на главную страницу

13 Ноября 2003 года

События. Комментарии

Четверг

Испытание войной

Рязанскому институту ВДВ — 85 лет

Константин РАЩЕПКИН, «Красная звезда». Фото автора.



Рязанский дважды Краснознаменный институт ВДВ имени генерала армии В.Ф. Маргелова – один из самых элитных и известных военных вузов страны. Уже не первый десяток лет конкурс в Рязанский институт ВДВ не опускается ниже 15-20 человек на место – романтика службы в «крылатой пехоте», как магнитом, притягивает в институт самых отважных мальчишек.
В канун юбилея вуза на вопросы «Красной звезды» ответил начальник Рязанского института ВДВ генерал-майор Владимир КРЫМСКИЙ.


     - Владимир Яковлевич, чем гордится отмечающий свое 85-летие знаменитый Рязанский институт ВДВ?

     - Прежде всего своей историей, которая ведется от созданных в 1918 году пехотных курсов, и своими выпускниками. Среди них – 110 Героев СССР и России. Особенностью нашего вуза является тот факт, что практически каждый наш воспитанник обязательно попадает на войну. Абсолютное большинство выпускников служит в ВДВ – самых воюющих войсках. Но и те, кто идет по распределению в ФСБ или ГРУ, тоже воюют в Чечне в составе отрядов спецназа.

     - С 1 сентября ваш институт перешел на новый Госстандарт обучения. Что изменилось в системе подготовки курсантов? Почему этот переход состоялся на год позже вузов Сухопутных войск?

     - Главной особенностью нового Госстандарта военного образования является существенное увеличение доли военных предметов за счет уменьшения часов общеобразовательных дисциплин. Словом, мы получили больше времени, чтобы обучать курсантов тому, что им действительно необходимо знать и уметь на войне. Что касается сроков перехода на новый Госстандарт, мы обратились к министру обороны и в Генеральный штаб дать нам еще один год, чтобы основательно переработать учебные программы и методические материалы. Нам пошли навстречу. В итоге новый Госстандарт и этот год подготовки позволили создать радикально новую программу обучения курсантов-десантников.
     Судите сами. Раньше, например, большая часть учебного времени первокурсников была посвящена общеобразовательным дисциплинам – математике, физике, химии, сопромату и т.д. По новой программе главная цель обучения первокурсника – подготовить первоклассного солдата. Вместо одного полевого выхода теперь на первом курсе их предусмотрено целых три. В корне мы поменяли подход и к физподготовке. Опять же поясню на примере. Если раньше учебными планами предусматривалось по 50 часов рукопашного боя, гимнастики и занятий, рассчитанных на выносливость, их поровну расписывали по учебным семестрам. Однако к концу семестра сложно было понять, каких успехов курсант достигает. Теперь основой физподготовки первокурсников мы сделали рукопашный бой, на который приходится более 70 процентов учебного времени. Остальное равномерно расписано по другим курсам. Цель такого подхода – сконцентрировать максимальное количество учебных часов по одному направлению физподготовки, научить людей добиться результата, а потом уже совершенствовать навыки.
     

