на главную страницу

22 Октября 2003 года

Имена и судьбы

Среда

Душой и разумом согрета

Николаю Доризо - 80 лет

Юрий ГРИБОВ, «Красная звезда».



     Давно это было. Я тогда служил военным корреспондентом в Румынии. Квартировали мы в Констанце, в старом отеле «Паласс», стоящем на берегу благодатного Черного моря. Жизнь наших офицеров могла бы быть райской, если бы не две глупости армейского руководства. Первое недомыслие - строгий сухой закон. И это в Румынии, где вино разных марок исстари рекой льется. Вторая глупость - вместо разрешения офицерам жить с семьями штабы и соединения наводняли полчищами незамужних девиц, для которых специально наоткрывали должностей. Девушки, конечно, мечтали поскорее здесь замуж выйти. А за кого? Почти все офицеры женатые. Так что свадеб не было. А вот романов... Политотдел в связи с возникшими обстоятельствами решил с помощью воспитательной работы как-то приглушить «эти штучки». Но где там!
     В общем, и пили, и влюблялись, и трагедии переживали. Помню, как раз в это время в «Литературной газете» появилось стихотворение Николая Доризо «Огней так много золотых». Буквально на второй день это стихотворение не только читалось, но и пелось. Из многих окон отеля вечерами доносились женские голоса: «А я люблю женатого...» Незамужние девицы восприняли стихотворение как свой гимн, как директиву и усилили атаки. Полковник из политотдела армии, мой хороший знакомый, целыми днями разбирал любовные жалобы и покачивал седой головой:
     - Попался бы мне этот Доризо в темном переулке! Задал он нам работку!
     Уже в Москве лет двадцать спустя, познакомившись с Николаем Константиновичем Доризо, я рассказал ему эту историю. Потом мы с ним подружились. Симпатичнее и добрее человека я среди литераторов, кажется, не встречал. Талант из него буквально искрился. Вся его поэзия душой и разумом согрета. Ничего лишнего, натужного и надуманного, слова отлиты горячим сердцем. Он умеет несколькими строками высказать глубокую мысль: «Работать, жить - не времени, уж слишком велики расходы, безделье продлевает дни, но укорачивает годы». «Как много фамилий, как мало имен. Поэтов у нас изобилие! И как нелегко перейти Рубикон, чтоб именем стала фамилия».
     Николай Доризо планку этого заветного Рубикона преодолел еще в молодости. Он стал знаменитым с первых же своих сочинений, особенно с «Дочурки» - волнующего и яркого стихотворения, которое фронтовики, переписав друг у друга, носили в карманах гимнастерки, перечитывали в землянках и окопах. «Дочурка» как бы сама собой стала популярной песней.
     Николай Доризо вообще, кажется, весь поётся. Песни на его слова не стареют с годами и десятилетиями. На радио, в лучших советских фильмах и просто за дружеским столом можно и сейчас слышать: «Помнишь, мама», «Давно не бывал я в Донбассе», «У нас в общежитии свадьба», «Взрослые дочери», «Шел солдат», «Но как на свете без любви прожить», «Офицеры запаса», «Любаша», «Мы Керчь покидали с боями», «Песня ветеранов», «Московские улочки».
     Участник Великой Отечественной войны, подполковник в отставке Николай Доризо не забывал армию, писал о ней много и охотно. У него есть большой цикл поэзии «Военные поезда», куда вошли замечательные стихи о жизни бойцов и офицеров на фронте и в мирное время. Он был всегда желанным гостем в гарнизонах и на кораблях...
     Краснодарский край, станица Павловская - это его родина. Потом семья жила в Ростове, Доризо учился там в университете. Любовью к песне, к народному слову он обязан своей бабушке Марии Назаровне, которая происходила из казачьего рода и хорошо пела, знала много стихов. Перенял он от бабушки и умение изображать кого-то в лицах, «представлять», как она говорила. Этот навык пригодился Доризо в жизни: он на сцене держится как настоящий артист, поставленным красивым голосом, броскими жестами усиливает восприятие стиха.
     Николай Константинович Доризо в эти дни отмечает свое восьмидесятилетие. Я заглянул к своему старому другу, чтобы поздравить, посидеть с ним, побеседовать. Вера Георгиевна, жена его, бывшая артистка московской оперетты, уже дважды напоминала, что все стынет, пора за стол, а Доризо не мог оторваться от листа с новыми, утром написанными стихами. И как всегда в его строчках были изюминки: «Кровь с киноленты, как с бинта». Это о сегодняшнем телевидении. Он болеет за Россию, попавшую в лапы преступности и коррупции, переживает за армию.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100