Из всех предметов боевой подготовки огневая, наверное, самая древняя. С незапамятных времен профессионализм воина определялся прежде всего мастерством владения оружием, будь то копье, аркебуза или автомат. В минувшем учебном году в войсках Приволжско-Уральского военного округа уделялось немало внимания огневой выучке личного состава. Подробнее об этом рассказывает командующий войсками ПУрВО Герой России генерал-полковник Александр БАРАНОВ.
– Александр Иванович, все ли намеченные планы по огневой подготовке удалось воплотить в жизнь?
– Плановые «огневые» задачи в истекшем учебном году войска округа отработали полностью. Более того, именно в огневой подготовке нам удалось сделать заметный шаг вперед, по ряду направлений достичь существенных результатов.
Чтобы не быть голословным, предлагаю сравнить некоторые итоговые результаты в огневой подготовке войск округа за последние два года. Так, в 2003 учебном году в округе было проведено на 25 процентов больше батальонных и примерно на 17 процентов - ротных тактических учений с боевой стрельбой, чем в 2002-м. Состоялось также около десятка полковых тактических учений, каждое из которых прошло с боевой стрельбой усиленного батальона и выполнением огневых задач артиллерией полка и средствами ПВО.
Но, как известно, количество мероприятий не гарантирует качества обучения. Поэтому есть смысл сравнить качественные параметры прошедших полевых занятий. Так, в 2003 году процент «четверошниц» среди мотострелковых рот по результатам выполнения огневых задач вырос на две трети по сравнению с 2002 годом. «Двоек» в нынешнем году не было вообще. А среди танковых рот количество «хорошисток» в этом году выросло почти в два раза.
Раскрывая некоторые эпизоды приведенной статистики, могу сказать, что в итоговой проверке прошлого года участвовали и такие подразделения, которые из-за крайне слабой выучки в огневом деле просто не могли рассчитывать на удовлетворительную оценку. Причины общеизвестны, но на одной из них хотелось бы заострить внимание. Речь идет о существовавшей пагубной методике подготовки рот, батальонов к сдаче итоговой проверки. Командир полка, убедив себя в том, что в плохой выучке подразделений повинны их командиры, не вникая в крайне низкий боевой потенциал воинских коллективов, попросту «выпихивал», к примеру, роту-недоучку на итоговый экзамен. «Умирай», рота. А нарекания за полученную в итоге «двойку» «впитывал» только ротный. Сам нерадивый командир полка оставался от происходящего как бы в стороне.
В этом учебном году командование округа постаралось изжить негативную практику стороннего «наблюдательства». Командирам полков и их заместителям, избравшим для себя подобный метод руководства, было разъяснено, что мера их персональной ответственности будет определяться не по общему зачету за полк, а по баллам участвовавших в итоговой проверке подразделений.
И результат превзошел ожидания. Уже в ходе строевых смотров командиры воинских коллективов с удовлетворением отмечали и повышенное внимание со стороны полкового командования, и достаточный уровень подготовки подразделений к итоговому экзамену.
Впервые за последние годы в ПУрВО проводятся полковые командно-штабные учения с боевой стрельбой привлекаемых подразделений для обозначения действий войск. К участию в КШУ в полном составе привлекались управление полка и подразделения боевого обеспечения. В этапе боевой стрельбы участвовал мотострелковый батальон со средствами усиления. Все учебно-боевые действия велись на штатной технике, на реальных дистанциях и при практическом развертывании штатных средств связи. Если раньше в подобных занятиях участвовало лишь управление батальона, то теперь вместе с командным звеном реальную полевую выучку нарабатывали личный состав мотострелкового батальона, ячейки управления артдивизиона до командира батареи включительно, ячейки командиров батальонов, вплоть до командира роты. Все это помогло повысить уровень обученности командиров звена «рота – батальон» и их заместителей.
К сожалению, нам не удалось в 2003 году вывести округ по боевой подготовке в «передовики». Причин, помешавших воплотить задуманное в жизнь, несколько. Одна из них – слабая методическая подготовка офицеров.
– Как вы считаете, какие наработки в огневой подготовке войскам округа стоит развивать дальше, а с чем в новом учебном году лучше без сожаления расстаться?
– Дальнейшее развитие в новом учебном году получит практика проведения полковых КШУ с боевой стрельбой подразделений. Обязательно уделим внимание сборовой подготовке специалистов-огневиков: гранатометчиков, снайперов – тех, кто оказывает реальное влияние на результаты боевых стрельб взводов (БСВ), РТУ и БТУ. Кстати, в 2003 году охват привлеченных на сборы гранатометчиков и снайперов составил 87 процентов.
Особое звучание придадим проблеме методической подготовки офицеров. Предложен ряд идей по повышению огневой выучки выпускников военных кафедр. Словом, полезные наработки есть и новых задумок хватает.
