на главную страницу

25 Октября 2003 года

Все о льготах и правах

Суббота

СЕРТИФИКАТ ДЛЯ СНГ



Государственные жилищные сертификаты в последние годы стали своеобразным символом надежды в решении жилищной проблемы для многих военнослужащих. Как свидетельствует читательская почта, с ними зачастую связывают свои надежды и те, кто был уволен из Вооруженных Сил и других воинских формирований государств СНГ после 31 декабря 1994 года. Многие из них пытаются реализовать свои решения через суд, тем более что в ряде субъектов Российской Федерации были приняты решения о включении в Программу «Государственные жилищные сертификаты» этой категории граждан. Вместе с тем в других регионах суды принимают абсолютно противоположные решения. Кто же прав?

     На сегодняшний день необходимо руководствоваться решением Верховного суда Российской Федерации от 05.03.2003 № ВКПИ 02-122/03-6. Впрочем, эту ситуацию стоит рассмотреть последовательно.
     Статьей 13 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.92 г. установлено, что порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Это делается в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий, а также с учетом льгот по предоставлению жилых помещений, установленных органами государственной власти и управления Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 21.04.97 № 68-ФЗ).
     Правительство Российской Федерации в рамках ст. 115 Конституции РФ и ст. 13 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» своим постановлением № 1054 от 06.09.98 утвердило «Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном месте жительства».
     Согласно подпункту «в» пункта 10 Правил не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае их увольнения с военной службы из Вооруженных Сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 года (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.).
     Оценивая соответствие установленной нормы закону, необходимо отметить, что после распада СССР и образования Содружества независимых государств в целях реализации Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 11.02.93 г. статьей 56 указанного закона и постановлением Верховного Совета РФ № 4457-1 от 11.02.93 г. был установлен переходный период, который продолжался до 31 декабря 1994 года.
     В соответствии со статьей 62 указанного закона гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохранял правовое положение военнослужащего, предусмотренное законом Российской Федерации, в том числе и по обеспечению его жилыми помещениями, только до окончания переходного периода. Пунктом 5 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.05.93 г. № 4983-1 «О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», установлено, что граждане Российской Федерации, проходившие военную службу в воинских частях Вооруженных Сил и других воинских формирований СССР и СНГ до принятия этих воинских формирований в юрисдикцию Российской Федерации и заключившие контракт о прохождении военной службы в национальных армиях государств - республик бывшего СССР, сохраняют правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами Российской Федерации, до 31 декабря 1999 года при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих двусторонних межгосударственных договоров. При несоблюдении указанных условий правовое положение указанных лиц, предусмотренное законами Российской Федерации, сохраняется до окончания переходного периода, то есть до 31 декабря 1994 года.
     В настоящее время в связи с принятием Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.98 г. Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 11.02.93 г., постановления Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе от 11.02.93 г.
     № 4457-1 (редакция от 21.07.93 г., с изменениями от 23.07.93 г.) и «О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 19.05.93 г. № 4983-1 признаны утратившими силу.
     Действующее российское законодательство не устанавливает общих норм, регламентирующих правовое положение указанной категории граждан Российской Федерации. Вместе с тем данное обстоятельство не может свидетельствовать о том, что установленная норма противоречит закону.
     Государства - участники Содружества независимых государств 14.02.92 года заключили Соглашение о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, однако оно не содержало норм, регламентирующих вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей при переезде на постоянное место жительства на территорию другого государства. Статьей 3 Соглашения об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах - участниках Содружества независимых государств от 28.03.97 г. предусмотрено, что указанная категория лиц при переезде на постоянное место жительства с территории одного на территорию другого государства-участника обеспечивается по избранному месту жительства жилыми помещениями по нормам, установленным для граждан государства, на территорию которого они прибыли.
     Данное Соглашение распространяет свое действие на военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), проходящих военную службу в государствах - участниках СНГ, состоявших ранее на военной службе в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР, в Объединенных Вооруженных Силах СНГ, а также на граждан из числа указанных военнослужащих, уволенных с военной службы после 31 декабря 1991 года, и членов их семей и являющихся иностранными гражданами по отношению к государству их пребывания или имеющих право на приобретение гражданства государства-участника, на территории которого избрано постоянное место жительства.
     В силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
     На основании изложенного следует, что при выполнении внутригосударственных процедур и ратификации Соглашения Российская Федерация несет обязанность по обеспечению жилыми помещениями на условиях социального найма только военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, которые проходили военную службу в государствах - участниках СНГ, состояли ранее на военной службе в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР и переехали на постоянное место жительства в Россию из стран, заключивших Соглашение. Указанная обязанность фактически закреплена в установленной норме. Однако в настоящее время такое соглашение отсутствует.
     Что же касается обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, которые переехали на постоянное место жительства в Россию после 31 декабря 1994 года из других государств - республик бывшего СССР, то данный вопрос при отсутствии международных соглашений может быть урегулирован только национальным законодательством Российской Федерации. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Статьей 2 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» установлено, что право граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади.
     Одновременно сообщаем, что соглашениями, заключенными между государствами – участниками СНГ в 1992 году, устанавливались социальные и правовые гарантии военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей и, в частности, в вопросе обеспечения жильем, но участие этих граждан в Программе «Государственные жилищные сертификаты» не могло быть оговорено, исходя из сроков принятия вышеуказанных документов.
     Гарантии и компенсации, предусмотренные федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей только указами Президента Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 27.11.2002 г. № 155-ФЗ «О внесении дополнения в статью 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).Отсюда следует, что Российская Федерация не несет обязанности по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 года.
     При переезде на постоянное место жительства в Российскую Федерацию российские граждане могут реализовать свое право на жилище, гарантированное Всеобщей декларацией прав человека и Конституцией Российской Федерации (ст. 40), в соответствии с жилищным законодательством (Жилищный кодекс РСФСР ст. 1, 10, 28 - 53) на общих основаниях.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100