     Историческая справка
     Рязанский институт Воздушно-десантных войск наследует и продолжает ратную славу и боевые традиции предшествующих военно-учебных заведений: 1-х Рязанских советских пехотных курсов командного состава рабоче-крестьянской Красной Армии, Рязанской пехотной школы, Рязанского пехотного, Куйбышевского и Алма-Атинского военно-парашютных училищ, Рязанского высшего воздушно-десантного командного дважды Краснознаменного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова.
     В 1918 году в стране по распоряжению революционного правительства создается сеть специальных военных курсов по подготовке офицерских кадров. В числе таких курсов приказом наркомвоенмора № 743 от 29 августа 1918 года в Рязани были сформированы 1-е Рязанские советские пехотные курсы командного состава РККА. Заведующим курсами был назначен бывший полковник Генерального штаба Русской армии Троицкий Иван Александрович, комиссаром - Горюнов Алексей Иванович.
     День 13 ноября приказом Реввоенсовета республики в память об окончании формирования 1-х Рязанских пехотных курсов был объявлен ежегодным праздником личного состава. С тех пор эта дата празднуется как день рождения части, как профессиональный праздник личного состава Рязанского института Воздушно-десантных войск.
     С апреля по август 1919 года Рязанские курсы в полном составе участвовали в боях против белоказаков на Южном фронте. В 1920 году курсы были переименованы в Рязанскую пехотную школу, которая в 1937 году стала Рязанским пехотным училищем. В боях против японцев на Халхин-Голе и белофиннов его выпускники М.Ф. Терехин и Н.Н. Комаров становятся первыми в училище Героями Советского Союза.
     Военные годы явились всесторонней проверкой жизнедеятельности училища, силы духа, мужества и стойкости личного состава. 13 выпускников училища были удостоены высшего звания - Героя Советского Союза.
     Весной 1953 года Алма-Атинское десантное училище, созданное в 1947 году, объединено с Рязанским училищем, и с этого момента Рязань становится кузницей командных кадров для ВДВ. В 1958 году училище было преобразовано в высшее общевойсковое командное. С 1964 года это учебное заведение страны стало называться Рязанским высшим воздушно-десантным командным Краснознаменным училищем.
     12 ноября 1996 года, учитывая многочисленные просьбы личного состава, ветеранов, Президент Российской Федерации присвоил училищу новое почетное наименование «имени генерала армии Маргелова Василия Филипповича».
     29 августа 1998 года в связи с реорганизацией военно-учебных заведений постановлением Правительства Российской Федерации училище переименовывается в Рязанский институт Воздушно-десантных войск.

     

     Почему приоритет отдали рукопашному бою, что значит он для десантника, думаю, пояснять не надо. Да и зачем, например, насыщать первый курс гимнастикой? Здесь во главу угла ставится силовая составляющая организма, так пусть курсант сначала окрепнет.
     И еще одно, применительное к новому Госстандарту, очень полезное новшество. Раньше, чтобы выпускник, помимо военной, получил гражданскую специальность, он обязательно должен был прослушать полный курс предусмотренных по этой специальности общеобразовательных дисциплин, которые занимали львиную долю учебного времени. И любой внезапно возникший отрыв от занятий – жизнь есть жизнь – был за счет военных предметов. Теперь незыблемым будет оставаться именно военный блок учебных часов.

      - По новому Госстандарту лейтенанты будут получать и новую гражданскую специальность. Каковы плюсы и минусы этого перехода?

     - Раньше наш выпускник получал гражданскую специальность инженера по эксплуатации колесного и гусеничного транспорта. Его новая специальность – управление персоналом. Этот переход считаю оправданным. Теперь наша главная задача – обучить будущего офицера нести управленческий функционал – не просто руководить, а уметь принимать решения на основе определенного алгоритма. Управление людьми – целая наука. В связи с этим в учебные планы добавилось девять новых предметов по управлению, которых не было раньше. Это тот базис, на котором будет вырастать военный управленец. Но сначала курсанту надо дать понять, что такое управление вообще в принципе.
     Теперь о минусах. Раньше наш выпускник был, что называется, на ты с техникой. Характерный пример – как наша десантная техника зашла в Чечню в 1999 году, так там без замены и эксплуатируется, хотя многим машинам уже по 15-20 лет. Теперь такого уровня технаря мы подготовить не сможем. Хотя квалификационные требования к выпускнику по этой части и остались прежними. Но количество часов технической подготовки сократилось на 80 процентов. Выход, думаю, здесь может быть таким – доучивать молодых офицеров по технической части уже в войсках.

      - Почему вы остановились на пятигодичном курсе обучения, в то время как все сухопутные общевойсковые училища перешли на 4-летнее образование?

     - Потому что мы десантники. Воздушно-десантная подготовка, на которую уходит около 1000 учебных часов, съедает как раз годовой бюджет времени.

      - Что, популярно говоря, по новой программе обучения должен знать и уметь выпускник Рязанского института ВДВ?