С чем без сожаления хотелось бы расстаться, так это со стереотипами в обучении личного состава, шаблонами, наносящими вред полевой и конкретно огневой выучке мотострелков, танкистов, зенитчиков, артиллеристов… Наверное, многим знакома такая цепочка проведения занятия в поле: на огневой рубеж – марш; заряжай; огонь! Попал, не попал – свободен. А где постановка учебно-боевой задачи? Где отработка элементов передвижения на учебном поле? Почему опущены вопросы индивидуальной маскировки военнослужащего? И так далее…
Надо решительно отказываться от практики выполнения упражнения ради самого упражнения. Огневая подготовка не должна сводиться к обычной стрельбе по давно известным полигонным целям из штатного оружия и вооружения. Это должен быть огневой урок с элементами тактической подготовки, продуманным комплексом последовательных действий, направленных на успешное противостояние вооруженному противнику.
– Не секрет, что с середины 90-х годов через «стреляющий» Северный Кавказ прошла не одна тысяча военнослужащих ПУрВО. Так что реального боевого опыта здесь, в округе, накоплено немало. Насколько востребован «чеченский» опыт в боевой и, в частности, огневой подготовке?
– В войсках округа серьезную прописку получила тактика действий на поле боя боевых групп («двоек», «троек»), а также тактика «перекатов», когда находящиеся в поиске или атакующие взвод, рота при поэтапном продвижении вперед прикрывают друг друга, обеспечивая таким образом взаимную безопасность. Все это было заимствовано из «чеченского» опыта. Огневую составляющую этапа обучения военнослужащего на поле боя представляет поддержка его действий пулеметчиком, снайпером, а если требует обстановка, то и гранатометчиком, штатным вооружением БМП или танка.
В обязательный курс огневой подготовки включены вопросы ведения боевых действий в небольших населенных пунктах, городской черте, по захвату занятого противником отдельного строения, целого объекта. Работа в этом направлении ведется не один год, и по ее результатам уже есть положительные отзывы. В частности, от тех контрактников, кто изъявил желание продолжить службу на Северном Кавказе. Ребята благодарят округ за то, что приобрели здесь столь необходимый для боевой работы опыт.
Параллельно с личным составом «чеченский» опыт нарабатывают и офицеры. В поле для них создаются такие условия, чтобы каждый, от командира взвода и выше, был вынужден в быстро меняющейся тактической обстановке демонстрировать личное мастерство в принятии единственно правильного «огневого» решения. Причем оценка действиям офицеров выносится с точки зрения опыта войны: к какому результату на поле боя привел бы отданный им боевой приказ.
– В недавнем интервью «Красной звезде» начальник Главного управления боевой подготовки ВС РФ генерал-полковник Александр Скородумов заострил внимание на том, что на территории частей или в непосредственной близости от них необходимо создавать тиры (мини-полигоны), позволяющие выполнять упражнения из стрелкового оружия на уменьшенных дальностях. Как обстоят дела в ПУрВО с приказарменной стрелковой учебной материально-технической базой?
– Требование очень правильное и полезное для войск. Ведь на полигон ежедневно не наездишься. К тому же далеко не у всех частей полигоны под боком. А без регулярных стрелковых тренировок рассчитывать на положительную оценку по крайней мере безрассудно.
Я вспоминаю свой полковой период. Часть дислоцировалась на окраине Дрездена. Даже будучи в черте города, полк располагал индивидуальным 100-метровым тиром. Ежедневно через его учебные места проходило до 250 военнослужащих. Поэтому зачеты по огневой подготовке страха ни у кого не вызывали.
Есть чем гордиться в этом отношении и Приволжско-Уральскому военному округу. Сегодня на балансе огневых городков ПУрВО нет ни одного неисправного тренажера. Многие гарнизоны располагают добротной приказарменной учебно-материальной базой. В частности, есть чем похвалиться частям Чернореченского, Тоцкого гарнизонов, окружным учебным центрам. В этом году были обустроены директрисы боевых машин на Чебаркульском полигоне. Там же, на учебном поле, для обучения личного состава был построен класс разведки целей и ведения огня в ночных условиях. На Свердловском полигоне мы заново отсыпали исходную танковой директрисы. Кроме того, здесь начато строительство идентичного чебаркульскому класса разведки целей. На обоих полигонах обновлена материальная база учебных полей, пришедшее в негодность электрооборудование заменено новым.
– Видимо, будет уместно вспомнить и о верном курсе командования округом по внедрению в учебный процесс огневой подготовки малозатратных форм и методов обучения военнослужащих…
– Действительно, есть у нас успехи и в этом направлении. Причем при достаточном снабжении округа горючим мы продолжаем обучать личный состав комбинированным способом: традиционно – с выходом в поле - и альтернативно - в парке боевых машин, на огневых городках и директрисах, запитывая электроагрегаты и вооружение огневых средств с выносных устройств электроподачи. В первую очередь это относится к построению процесса огневой подготовки у артиллеристов, чуть меньше у танкистов и мотострелков.
