на главную страницу

1 Ноября 2003 года

Выборы - 2003

Суббота

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Полковник юстиции запаса Леонид ВАЖЕНИН, доцент кафедры конституционного и международного права Военного университета, кандидат философских наук.



В целях качественного выполнения задач, связанных с участием военнослужащих и других избирателей воинских частей в выборах, в управлении воспитания и культуры Главного управления воспитательной работы ВС РФ разработаны методические материалы в помощь руководителям учебных групп общественно-государственной подготовки по избирательному законодательству. Они посвящены Конституционным основам РФ, порядку формирования органов госвласти, роли Госдумы в решении вопросов обеспечения обороны страны, выборам депутатов и порядку голосования. Учитывая высокую важность происходящих в предвыборный период событий и в связи с совершенствованием избирательной системы России «Красная звезда» поочередно опубликует их в последующих номерах газеты.

     Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации положила начало новому этапу в развитии отечественного конституционализма. Закрепляя на высшем юридическом уровне новые реалии общественной жизни в политической, социальной и экономической сферах, Конституция призвана обеспечить построение в России демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления.
     Понятие «конституционный строй» отличается от понятий «общественный строй» и «государственный строй», употреблявшихся ранее в законодательстве и в науке государственного права. Различия между ними принципиальные: государственный строй может быть любым и вполне может не содержать признаков строя конституционного. Государственный строй – это совокупность общественно-политических отношений, выражающих наиболее устойчивые свойства, взаимосвязи и взаимодействия элементов внутренней организации государства. Другими словами, государственный строй – это способ политической организации общества на определенной территории, направленный на обеспечение суверенитета государства, закрепляющий институт гражданства и систему высших органов государственной власти.
     В понятие «общественный строй», как правило, вкладывается смысл о воплощении единства способа производства и надстройки в виде прочных общественных отношений и соответствующих учреждений, что определяет тип социальной системы. Общественный строй – это исторически конкретная система общественных отношений (экономических, политических, социальных), организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распространения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом.
     Итак, основы конституционного строя объединяют в себе конституционные начала как государственного, так и общественного строя; при этом сущность конституционного строя шире, чем характер и природа государственной власти.
     Таким образом, конституционный строй – это такая организация государственной и общественной жизни, где государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита – основной обязанностью государства.
     В сфере политических отношений конституционный строй закрепляет и регулирует общественные отношения, возникающие и развивающиеся по поводу осуществления государственной власти в обществе через специально создаваемые для этого политические организации, которые в совокупности образуют механизм политической власти (политическую систему).
     Конституционный строй в социальной сфере закрепляет социально-классовые, групповые отношения, а в многонациональных федеративных государствах – и межнациональные отношения. В эту группу входят также отношения между трудом и капиталом, государством и личностью, отношения по поощрению и охране брака и семьи, отношения в области экологии, здравоохранения, социального обеспечения и культуры.
     В экономической сфере конституционный строй закрепляет и регулирует тип собственности и статус ее отдельных форм, отношения, связанные с производством, обменом, распределением и потреблением материальных и духовных благ, а также принципы руководства и управления экономикой.
     Российская Федерация – Россия, провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации, есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
     Демократия в дословном переводе с греческого, как известно, означает народовластие. Демократический характер Российского государства проявляется в том, что, согласно ст. 3 Конституции Российской Федерации, «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».
     Власть народа в любом государстве не может осуществляться вне организационных форм, посредством которых народ реализует свой суверенитет. Народ управляет государством, свободно выражает свою волю и придает ей общеобязательный характер путем закрепления в законодательных актах. Общим понятием «суверенитет» (в переводе – «верховная власть») подчеркиваются два свойства власти – единство и верховенство. В науке этим термином принято охватывать три вида суверенитета: народный, национальный и государственный. В органическом сочетании характерных особенностей каждого из видов суверенитета центральное место принадлежит суверенитету народа. Именно он – многонациональный народ – является источником всей государственной власти. Это ключевое положение надо понимать таким образом, что все полномочия на осуществление государственной власти институты и должностные лица государства приобретают в той или иной форме в результате свободно выражаемой воли народа. Только она делает власть в государстве легитимной, правомерной. В масштабе Российской Федерации государственная власть есть наиболее общая форма выражения суверенитета народа, его верховной воли. Государственная власть имеется и у каждого субъекта Федерации. Конституция Российской Федерации предусматривает, что субъекты Федерации вне пределов предметов ее ведения и полномочий «обладают всей полнотой государственной власти». Эта государственная власть есть выражение общей воли народа республики в составе Федерации, населения края, области, автономии и т.д. В системе местного самоуправления власть принадлежит населению соответствующего города, села, поселка, а это - часть народа. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, но обязаны соблюдать Конституцию и законы, акты, выражающие государственную волю народа.
     Реализация народовластия осуществляется в различных формах: через систему государственных органов, общественные организации и партии, через институты непосредственной демократии, местное самоуправление. Единство, взаимосвязь и функционирование этих форм составляют политическую систему общественного строя. Под политической системой, таким образом, понимается совокупность государственных и общественных объединений, через которые народ реализует принадлежащую ему по Конституции власть, управляет государством, определяет и проводит в жизнь внутреннюю и внешнюю политику.
     Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. «Народ, - подчеркивается в п. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации, - осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
     При анализе механизма народовластия различают две главные формы демократии: прямую и осуществляемую через органы, прежде всего через представительные учреждения и другие выборные органы. Говорить о приоритете какой-либо формы демократии некорректно. В связи с этим следует обратить внимание на то, что Конституция объявила референдум и выборы не вообще высшим выражением власти народа, а высшим непосредственным ее выражением, т.е. высшим лишь среди форм непосредственной демократии.
     В число конституционных основ Российской Федерации включен также классический для большинства стран мира принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, органы которых являются самостоятельными (ст. 10 Конституции Российской Федерации). Государственную власть в Российской Федерации, установлено в п. 1 ст. 11 Конституции Российской Федерации, осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (см. схему № 1). Из этой формулировки вытекает, что классический принцип разделения властей на современном этапе развития России осуществляется с особенностями, которые заключаются в выведении Президента из системы исполнительной власти на самостоятельное место в системе высших органов государственной власти.
     Органы государственной власти Российской Федерации строят свою деятельность на следующих конституционных принципах:
     - формирование государственных органов народом или по его поручению соответствующим органом власти;
     - территориальная организация властных структур;
     - законность в деятельности органов государственной власти;
     - употребление в органах государственной власти национальных языков наряду с русским;
     - самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти;
     - разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
     - осуществление своих полномочий в интересах реализации прав и свобод человека и гражданина.
     Российская Федерация осуществляет свои многообразные функции через государственные органы. Государственный орган (орган государства) – это составная часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная государственно-властными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти.
     Государственные органы в Российской Федерации составляют единую систему государственной власти. Такое единство определяется федеративным устройством России, ее государственной целостностью (ст. 5 п. 3 Конституции РФ) и производно от полновластия многонационального народа Российской Федерации и его возможности формировать государственные органы (ст. ст. 3, 32 Конституции РФ).
     Под системой государственных органов Российской Федерации понимается совокупность ее высших и местных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющих в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти. Таким образом, система государственных органов состоит из следующих основных видов органов законодательной власти (представительных органов государственной власти); органов исполнительной власти; органов судебной власти.
     