     - Эти моменты оговорены в предъявляемых к выпускникам так называемых квалификационных требованиях. Вкратце о самых важных из них. По огневой подготовке лейтенант-десантник должен уметь стрелять из всех видов отечественного оружия и уметь применять основные образцы иностранного, уметь готовить комплекс вооружения боевой машины к стрельбе и применять ее на поле боя лично в качестве наводчика-оператора. Он также должен уметь методически грамотно организовывать занятия с солдатами по огневой подготовке и, главное, уметь управлять огнем в бою.
     По тактической подготовке – уметь управлять подразделением в различных видах боя. По воздушно-десантной подготовке стремимся к тому, чтобы 100 процентов выпускников уходили в войска инструкторами по ВДП. Это значит, что с первого дня в войсках наш выпускник допускается к самостоятельной подготовке людей и техники к десантированию и может работать выпускающим. Раньше мы не могли это обеспечить за счет изъянов в учебной программе. Дело в том, что на определенном этапе, когда в войска пошла новая воздушно-десантная техника, например система «Шельф», из учебной программы подготовки курсантов поспешили убрать изучение старой системы «ПРСМ-915». А сегодня ее в войсках по-прежнему остается не менее 30 процентов. В итоге наш выпускник знает все, кроме этой старой системы. Сейчас этот пробел восполняем. По физподготовке ставим перед собой задачу все 100 процентов курсантов выпускать разрядниками. Причем преимущественно по военно-прикладным видам спорта.

      - Как отразился на новой учебной программе последний чеченский опыт?

     - Начиная с 99-го года два преподавателя института, сменяя друг друга, постоянно были в Чечне, собирая и обобщая боевой опыт. В итоге через Чечню прошло 80 процентов преподавателей. Сейчас мы эту практику прекратили – ничего нового там уже больше не будет. Но за эти годы в училище изданы десятки трудов, обобщивших последний боевой опыт.

      - Когда два года назад вы вступали в должность начальника вуза, говорили, что постараетесь добиться того, чтобы, как в советские времена, лучших офицеров из войск направляли в училище командирами курсантских подразделений.

- К сожалению, особых сдвигов здесь нет. Все упирается в пресловутый квартирный вопрос и нежелание командиров дивизий идти навстречу. Недавно я докладывал об этих проблемах новому командующему ВДВ генерал-лейтенанту Александру Колмакову и получил полную поддержку. Это обнадеживает. А то ведь как получается? Если у того или иного комдива что-то не так, он в первую очередь сетует на то, что ему дали плохого выпускника. Но что-то при этом вложить в подготовку этого выпускника он не хочет. А между тем традиция направлять в училище лучших командиров взводов и рот из войск имеет давние корни. Те же Лебедь, Грачев, Шаманов и Шпак командовали в свое время курсантскими ротами. Впрочем, не дожидаясь командиров дивизий, сейчас этим вопросом мы вплотную занялись сами. Отобрали из числа выпускников 18 подходящих лейтенантов, поговорили с ними на предмет готовности остаться в училище взводными и отправили в войска. Теперь в течение года будем внимательно за ними следить, чтоб потом шестерых из них взять назад.
      - Недавно с инспекционной поездкой в институте побывал командующий ВДВ. Каково видение новым командующим ваших старых проблем?

     - Генерал-лейтенант Колмаков заслушивал меня в течение четырех часов. Слушал очень внимательно, вникая в каждых вопрос. Скажу прямо – я увидел понимание командующим роли института в структуре Воздушно-десантных войск. Многие вопросы начали решаться. Например, институт получит теперь приоритет в финансировании по отношению к дивизиям. Скажу прямо – такого не было уже 15 лет.

      - И заключительный вопрос: следите ли вы за тем, как воюют ваши выпускники в Чечне? Расскажите об этом.

     - Лучший пример того, как воюют наши выпускники – действия 6-й парашютно-десантной роты. И если можно говорить о каком-то непрофессионализме в высших командных эшелонах, то на уровне взвода - роты - батальона был высочайший профессионализм и высочайшее мужество. Помню, как в январе 95-го в Грозном мы деблокировали разоруженный чеченцами мотострелковый батальон. И такой случай, увы, не был в ту войну единичным. Применительно к ВДВ подобное невозможно даже представить. И то, что 6-я рота не сдалась, а держалась до последнего, нанеся противнику огромный ущерб, – прежде всего заслуга офицеров. Все они – выпускники нашего института.
     В заключение, пользуясь случаем, от лица командования и личного состава института поздравляю всех ветеранов ВДВ, всех десантников с нашим замечательным юбилеем.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service