на главную страницу

6 Ноября 2003 года

Документальный портрет Героя

Четверг

«Командир смелый и преданный»

Александр БОНДАРЕНКО, «Красная звезда».



Читать биографическую литературу - занятие, на мой взгляд, из самых увлекательных. Вот только у книг этих есть один существенный недостаток: ты видишь героя глазами автора, почти неизбежно принимая его концепцию... Гораздо интереснее представляется документ в первозданном своем звучании, излагающий события объективно, «без гнева и пристрастия». Недавно завершившийся ХХ век оставил нам великое множество документов - больших и малых, личных и глобального, так сказать, масштаба. Впрочем, все это могло бы быть темой для большого разговора, а сейчас вопрос совсем иной - мне в руки попала папка с документами, заботливо собранными и сохраненными родственниками Героя Советского Союза полковника Георгия Михайловича Вожакина... Думаю, что и читателям «Красной звезды» будет небезынтересно познакомиться с судьбой одного из Героев Великой страны. Уточним, что стиль и правописание документов оставлены без изменения.

     «Отобранных приемной комиссией студентов высших учебных заведений и окончивших средние учебные заведения определить в кадры Красной Армии и зачислить слушателями метеорологического и гидрологического факультета Высшего военного гидрометеорологического института.
     На 1-й курс метеорологического факультета:
     ...28. ВОЖАКИНА Георгия Михайловича.
     1921 г.р. Русский. Чл. ВЛКСМ с 193 (последняя цифра не пропечатана). Из крестьян - учащийся. Образов. 10 классов средн. школы. В Красной Армии не служил».
     (Приказ по Главному управлению Гидрометеорологической службы Красной Армии № 0248. 22 мая 1942 года).

     Обратившись к Военной энциклопедии, можно узнать, что эта служба в Вооруженных Силах занимается обеспечением штабов и войск данными о текущей и ожидаемой гидрометеорологической обстановке. Безусловно, задача эта очень важная, но как раз в то время, в конце весны - летом 1942 года, главные бури происходили не в небесах, а на земле: катастрофа под Харьковом, потеря Крымского полуострова, прорыв гитлеровцев к Кавказу и Сталинграду... Сражающейся армии нужны были командиры самых «земных» специальностей - пехотинцы, артиллеристы, танкисты.
     «Список кандидатов, принятых курсантами в Харьковское артучилище и направленных в 6-ю батарею:
     19. ВОЖАКИН Георгий Михайлович. Приб. 19.09.1942 г.».Приложение к приказу № 337, ....... (номер не указан).

     Понятно, что Харьковским это училище оставалось только по названию. Летом 1941 года его курсанты вели бои с гитлеровцами в составе отряда особого назначения Харьковского военного округа, а осенью оно было эвакуировано в Среднюю Азию и к новому 1942 году оказалось в узбекском городе Фергана.
     «3. Изменения планов подготовки и сроков выпусков
     Сроки подготовки курсантов в 1942-1943 гг. менялись четыре раза: 1 марта 1942 года, в соответствии с директивой... училище перешло с 6-месячного на 5-месячный срок обучения; 1 ноября согласно приказу НКО... - на 7-месячный срок обучения...
     6. Комплектование курсантами в 1942-1943 гг.
     Август - декабрь 1942 г. - 904 человека.
     8. Качество подготовки курсантов
     Учитывая переводные и выпускные оценки фактических знаний курсантов, а также оценки инспектирующих лиц, и особенно отзывы с фронтов о работе офицеров - выпускников училища, все это дает основание сделать вывод, что училище готовит офицеров-артиллеристов, вполне отвечающих всем требованиям».
     (Отчет Харьковского Краснознаменного артиллерийского училища противотанковой артиллерии за весь период Великой Отечественной войны. (Дата не указана).
     «...курсантам, окончившим Харьковское артиллерийское училище ПТА, присвоить военное звание лейтенант и назначить:
     В распоряжение начальника управления кадров Главного управления командующего артиллерией Красной Армии.
     255. ВОЖАКИНА Георгия Михайловича».
     (Приказ войскам Средне-Азиатского военного округа (по личному составу). № 0442. 20 марта 1943 года. г. Ташкент).
     В приказе перечислен 361 человек. Кто знает, скольким из них было суждено дойти до конца войны? Ведь впереди у них были Курск, Днепр, Белоруссия - и далее, до Восточной Пруссии, до Берлина и Маньчжурии... Сорокапятки и 76-мм противотанковые пушки стреляли только прямой наводкой, их выкатывали почти под самые атакующие немецкие танки и самоходные штурмовые орудия. Недаром же в противотанковой артиллерии бытовала тогда поговорка: «ствол длинный, а жизнь - короткая».
     «Нижепоименованный начальствующий состав артиллерии, прибывший на укомплектование 397-й стрелковой дивизии, назначается на должности:
     14. Выпускник Харьковского артиллерийского училища лейтенант Вожакин Георгий Михайлович - командиром взвода истребительно-противотанковой батареи 447-го стрелкового полка...
     Командующий войсками 63-й армии генерал-лейтенант Колпакчи».
     (Приказ войскам 63-й армии по личному составу артиллерии). 13 июня 1943 года. № 076. Действующая армия).

