на главную страницу

31 Октября 2003 года

Планета людей

Пятница

Эскадра общего моря

Беседу вел капитан 2 ранга Александр ЧЕБОТАРЕВ.



Идея создания единого формирования кораблей причерноморских стран обрела форму конкретных межправительственных и межгосударственных соглашений в начале апреля 2001 года в Стамбуле. «Эскадра общего моря» обрела официальное наименование: Черноморская военно-морская группа – «БЛЭКСИФОР». В том же году состоялось торжественное открытие ее первой активации в Гельджюке (Турция). По праву страны-инициатора ее первым командующим стал турецкий адмирал Нусрет Гюнер. В августе 2002-го руководство отряда боевых кораблей Причерноморья перешло к украинской стороне. Контр-адмирал Игорь Тенюх – представитель ВМС ВС Украины – в течение года возглавлял отряд боевых кораблей с неофициальным названием «корабли по вызову». Сейчас управление ЧВМГ осуществляет Болгария. Шесть боевых единиц под флагами России, Украины, Грузии, Румынии, Болгарии и Турции принял под свое начало командир Варненской военно-морской базы ВМС Болгарии бригадный адмирал Георги Георгиев. Интервью с ним предлагается вниманию читателей.

     
Визитная карточка

     Бригадный адмирал Георги Георгиев родился 17 августа 1956 года в городе Айтос Бургасской области. В 1979 году окончил ВВМУ имени Н.Й. Вацпарова в Варне. Служил на ракетных катерах, прошел все должности от командира боевой части до командира бригады. Учился в военно-морской академии в Санкт-Петербурге, на курсах генерального штаба в Софийской военной академии имени Г.С.Раковского.





     - Господин бригадный адмирал, вы великолепно владеете русским языком. Он по-прежнему популярен в вашей стране?
     
- С одной стороны, официальный язык наших учений английский. Но с точки зрения доброжелательных человеческих взаимоотношений, простой вежливости считаю нормальным разговаривать с людьми на их родном языке. Несомненно, если есть возможность. В Севастополе, в Новороссийске, при взаимодействии в море во время учений я без особых трудностей общаюсь с русскими и украинскими моряками, представителями властей, жителями и журналистами. Но, будь такая возможность, с таким же удовольствием непосредственно общался бы и с турками, румынами.
     Другое дело - далеко не всегда те, кто вроде и говорит на одном языке, понимают друг друга. Для взаимопонимания и доверия, взаимовыручки и дружбы необходимо иметь желание делать одно общее дело. Морякам надо пройти одними курсами, выполнить много совместных задач, познать и вместе преодолеть экстремальные ситуации. Жизнь есть жизнь, и стихия есть стихия. А насчет знания русского языка в Болгарии… В Бургасе или в Варне, в Софии или Пловдиве русского и сегодня поймут без переводчика.
     
- Как складываются взаимопонимание и взаимодействие между моряками во вверенной вам «эскадре по вызову»?
     
- В Гельджюке произошла неприятность на украинском корвете – получил травму матрос. Турецкая сторона оказала ему немедленную помощь. Жизнь человека была вне опасности. Но возникла проблема с его транспортировкой в Севастополь. Для больного человека выдержать две недели в море на небольшом корабле очень тяжело. А необходимые условия для ухода за ним были на российском сторожевике «Пытливый». Мы оценили обстановку и решили обратиться к российскому командиру с предложением взять травмированного украинского моряка на свой борт. Если бы капитан 2 ранга Олег Криворог отказался, то никто не посмел бы его ни в чем обвинить, но русский командир – настоящий офицер. Моряк с «Винницы» получал все две недели надлежащий медицинский уход. А уже в Севастополе его разместили в госпитале.
     Командование ЧВМГ видит свое предназначение и в том, чтобы происходили тесные контакты между моряками всех наших кораблей. Несомненно, они сложны. Не всегда матросы знают язык, разные принципы комплектования – как следствие, получается большая разница в возрасте между призывниками и профессионалами. Но все преодолимо, ничто не может остановить дружеских контактов людей, которые живут и служат на берегах общего для всех Черного моря.
     
- Насколько полезными для совершенствования мастерства командиров и экипажей оказались действия «эскадры по вызову» в этом году?
     
- Считаю своей профессиональной удачей получить под начало лучшие экипажи и боевые единицы флотов стран Причерноморья. Одно несомненное преимущество нынешних действий – все корабли в основном представлены классом «фрегат». И хотя они все разной постройки, мы значительно упрощаем для себя управление ордером в море. Грузинской стороне на патрульном катере «Тбилиси» приходится гораздо сложнее. Катера не предназначены для столь длительных переходов ни по запасам, ни по условиям размещения экипажей. Причем значительно расходуется моторесурс. Как моряк-катерник испытываю уважение к волевым качествам грузинских коллег. Малейшее волнение на море осложняет переход «Тбилиси». И не всегда его возможно включить в единую программу общего учения по непосредственному предназначению, скажем, по противоминной или противолодочной подготовке.
     Кораблями командуют молодые, но профессионально очень высоко подготовленные офицеры. Образно говоря, в море встретились две различные военно-морские системы, во многом противоположные школы. С одной стороны – западная, британская, представляемая в большей степени турецкими моряками. И – русская, советская. Пока мы вполне успешно находили взаимодействие, без непреодолимых сложностей проводили учения. Разумеется, наиболее целесообразно формировать военно-морскую группу из кораблей одного класса. Возможности же каждого государства совершенно разные. Поэтому командование «БЛЭКСИФОР» исходит из реальности, работает именно с теми кораблями, которые направляют правительства стран.
     Как-то звучало предложение проводить учения дважды в год. Однако экономическое развитие каждого государства Причерноморья различно и не все страны могут себе позволить направлять свои корабли на активную фазу учений. В качестве компромиссного варианта высказывалось мнение об организации работы постоянно действующего штаба ЧВМГ. Но не все государства в состоянии командировать на год в другую страну своих офицеров. Впрочем, все возникающие трудности вполне преодолимы, потому что есть желание всех участников сохранить столь еще молодое формирование кораблей на Черном море. Пользуясь случаем, выражаю благодарность всем штабным офицерам за совместную работу и высокий профессионализм. Начальник штаба Черноморской военно-морской группы грузинский капитан 2 ранга Заза Ерквания – один из лучших офицеров, с кем мне довелось работать. Командиры фрегатов «Явуз» (Турция) и «Смелый» (Болгария), СКР «Пытливый» (Россия), патрульного катера «Тбилиси» (Грузия), корветов «Винница» (Украина) и «Контр-адмирал Мачеллариу» (Румыния) на высоком уровне выполнили все задачи в море. До недавнего времени было редкостью, когда в совместном плавании находились российский и украинский, болгарский и турецкий, грузинский и румынский командиры. Но капитаны 2 ранга Олег Криворог, Огнян Колев и капитаны 3 ранга Тамер Зорлубаш, Александр Тарасов, Адриан Лепедату, капитан-лейтенант Роин Джиджелава показали отличный пример, как можно найти общий язык за столь короткий срок, сплаваться и даже подружиться.
     