Органы законодательной власти (представительные органы государственной власти) состоят из парламента Российской Федерации, парламентов республик в составе России, представительных (законодательных) органов государственной власти других субъектов Федерации и местных представительных органов государственной власти – собраний депутатов, муниципальных советов и т.п. органов на уровне сельских и городских районов . Все указанные органы занимаются в основном нормотворческой деятельностью. Те из них, которые обладают правом принимать законы (парламент Российской Федерации, парламенты республик в ее составе и высшие представительные органы других субъектов), принято именовать органами представительной (законодательной) власти. Органы государственной власти городов, сельских и городских районов, которые вправе принимать не законы, а иные нормативные правовые акты (решения, постановления и т.п.), именуют обычно представительными органами власти.
     
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 80) главой государства является Президент России . Впервые пост Президента России был учрежден на основе решения всероссийского референдума 17 марта 1991 года. Президентом России может быть гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет и избранный на 4 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента России более двух сроков подряд.
     По вопросам своей компетенции Президент России издает указы и распоряжения. Указы Президента России по своей юридической силе бывают нормативными (т.е. имеющими общеобязательный характер и содержащими предписания общего характера) и ненормативными, индивидуальными (т.е. распространяющими свое действие на конкретных субъектов правоотношений и рассчитанными на одноразовое применение). К нормативным указам Президента России относится, например, указ о введении чрезвычайного положения, а к ненормативным - о назначении руководителя того или иного министерства или ведомства.
     

     Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом Российской Федерации по предложению председателя Правительства Российской Федерации.
     Кроме этого в систему органов исполнительной власти входят: правительства, министерства и иные органы исполнительной власти субъектов Федерации, главы администраций городов, сельских и городских районов . Главной задачей органов исполнительной власти является реализация (претворение в жизнь) положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента России, а также решений соответствующих вышестоящих (федеральных, республиканских, областных и т.д.) органов исполнительной власти. По вопросам своей компетенции органы исполнительной власти вправе принимать постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на соответствующей территории (всей Федерации в целом, республики в составе России, края, области, города, района). В силу того, что эти органы обладают не только исполнительной, но и распорядительной властью, их именуют также исполнительно-распорядительными органами.
     Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
     Организация судебной системы Российской Федерации, принципиальные начала ее деятельности и другие важнейшие вопросы осуществления судебной власти подробно регламентируются федеральным законодательством.
     На федеральном уровне это высшие судебные инстанции: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. В республиках в составе РФ – конституционные, верховные и арбитражные суды республик. В других субъектах – краевые, областные, городов федерального значения и автономной области и автономных округов народные и арбитражные суды. На местном уровне – районные и городские народные суды .
     
Основные функции института главы Российского государства

     ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ — ГЛАВА ГОСУДАРСТВА
     Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации
     Гарант Конституции России, прав и свобод человека и гражданина
     Обладает определенными Конституцией РФ полномочиями по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности
     Обладает полномочиями по формированию органов государственной власти
     Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей государственной власти
     Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства
     Является официальным представителем государства как внутри страны, так и в международных отношениях
     Председатель Совета Безопасности РФ
     Решает вопросы гражданства России и предоставления политического убежища
     Награждает государственными наградами России, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и специальные звания
     Осуществляет помилование
     Обладает законодательной инициативой, подписывает и обнародует федеральные законы
     Издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории России (не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам)
     Обладает неприкосновенностью; может быть отрешен от должности Советом Федерации по процедуре, определяемой Конституцией России
     Указы и распоряжения Президента России обязательны на всей территории Российской Федерации. Данное требование Конституции Российской Федерации (ст. 90) означает, что акты Президента России имеют прямое действие в отношении органов государственной власти, их должностных лиц, общественных объединений, органов местного самоуправления и граждан. Указы и распоряжения Президента России не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100