     63-я армия под командованием генерал-лейтенанта Кузнецова отличилась своими действиями в Сталинградской битве и в ноябре 1942 года была переименована в 1-ю гвардейскую. Новая 63-я армия весной 1943 года вошла в состав Брянского фронта, участвовала в Орловской и Брянской операциях, а затем уже в составе Белорусского фронта - в Гомельско-Речицкой, когда за двадцать дней наступления войска вклинились в оборону противника более чем на 130 километров...
     «Товарищ Вожакин за период боев полка показал себя как смелый и преданный командир. В боях под деревней Турск его взвод уничтожил две огневые точки и до 8 немцев. Под г. Коростень его взвод уничтожил до 15 немецких солдат. Под деревней Купище уничтожил до 20 немецких солдат и 3 огневые точки и забрал в плен 2 немецких солдат...
     Командир 447-го стрелкового полка гвардии подполковник МАКАРОВ. 3 января 1944 г.».
     (Представление к ордену Отечественной войны I степени).

     Приказом от 19 января 1944 года лейтенант Вожакин был награжден орденом Красной Звезды.
     «В первичную парторганизацию бат. 76-мм противотанковых пушек 447-го СП.
     Заявление
     Прошу первичную парторганизацию принять меня в члены ВКП(б)... В грядущих боях хочу биться с врагами Родины - немецкими захватчиками членом нашей славной Всесоюзной Коммунистической партии большевиков.
     Прошу не отказать в моей просьбе.
     Вожакин. 3.02.1944 г.».

     На фронте, как известно, «из карьеристских побуждений» в партию не вступали. И не зря, не ради красивых фраз писал поэт:
     Есть в военном приказе
     такие слова,
     На которые только
     в тяжелом бою
     (Да и то не всегда)
     Получает права
     Командир, подымающий
     роту свою.
     Настоящие коммунисты действительно поднимались в атаку первыми и последними оставляли занимаемые рубежи, а потому оказавшихся в плену коммунистов немцы расстреливали сразу.
     «В боях с немецкими оккупантами т. Вожакин показал себя достойным воином и настоящим офицером. Под д. Дорошиче взвод л-та Вожакина отбил 3 контратаки противника».
     (Партийная рекомендация, подписанная коммунистом Иваном Николаевичем Кулаковым. 3 февраля 1944 г.).
     «В боях показал себя смелым и отважным командиром. Под д. Турск его орудие уничтожило противотанковую пушку вместе с прислугой. Под м. Домбровицей его орудие обеспечивало продвижение пехоте вперед».
     (Партийная рекомендация, подписанная коммунистом Павлом Петровичем Копыловым. 3 февраля 1944 г.).
     Все рекомендации, так же как и заявление, датированы одним днем - на передовой были совершенно иные отсчет и цена времени. Уже на следующий день вопрос о приеме в члены ВКП(б) был решен единогласно.
     В феврале 1944 года 63-я армия была расформирована и 397-я дивизия вошла в состав 61-й армии, войска которой в то время освобождали территорию Белоруссии, Прибалтики, Польши.
     «В боях под д. Теребежув Гура взвод тов. Вожакина отразил до 10 контратак противника, во время которых было уничтожено до роты его пехоты и 4 пулемета. Были случаи, когда противник превосходящими силами переходил в контратаки, тогда тов. Вожакин личным примером воодушевлял бойцов и прямой наводкой расстреливал выходящих пьяных немецких солдат. Во время уничтожения вражеской группировки, которая забралась в тыл нашим подразделениям, т. Вожакин сам, работая у орудия, подавил огневые точки врага...
     Командир 447-го стр. полка гвардии подполковник МАКАРОВ.
     28 апреля 1944 г.»
     (Представление к ордену Отечественной войны II степени).

