на главную страницу

22 Ноября 2003 года

Планета людей

Суббота

Генерал Цветков и 200 суданцев

Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда».



Родион Васильевич Цветков прослужил в армии 41 год в календарном исчислении. Курсантом стал в далеком 1934-м, генерал-майором запаса – в 1975 году. Его славная военная биография изложена в книге Е.Голубева «Костромичи – полководцы Великой Отечественной», однако о последних восьми годах службы Родиона Васильевича там сказано лишь то, что он был заместителем начальника одного из главных управлений Генштаба. Когда издавалась книга, о деятельности наших военных вдали от Родины в различных «горячих точках» планеты только-только начинали говорить, причем делали это по известным причинам весьма осторожно. Между тем и в главном управлении Министерства обороны Цветкову, тогда уже генералу, немало удалось сделать во славу Отечества. И в тех государствах Африки, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии и Карибского бассейна, которые ему пришлось посетить, и на территории нашей страны. Сегодня – за день до 90-летия генерала Цветкова и впервые в открытой печати – мы расскажем об одном из эпизодов, в котором довелось участвовать Родиону Васильевичу…

     С 1956 года, когда Судан был провозглашен независимой республикой, политическая история этой страны фактически представляет собой череду военных переворотов. И вот однажды в результате одного из переворотов к власти пришел начальник суданского генштаба майор Атта, который был коммунистом. Поддержавшие Атта военнослужащие арестовали старое правительство. Однако отстраненному от власти президенту (который, кстати, во время одного из своих предыдущих посещений Москвы получил хороший прием) удалось пробраться в находившееся в Судане египетское военное училище и спровоцировать египетских военнослужащих на активные действия в поддержку собственной персоны. С танковой бригадой, которая принадлежала Египту, свергнутый президент выступил против Атта. В результате предводитель мятежников был арестован и уничтожен. Однако перед этим, когда Атта еще только захватил власть, наш посол в Судане, не посоветовавшись с Москвой, сразу же нанес ему визит. Поэтому по возвращении старого правительства суданцы заявили, что все произошедшее – провокация Советского Союза. Отношения между СССР и Суданом стали крайне напряженными. Одним из проявлений напряженности стало требование Судана немедленно вернуть 200 суданских военных, обучавшихся на тот момент времени в советских авиационных училищах - в противном случае правительство этой африканской страны пригрозило разрывом дипотношений с СССР.
     - Но мы-то знали, что с этими военными расправятся, - вспоминает Родион Васильевич, - потому что, когда произошел переворот, обучавшаяся у нас суданская группа его поддержала. И вернувшее власть правительство занесло их в черный список собственных врагов.
     Что делать - отправлять людей на погибель на родину в Африку? В Москве решили не торопиться, воспользовавшись двусторонним характером советско-суданского договора о подготовке суданских кадров для военной авиации на территории СССР. Тем более что до завершения учебы было еще далеко. Рассчитывали на то, что за время, которое пройдет до окончания всесторонней подготовки суданских летчиков, авиационных техников и представителей других воинских специальностей, страсти поутихнут и советско-суданские отношения удастся нормализовать. Лишь одно обстоятельство осложняло дело: все 200 суданцев категорически настаивали на незамедлительной отправке домой, не веря, что на родине их ждет неминуемая расправа. К тому же, несмотря на то что программа подготовки была пройдена не в полном объеме, они требовали, чтобы им немедленно вручили документы о получении воинской специальности. В знак протеста против не исполнявших их требования советских товарищей суданцы перестали посещать занятия, и в диалоге с руководством Судана аргумент нашей стороны о необходимости планового завершения профессиональной подготовки суданских военспецов потерял вес. Надо было принять все меры к тому, чтобы суданцы возобновили занятия, поскольку разрыва дипломатических отношений советское правительство не хотело.
     - Меня пригласили в ЦК КПСС, - рассказывает Родион Васильевич, - объяснили, что может произойти, если суданские военнослужащие сразу же вернутся в Судан, и что может последовать в связи с их невозвращением. И я с еще одним офицером поехал в Киргизию.
