоне вялотекущего северокорейского кризиса, пока своего логического продолжения не получили.
     Вместе с тем Россия, которая выступает за быстрейшее урегулирование проблемы ядерной программы КНДР, считает, что на совещании в Бангкоке не следует принимать специальное решение по этому вопросу. Об этом заявил заместитель главы МИД РФ Александр Лосюков, который входит в состав российской делегации, участвующей в мероприятиях форума АТЭС. По его словам, и некоторые другие страны считают, что сейчас неподходящий момент принимать заявление по этому вопросу, когда еще не решено, будут ли продолжены шестисторонние переговоры по ядерной проблеме Северной Кореи. Лосюков не исключил, что на саммите АТЭС вопрос о ядерной программе КНДР «может быть поднят в форме заявления председателя встречи, а не ее лидеров». В этом документе, сказал дипломат, можно было бы указать на существующую в регионе озабоченность сложившейся ситуацией и на стремление к разрешению ситуации вокруг ядерной проблемы КНДР мирным, дипломатическим путем, в форме шестисторонних переговоров с участием двух корейских государств, Китая, России, США и Японии.
     В принципе все эти вопросы так или иначе будут затронуты и в ходе двусторонних встреч руководителей государств и правительств стран - участников АТЭС, которые, как правило, имеют место в рамках форума. Скорее всего, никаких документов подписываться по итогам таких встреч не будет, но «сверить часы» и проговорить важные друг для друга вопросы на высшем уровне, конечно, никто не откажется.
     
Проблемы, осложняющие жизнь

     Как такового военного измерения в работе АТЭС не существует – все же форум в первую очередь решает задачи экономического характера. Но военная и военно-политическая ситуация в регионе, конечно, влияет на экономику, а поэтому подспудно, но имеет чуть ли не решающее значение. Безопасность жизненно необходима для быстрого развития экономики и торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Важнейшим фактором здесь остается присутствие крупных формирований вооруженных сил США и явное наращивание военного присутствия США в регионе, произошедшее под предлогом борьбы с терроризмом в 2001 и 2002 годах.
     Под патронажем США планируется создание регионального центра по борьбе с терроризмом, причем именно военная составляющая в этой борьбе, а не сотрудничество спецслужб, по-прежнему рассматривается как приоритет. Помимо этого изучаются возможности создания новых баз на севере Австралии, на Филиппинах и даже во Вьетнаме. Официальные лица Пентагона отмечали, что цель этих действий - усилить американское военное присутствие в Юго-Восточной Азии с учетом того, что исламский терроризм будет представлять «долговременную проблему для США». И эти действия еще раз подтверждают, что Вашингтон рассматривает свое военное присутствие в АТР, конечно, не в качестве услуги странам Азии, а в силу собственных интересов. К тому же оно служит для всех в регионе явным напоминанием о том, что США - не эфемерное или временно действующее лицо в АТР, а принадлежит к числу основных сил, имеющих здесь свои интересы.
     В Вашингтоне практически не скрывают, что наращивание американского военного присутствия в АТР ведется с перспективой возможного соперничества с Китаем. Бурный социально-экономический рост Китая (по некоторым оценкам, к 2025 году население страны составит 1,7 миллиарда человек, а ВВП – 6 - 7 триллионов долларов, что будет равняться ВВП Объединенной Европы или США в середине 1990 годов), обладающего ядерным оружием и средствами его доставки, на глазах набирающий политический вес в глобальных масштабах и обладающий мощными вооруженными силами, вызывает в Вашингтоне существенную тревогу. Тем более что и противоречий между двумя странами достаточно.
     Прежде всего это, конечно, тайваньская проблема. Рассматривая Тайвань как мятежную провинцию, Китай не настаивает на немедленном присоединении острова к материку и активно развивает с ним экономические связи. Однако Пекин неоднократно давал понять Тайваню и США, что провозглашение независимости Тайваня было бы для него совершенно неприемлемым и вынудило бы применить силу для восстановления суверенитета КНР над островом. Как показал кризис 1996 года, когда в преддверии выборов на Тайване США в ответ на демонстрацию китайской военной мощи в Тайваньском проливе ввели туда два авианосца, проблема острова может стать причиной серьезной военной конфронтации между двумя странами.
     На тихоокеанском театре у США достаточно военных баз, но их отделяют друг от друга огромные расстояния. При этом аналитики Пентагона указывают на то, что Китай обладает развитыми ракетными силами, которые при необходимости накрывают все существующие американские базы. Учитывая планы Китая по развитию космических технологий, достижения пилотируемых космических полетов, наращивание спутниковой группировки на орбите, крылатые ракеты, по оценкам специалистов, могут стать грозным оружием Китая в достижении превосходства на море и на суше в регионе. Поэтому США в качестве одного из приоритетов стремятся передислоцировать свои корабли подальше от Китая, развернуть систему ПРО в Азии и оснастить свои силы более дальнобойным и высокоточным оружием. 
     Что касается России, то она выступает за создание в рамках форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества «системы быстрого реагирования» на возникающие в регионе проблемы. Для этого, по мнению Президента РФ, следует, во-первых, наладить обмен информацией. А во-вторых, научиться принимать согласованные решения по преодолению кризисных явлений. «Они, на наш взгляд, должны в максимальной степени соответствовать задаче бесперебойного функционирования рынков в АТР, мобильности людей. Также важно, чтобы меры, предпринимаемые отдельными государствами, шли в общем русле, без ущерба для других».
     «Да, все мы разные, - подчеркнул Владимир Путин. - Но мы видим общность стоящих перед нами проблем и готовы совместно искать их решения».


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100