     «От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество - награждаю:
     Медалью «За отвагу»
     2. Лейтенанта ВОЖАКИНА Георгия Михайловича - командира взвода 76-мм пушек 447-го стрелкового полка 397-й стрелковой Сарненской дивизии...
     Член Военного совета командующий артиллерией 61-й армии генерал-майор артиллерии ЕГОРОВ».
     (Приказ командующего артиллерией 61-й армии Белорусского фронта № 8/н 7 мая 1944 г.)
     Что ж, похоже, высшее командование было не слишком щедрым на награды... А может, старались давать награды по старшинству статута, что бы не сразу - самые высокие.
     «...нижепоименованным лицам офицерского состава Красной Армии присвоить очередные воинские звания:
     Старший лейтенант -
     5. Командиру взвода 76-мм пушек 447-го стрелкового полка 397-й стрелковой Сарненской дивизии - лейтенанту ВОЖАКИНУ Георгию Михайловичу...
     Командующий войсками 61-й армии генерал-полковник БЕЛОВ».
     (ПРИКАЗ войскам 61-й армии - по личному составу артиллерии - № 0226. 9 ноября 1944 г.)
     Следующее воинское звание - капитан - он получит уже после войны, в ноябре 1945-го. Приказ подпишет Главнокомандующий Группой Советских оккупационных войск в Германии Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков.
     А пока, 18 мая 1944 года, старший лейтенант Вожакин был назначен командиром батареи, вот только не совсем понятно, какой именно: в личном деле значится - 76-мм пушек, в наградных документах - сорокапяток.
     «В боях полка 28 сентября 1944 года в районе Спирт поддерживал своим огнем 2-й стрелковый батальон, прямой наводкой уничтожил 5 огневых точек противника, чем обеспечил продвижение стрелковых подразделений и овладение первой и второй линиями траншей противника.
     6-го октября в р-не Узбазас батареей было подавлено до 4 огневых точек и уничтожен наблюдательный пункт, что имело успех в продвижении 2-го стрелкового батальона...
     Командир 447-го стрелкового Пинского полка гвардии подполковник МАКАРОВ. 7 октября 1944 года».
     (Представления к ордену Отечественной войны II степени).

     Прошло немногим более месяца - и гимнастерку командира батареи наконец-то украсил орден Отечественной войны. Как часто почему-то бывает, удачу принесло именно третье представление. Недаром же говорят, «Бог троицу любит». Впрочем, впереди еще было и четвертое представление все к тому же ордену.
     «В период наступательных действий полка с 7.03.45 г. батарея, которой командует старший лейтенант Вожакин, уничтожала огневые точки и оборонительные сооружения противника. Находясь в боевых порядках пехоты, батарея до 15.03.45 г. уничтожила 12 станковых пулеметов, 6 ручных, пушку 75-мм и до 40 солдат и офицеров противника.
     При прорыве сильно укрепленной обороны противника в районе западнее д. Бухгольц батарея отразила три контратаки противника. При занятии населенного пункта Платформа, когда выбыли два командира орудия, тов. Вожакин сам стал за орудие и, ведя огонь прямой наводкой, подавил два станковых пулемета с расчетами...
     Командир 447-го стрелкового Пинского полка гвардии полковник МАКАРОВ. 17 марта 1945 года».
     (Представление к ордену Отечественной войны I степени).