     Кузницы кадров для суданских (и не только) ВВС располагались на территории советских среднеазиатских республик, в частности в Киргизии. К моменту прибытия Цветкова во Фрунзе (нынешний Бишкек) «забастовка» будущих суданских авиаторов продолжалась два месяца. Три группы должностных лиц Минобороны СССР, убеждавших суданцев возобновить боевую учебу, так и не смогли изменить настрой африканцев. Цветков понимал, что справиться с поставленной задачей будет непросто. Родиону Васильевичу помог громадный опыт работы с людьми в военное и мирное время. Вот он, проверенный алгоритм деятельности военачальника по изменению мнения, сформировавшегося в воинском коллективе.
     Первым делом Родион Васильевич обстоятельно поговорил с тем из суданцев, которому можно было доверять и который хорошо знал не только общий настрой, но и настроение отдельных членов группы. Такой человек есть всегда в любом коллективе. Из разговора стало ясно, что абсолютного единства среди суданцев нет. Выяснилось и то, с кем конкретно из группы есть смысл побеседовать, дабы сначала переубедить этих людей, а затем – уже с их помощью – изменить точку зрения и всех остальных. Ночь напролет в разговорах с глазу на глаз переубеждал темпераментных африканцев генерал Цветков. При этом приглашал к себе на беседу не каждого, а только тех, кто, по мнению партийного лидера суданской группы, разделял социал-демократические взгляды и внутренне был готов изменить свою точку зрения по поводу продолжения «забастовки».
     Вся суданская группа до утра спорила, обсуждая сложившуюся ситуацию. А утром Родион Васильевич собрал всех вместе и повторил те же самые аргументы, которые приводил в ночных индивидуальных беседах. Суданцы еще раз услышали, что между Суданом и СССР подписано соглашение, по которому советские инструкторы и преподаватели обязаны подготовить из них специалистов, и только после выполнения программы подготовки они смогут отправиться домой. Каждый суданец очень хотел получить документ, свидетельствующий о воинской специальности, – советские «корочки» высоко котировались у них на родине. Но им объяснили, что получение соответствующих документов возможно только по окончании учебы. В заключение генерал Цветков подытожил: «Все выходите на занятия. Мы подкорректируем программу обучения, сократим срок подготовки, а по его окончании выдадим вам документы и отправим вас, куда хотите».
     - Через день все они вышли на занятия, - вспоминает Родион Васильевич, - и мы обратились к суданскому правительству с заявлением, что учеба продолжается, что мы завершим программу, о чем у нас есть генеральное соглашение между правительствами, и тогда - пожалуйста, забирайте своих военных и используйте, как хотите.
     Впоследствии все 200 суданцев завершили учебу, после чего наша страна не бросила их на произвол судьбы, а приложила максимум усилий, чтобы сберечь их жизни и устроить судьбы. Это удалось во многом благодаря генералу Цветкову.
     …Когда на исходе девятый десяток, проблем со здоровьем, разумеется, хватает. Многие, доживая до таких лет, перестают интересоваться происходящим за пределами не только своего дома, но и собственного «я». Кавалер 14 орденов генерал Цветков не такой. Мужественно перенося недуги, он живо интересуется происходящим в стране и за рубежом. Его светлый ум по-прежнему внимательно анализирует ситуацию в разных регионах земного шара.
     По мнению Родиона Васильевича, войны не ушли окончательно в прошлое, они еще будут. Но уже никогда не поведут в бой полководцы миллионные армии. Людскую силу заменит техника, при этом степень разрушений и число уничтоженных в ходе войны будет гораздо большим, чем раньше. Ядерная война маловероятна; опасность может прийти с другой стороны: когда в результате использования в военных целях новейших достижений биологии резко поднимется смертность населения и общественность не будет понимать причин вымирания людей; количество погибших и уровень разрушений будут определяться лишь степенью агрессивности руководителей государств.
     Наверное, и самому Родиону Васильевичу хотелось бы ошибиться в своих прогнозах, но он привык трезво смотреть на вещи и без прикрас оценивать обстановку. Именно поэтому он выжил на войне. А до 90-летия дожил, наверное, потому, что прежде всего думал о деле, которому служил, о людях, с которыми работал, о своих близких. И только потом о себе.
     На снимке: генерал-майор ЦВЕТКОВ (третий слева) во время встречи с руководством армии острова Занзибар, 1968 г.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service