Недавно Комитет Государственной Думы по обороне рассмотрел проекты федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и признании утратившим силу Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации», которые повторно внесены на рассмотрение Государственной Думы рядом депутатов. Подавляющим большинством голосов было дано отрицательное заключение по данным законопроектам.
На заседании присутствовали авторитетные специалисты, эксперты, среди которых был и заместитель председателя Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации генерал-лейтенант юстиции Анатолий УКОЛОВ. Редакция попросила его поделиться своим мнением по обсуждавшимся проблемам.
– Анатолий Тимофеевич, это ведь не первая попытка провести ревизию законодательства о военных судах. С чем, по-вашему, связан очередной всплеск активности депутатов?
– Мне кажется, влияние оказывает приближающаяся избирательная кампания, где предпринимаются попытки заработать очки даже на таких, казалось бы, частных вопросах, как деятельность военных судов. Во всяком случае авторы законопроектов не приводят новых доводов для их обоснования. Аргументы все те же: мол, это «чрезвычайщина», военные суды, дескать, зависимы от военного руководства и не могут защищать права людей, да и вообще это атавизм, которого нет ни в одной стране. Все это не соответствует действительности.
Механизм осуществления правосудия в Вооруженных Силах является важной сферой правового регулирования для любого государства. В этой области фокусируются важные проблемы, связанные с тем, как обеспечить права и законные интересы военнослужащих, совершивших преступления и пострадавших от них, без ущерба для воинской дисциплины - важнейшего компонента боеготовности войск и в целом военной безопасности государства. Следует отметить, что военные суды существуют практически во всех странах мира, располагающих современными вооруженными силами. В связи с этим непонятно, почему авторы законопроекта считают, что именно в Российской Федерации недопустимо существование военных судов.
В июне 2003 года вопрос о деятельности и судопроизводстве военных судов европейских государств был предметом специального рассмотрения Постоянного комитета Совета Европы по правам человека в г. Страсбурге. В принятом по итогам обсуждения меморандуме была проанализирована практика Европейского суда по правам человека и сделан вывод, что наличие в государствах - участниках Конвенции военных судов само по себе не противоречит обязательствам этих государств в тех случаях, когда судопроизводство в военных судах соответствует требованиям статей 5, 6 и 14 Европейской конвенции по правам человека. В частности, было отмечено, что укомплектованный военнослужащими военный суд также является «независимым и беспристрастным судом», если участвующим в рассмотрении дел судьям законом обеспечены «способ назначения на должность, срок пребывания в ней, наличие гарантий против давления на суд извне», как и всем другим судьям в соответствии с действующим законодательством, а судопроизводство осуществляется в общем для всех судов порядке.
С принятием Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» на законодательном уровне завершились реорганизация военно-судебной системы России и создание самостоятельных и независимых от органов исполнительной власти (прежде всего от органов военного управления) судов, которые полностью соответствуют всем международным нормам и требованиям Европейской конвенции по правам человека.
– Известно, что в ряде западных стран деятельность военных судов гораздо менее демократична…
– Да, например, в США и Англии военные суды входят в вооруженные силы, образуют отдельную систему, рассматривают дела на основании специального законодательства, а по всем основным вопросам осуществления правосудия непосредственно подчинены военному командованию. В России же военные суды не образуют какую-то обособленную от судебной власти систему, а наравне с районными, городскими, областными и другими судами полностью входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным судом Российской Федерации. Военные суды, так же как и все суды, создаются по территориальному принципу и могут быть созданы или упразднены лишь федеральным законом. В своей деятельности при рассмотрении дел они руководствуются, как и другие суды общей юрисдикции, таким же процессуальным и материальным законодательством, а их решения могут быть обжалованы, наравне с решениями иных судов общей юрисдикции, в Верховном суде Российской Федерации.
– Есть еще такая проблема, как осуществление правосудия на территории других стран, где дислоцируются воинские части. Как она решается у нас и за рубежом?
– Согласно части 4 статьи 7 закона о военных судах рассмотрение всех дел, подлежащих рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, возложено лишь на военные суды, дислоцирующиеся за пределами территории России. Это связано с необходимостью обеспечения права на доступ к правосудию для российских военнослужащих и других граждан РФ в воинских частях и учреждениях, дислоцированных за пределами России, а также с невозможностью создания за границей иных судов общей юрисдикции. Только военные суды, в отличие от иных судов Российской Федерации, могут создаваться и действовать за пределами нашей страны в случаях, когда это предусмотрено международным договором Российской Федерации. С государствами СНГ, в которых действуют военные суды, Россией заключены соответствующие международные договоры, регулирующие деятельность судов и других правоохранительных органов РФ.
Что касается общих судов, то они в соответствии с действующим российским законодательством, как и любые другие органы власти, могут создаваться лишь на ее территории.
Это полностью соответствует общемировой практике. Большинство государств, имеющих вооруженные формирования за пределами своей территории, имеют там и военные суды для осуществления юрисдикции в отношении своих граждан. Принцип приоритета юрисдикции государства к своим вооруженным формированиям Россией и другими государствами СНГ закреплен в Соглашении о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности от 11 октября 2000 года. Этот же принцип применяется и государствами - членами НАТО. Он нашел свое закрепление в соглашении НАТО в отношении статуса их вооруженных сил (1951 г.).