Все это и ряд других малозатратных форм и методов позволяют внести в расписание дополнительные часы практического обучения личного состава. А где практика – там и успех. Примечательно, что многие офицеры не без гордости говорят о том, что в последнее время благодаря внедрению комбинированного обучения процент теории и практики у подчиненных достиг желаемого соотношения.
Опять же уместно вспомнить о мини-полигонах, эксплуатация которых позволяет экономить средства как на горючем, так и на моторесурсе боевой техники, машин транспортной группы, на обустройстве местности при выходе подразделений в поле, на доставке к месту проведения занятий питания, на полевом обогреве личного состава в зимнее время…
– Чтобы военнослужащий мог эффективно противостоять вооруженному противнику, его необходимо максимально адаптировать к самому понятию «бой». Насколько тесно в ПУрВО увязаны процессы огневой и морально-психологической подготовки?
– Проводимые в войсках округа учения всякий раз подтверждают тот факт, что самым напряженным моментом для любого военнослужащего остается этап боевой стрельбы. По разным причинам, в том числе по сложности решаемой учебно-боевой задачи, по тому, в каком составе, на какой местности, на протяжении какого времени и в какое время суток или года она выполняется.
Порой выдержать такое напряжение достаточно сложно. Но учиться этому необходимо. Солдат должен преодолеть многие учебные сложности, чтобы в ответственный момент, сказав себе: «И это тоже проходили», без психологического срыва продолжить решение стоящей боевой задачи. На это и направлена проводимая в войсках серьезная морально-психологическая подготовка. Достаточно сказать, что ни один этап боевой стрельбы взвода, роты, батальона, экипажа или расчета сегодня не обходится без участия войсковых психологов. Активно пропагандируется передовой опыт. На «гуманитарных» занятиях рассматриваются примеры мужества, отваги военнослужащих, прошедших «горячие точки». Солдатам разъясняется, что в реальном бою огневое противостояние идет ради того, чтобы сломить сопротивление неприятеля, вывести из боя. Иного для человека с ружьем не дано: если не ты его, то он тебя.
Жестоко? Да. Но такова специфика армии, и надо быть готовым ко всему. Даже к такому повороту событий, который довелось наблюдать в одной из наших частей. Командир, не понаслышке знающий, что самое тяжелое для человеческой психики на войне – это первая встреча с кровью, погибшими, использовал достаточно нетрадиционный метод психологической закалки подчиненных. На спецзанятиях военнослужащие проходили «крещение кровью» через «труп противника». Для этого было изготовлено одетое в камуфлированную форму чучело. Вспоротый живот «трупа» демонстрировал его содержимое. Каждый солдат, сержант, прапорщик и офицер должен был произвести досмотр «убитого» с целью изъятия оружия и документов. Заставить себя произвести досмотр «врага», значит, переступить через себя, преодолеть страх, брезгливость, а главное - угрызение совести за происходящее на поле боя. Прошедшие подобную спецподготовку быстро брали себя в руки, адаптировались к дальнейшей боевой работе.
– В ЛВО на сентябрьском учебно-методическом сборе руксостава органов боевой подготовки Вооруженных Сил некоторые войсковые офицеры, знакомясь с представленными новейшими оружейными прицелами, сетовали, что им до сих пор приходится учить солдат стрелковому делу, используя прицельные приспособления послевоенного образца. Если быть до конца откровенным, насколько «продвинуты» в этом отношении приволжско-уральские «огневики»?
– Приходится констатировать, что новых образцов прицелов в округе нет. Расходуем имеющиеся запасы, скажем так, не первой свежести, то есть, поступившие на вооружение десятки лет назад. В том числе и те самые прицельные насадки послевоенного образца.
Чтобы в конечном итоге не остаться ни с чем, офицеры, как могут, продляют жизнь имеющимся приборам и приспособлениям. Доходит до того, что накануне выхода в поле в торговых точках закупаются люминесцентные значки, из них вырезаются метки и крепятся на насадки для ночной стрельбы.
Не лучшим образом обстоят дела с обеспечением танкистов, гранатометчиков. В округе уже нет боеприпасов с инертными зарядами. Огневые задачи в частях решают, используя боевые выстрелы. Правда, командиры по этому поводу говорят так: нет худа без добра. Ведь во время учебы военнослужащие привыкают к обращению с настоящими боеприпасами. В ходе выполнения задач ведут себя собранно и ответственно.
– Традиционно ноябрь – месяц подведения итогов за год, поощрения лучших. Кого из командиров – лидеров в организации огневой подготовки в подчиненных частях – вам хотелось бы сегодня отметить?
– Передовиков в округе немало. Радует, что в этом году их стало на порядок больше. Никто из тех, кто заслуживает поощрения по итогам года, без внимания не останется. Прежде всего я имею в виду генерал-майора Юрия Перминова, полковников Сергея Суровикина, Геннадия Жидко, Олега Торгашева, подполковника Сергея Кузовлева.