     Этим орденом офицер был награжден в конце апреля. Кстати, в представлении также отмечено, что за время нахождения на передовой он был дважды ранен и один раз контужен. (Хотя в другом представлении, наоборот, указано, что «ранений и контузий не имеет», но это еще с давних пор, с Русской армии, было у офицеров в порядке вещей - скрывать боевые раны). В общем, фронтовая судьба Георгия Вожакина была совсем не легкой... Но этот боевой путь стал для него как бы предисловием, подготовкой к главному - к тому подвигу, за который он будет удостоен звания Героя Советского Союза. Ведь от командира на поле боя требуется не только личная храбрость, но и умение руководить подчиненными, увлечь их за собой, вдохновить на выполнение боевой задачи. И если бойцы к тому не готовы, то у командира ничего не получится, каким бы героем в душе он ни был.
     Не будем, однако, живописать подвиг красивыми словами, но вновь обратимся к сухому и точному языку документа:
     «В период подготовки к форсированию р. Одер, умело используя огонь своей батареи, успешно уничтожал прямой наводкой огневые точки противника, мешающие форсированию реки нашими бойцами. Как только небольшая группа наших бойцов 17.04.1945 года закрепились на левом берегу реки Одер, он лично на плотах под сильным ружейно-пулеметным и артиллерийским огнем противника успешно переправил на тот берег свою батарею и, выкатив ее на прямую наводку, своим огнем помог отбить 4 вражеских контратаки превосходящих сил противника. Благодаря исключительному мужеству и геройству, проявленному тов. Вожакиным, плацдарм на левом берегу р. Одер был удержан до подхода основных сил полка...
     Командир 447-го стрелкового Пинского полка Герой Советского Союза гвардии полковник МАКАРОВ. 19 апреля 1945 года».
     (Представление к присвоению звания Героя Советского Союза).

     Уточним, что полковой командир Вожакина - Андрей Тимофеевич Макаров - кадровый военный, участник Великой Отечественной войны с августа 1941 года, впоследствии закончил две военные академии, дослужился до чина генерал-лейтенанта и вышел в отставку в 1973 году.
     Указ о присвоении Георгию Михайловичу звания Героя был подписан в последний день победной весны. Ну а потом пошла обычная, рутинная служба, когда на фронтовые заслуги не очень-то и смотрели - у кого их тогда, этих заслуг, не было? Просто одним везло больше - в частности, поступали на учебу в военные академии, спешно добирая то, что не удалось получить ранее, другим - меньше...
     Восемь лет - с 1946 по 1954 - откомандовал капитан, а затем и майор Вожакин батареей во 2-й гвардейской Таманской мотострелковой дивизии, затем, как сказано в личном деле, «по состоянию здоровья» перешел на службу в военкомат. Ну а там, как известно, служба не парадная, не та, на которой можно перед начальством выделиться, себя показать, но зато очень важная, ответственная и хлопотная. Очевидно, Георгий Михайлович выполнял свои обязанности хорошо, потому как через два года уже стал райвоенкомом, постепенно дошел до должности Щекинского объединенного городского военного комиссара Тульской области... С этой должности он и ушел в запас в 1976 году - полковником.
     Притом можно добавить, что геройским своим званием и боевыми заслугами военком Вожакин не кичился, ордена надевал редко, о войне вспоминать и рассказывать не любил. Даже когда его хоронили (8 ноября будет 40 дней, как Георгий Михайлович скончался), то по его предсмертной просьбе никаких речей не говорилось. Хотя, судя по приведенным здесь документам, о его заслугах можно было бы рассказать немало.
     Но он был скромный человек - из настоящих военных... Как указано в характеристике, «командир смелый и преданный».


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service