Как эти положения реализуются на практике, видно на недавнем примере разрешения дела американских военнослужащих в Южной Корее, совершивших при исполнении служебных обязанностей автопроисшествие, в результате которого погибли две южнокорейские школьницы. Несмотря на то, что преступление было совершено на территории другого государства, против местного населения, американских военнослужащих судил американский военный суд в соответствии с американским законодательством и вынес оправдательный приговор.
Известно, что Франция была вынуждена вновь создавать упраздненные ею ранее военные суды на своих заморских территориях, поскольку их ликвидация была признана неправильной.
Международно-правовые аспекты применения норм военного права и ответственности военнослужащих в последние годы приобрели особую актуальность. Это связано прежде всего с широким использованием международных миротворческих сил, применением в военных операциях смешанных воинских контингентов, состоящих из военнослужащих различных государств, в том числе и России. В процессе деятельности смешанных воинских контингентов возникают практические вопросы привлечения к ответственности военнослужащих различных государств, совершивших правонарушения. Указанные проблемы всесторонне обсуждались на международной конференции по вопросам военного права, организованной министерством обороны Великобритании в г. Рейндален (Германия) в октябре 2001 года с участием 21 государства Европы, а также на серии международных семинаров в сентябре 2002 года и марте - сентябре 2003 года, организованных главным военным судом Великобритании. В семинарах принимали участие представители военных судов государств Восточной Европы, СНГ и России.
В этой связи деятельность российских военных судов приобретает особое значение для обеспечения юрисдикции Российской Федерации в отношении военнослужащих, выполняющих задачи за пределами ее территории, в том числе и в составе международных воинских контингентов.
– Анатолий Тимофеевич, есть такое мнение, что с рассмотрением дел, подсудных военным судам, справится любой юрист, имеющий высшее юридическое образование, и никаких проблем, связанных со спецификой военной службы, якобы не существует. Что вы можете на это возразить?
- Такие рассуждения свидетельствуют лишь о незнании предмета и исторических фактов. Военные суды должны комплектоваться военнослужащими, а судьи военных судов должны иметь офицерское звание и опыт военной службы. Как показывает историческая практика, только в этом случае судьи обладают знаниями, необходимыми для качественного рассмотрения уголовных дел и жалоб военнослужащих.
Необходимость и принципиальная важность наличия профессиональных военных знаний при осуществлении гражданского контроля в армии, в том числе и при рассмотрении судебных жалоб и исков военнослужащих, отмечалась и в материалах прошедшего 2 октября с.г. в Министерстве обороны РФ совещания по вопросам реформирования и модернизации Вооруженных Сил РФ. Отсутствие у судей профессиональных знаний и военной подготовки будет приводить к необъективности и ошибкам при принятии решений.
Практика создания специализированных судов является достаточно распространенной как в зарубежных странах, так и в России. Во многих странах мира существуют, помимо военных, и такие специализированные суды, как ювенальные, или суды по делам несовершеннолетних, административные, торговые, экономические или арбитражные суды, морские суды, суды по трудовым делам и другие. В полном соответствии с общемировой тенденцией идет развитие судебной системы и в нашей стране. В настоящее время ведется работа по созданию в России специализированных ювенальных и административных судов. Проекты законов и о ювенальных, и об административных судах в РФ уже находятся на рассмотрении в Государственной Думе. Так что наши военные суды наряду с другими являются специализированными судами общей юрисдикции с определенной законом специальной подсудностью.
Следует иметь в виду еще один немаловажный аспект. В соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «Об обороне» Вооруженные Силы и другие войска являются федеральными органами. Руководство ими осуществляют только федеральные органы власти. Вооруженные Силы и другие войска ни в коем случае не должны быть подвержены местному влиянию. Необходимо учитывать и то, что военные суды рассматривают гражданские и уголовные дела в отношении военнослужащих федеральных органов безопасности, разведки и других федеральных органов, чья деятельность связана с государственной тайной. Законом на военные суды возлагается рассмотрение всех гражданских дел, связанных с государственной тайной.
В необходимых случаях военные суды обеспечивают и защиту законных прав местного населения. Так, в Чеченской Республике рассмотрены десятки уголовных дел в отношении военнослужащих, совершивших преступления против местного населения. Такие дела рассматриваются в полном соответствии с действующим уголовным и процессуальным законодательством России.
– Если судить по редакционной почте, то большинство наших читателей, которые вынуждены, как говорится, искать правду, за восстановлением нарушенных прав идут именно в военный суд.
– В этом нет ничего удивительного. Важнейшей задачей военных судов, наряду с рассмотрением уголовных дел, является обеспечение и защита нарушенных прав свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и иных граждан. Военными судами ежегодно рассматриваются десятки тысяч жалоб и исков военнослужащих. При этом ежегодно около 90 процентов поданных жалоб судами удовлетворяется, и нарушенные права военнослужащих восстанавливаются.
Необходимость существования таких судов подтверждается как мировой практикой, так и историческим 300-летним опытом деятельности военных судов в России. Так что, подводя итог, хочу сказать: принятие Федерального Конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» явилось важным этапом проводимой в России судебной реформы, и поэтому предложения о его отмене полностью противоречат ее общей концепции и способны причинить серьезный вред.