- Для многих россиян Болгария в 90-е годы оказалась как бы не в центре внимания. Чем сегодня живет ваша страна?
     
- Наш народ выбрал демократический путь развития, интегрируется в мировое сообщество. Болгары пережили в последние годы кризис в экономике. Сегодня в стране идет массовая приватизация государственной собственности. В обществе растет уверенность в благополучном завтра. Жизненный уровень в нашей стране далеко не самый высокий в Причерноморье. Но мы, болгары, верим – все преодолимо в труде и старании человека. И надеемся большей частью только на самих себя.
     Во внешней политике наше правительство развивает сотрудничество с Европейским Союзом, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе. Вступление нашей страны в НАТО – принципиально решенный вопрос. Общая цель болгарской внешней политики – превратиться в центр миротворчества на Балканах, интегрироваться в единую Европу.
     С Россией мы стремимся развивать традиционно дружественные отношения. Мы помним – именно русские богатыри принесли нашей земле долгожданную свободу. Другое дело, что мир, в котором мы живем, изменился. Россия отказалась от приоритета силы во внешней политике, стремится строить конструктивные отношения со всеми странами. Болгария на своем уровне стремится занять свое место в Европе, в мире.
     
- Какое место в государственной политике отводится вооруженным силам Болгарии?
     
- Общая концепция – наша страна должна обладать небольшими, посильными ее экономике сухопутными, военно-морскими и военно-воздушными силами. Сейчас остро стоит проблема модернизации существующих и закупки новых вооружений и техники. В перспективе мы хотим начать строительство собственных боевых и вспомогательных кораблей.
     Важный аспект деятельности болгарских вооруженных сил – участие в миротворческих операциях. Наши солдаты и офицеры выполняли и выполняют свой долг в Кампучии, в Косово, в Боснии. Болгарское подразделение находится сейчас в Ираке. Уже накоплен большой опыт участия в международных операциях. В той же Кампучии из-за неопытности командования и рядовых происходили несчастные случаи, гибли солдаты. Сейчас все проходит намного продуманней, подготовка ведется предельно тщательно.
     В вооруженные силы сейчас приходят молодые офицеры. Они изначально ориентированы на участие в международных военных операциях как в составе формирований ООН, так и НАТО и приобретают соответствующий опыт. Военно-морские силы все более активно принимают участие в совместных международных учениях. Мы уделяем большое внимание изучению иностранных, преимущественно английского, языков нашими офицерами, их подготовке к взаимодействию в составе международных контингентов.
     
- Фрегат «Смелый» сейчас укомплектован матросами и старшинами на контрактной, постоянной основе. Как идет процесс профессионализации в ваших вооруженных силах?
     
- Сейчас и у нас начали уходить с флота старшины и мичманы с 15 – 20-летним опытом службы, на которых держался и до сих пор держится корабельный уклад, которые являются наиболее подготовленными в профессиональном плане. Причины, пожалуй, те же, что и у вас, - поменялись многие законы, меньше стало социальных гарантий. Но удержать человека насильно на службе невозможно, для этого необходимо создавать социальные условия.
     Формировать матросами и старшинами по контракту экипажи кораблей заставили сами обстоятельства. При сроке призывной службы в три года уровень знания специальности моряками был вполне достаточен. У меня самого, когда служил на катере, были матросы из тех же студентов, которые в течение нескольких недель изучали все инструкции, документы. Но потом срок службы сократился. И мы сейчас заключаем первый контракт на три года с последующим автоматическим продлением. Профессионалы, как правило, дисциплинированны, стремятся учить специальность. Деньги, один раз вложенные в их подготовку, работают долгое время.
     
- Что бы вы хотели сказать или пожелать российским читателям?
     
- Мира, добра, счастья… Во время визита кораблей ЧВМГ в Краснодаре произошел террористический акт. Погибли люди. Мы соболезнуем русскому народу в его трагедии. Еще раз подтвердилось – терроризм не знает границ, он обладает жестокой сутью. Нельзя оправдать решение политических задач устрашением народа, кровью невинных жертв. Лишь единство общества и государственной власти способно преодолеть подобное зло. Дай вам Бог, русским, разума, терпения и воли обрести спокойствие и мир в своей стране. И хотелось бы дальше ходить с вашими моряками под флагом общего для всех нас Черного моря.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service