на главную страницу

22 Ноября 2003 года

Музыкальный глобус

Суббота

Отец рок-н-ролла

Игорь ЕРЕМЕЕВ.



8 и 9 декабря в Государственном Кремлевском дворце в гостях у Александра Розенбаума - отец рок-н-ролла Чак Берри, не будь музыки которого, вряд ли состоялись бы The Beatles и The Rolling Stones.

     Чарльз Эдуард Андерсон Берри родился 18 октября 1926 г. в Сан-Хосе (штат Калифорния) в семье учителя, был одним из шестерых детей. Мать сама обучала ребят пению и игре на пианино - Чак оказался самым одаренным, пел в церковном хоре. С 16 лет юноша бредил музыкой: создал трио и играл в нем на пианино, тенор-саксофоне и гитаре.
     Музыка, которую играл парень со своей группой, была типичной для южных штатов - смесь джаза и спиричуэлс (негритянских церковных песнопений). К моменту, ставшему переломным в его творческой карьере, Чак успел обучиться ремеслу парикмахера, поработать на автозаводе и возглавить маленькое комбо в Сент-Луисе. Именно тогда, в 1955 г., блюзмен Мадди Уотерс, знакомство с которым состоялось в клубе «Южная сторона Чикаго», надоумил Берри отнести демонстрационные записи в чикагскую студию братьев Чесс. Это были песни собственного сочинения «Крошечные-крошечные часы» и «Ида Ред». Братья, работая одновременно за инженеров, техников и продюсеров, записали в своей крохотной студии одну из них - «Иду Ред», переделав ее звучание и ритм и переименовав в «Мэйбеллин» (кличка коровы из популярной детской сказки).
     Песня возглавила ритм-н-блюзовый хит-парад и проложила путь к успеху последующим композициям Чака Берри, составляющим сегодня сокровищницу рок-н-ролла: «Кареглазый статный мужчина», «Посторонись, Бетховен», «Сладкое шестнадцатилетие», «Школьный денек», «Джонни Би Гуд». Песенки эти привлекали к себе внимание содержательными текстами и характерным гитарным стилем. Все это было непривычно и привлекательно. Заговорили о революции в контексте рок-н-ролла.
     Неотъемлемой частью имиджа музыканта стала его знаменитая «утиная походка» во время выступлений на сцене (позже эту манеру пародировал гитарист AC/DC Энгус Янг). Легенда гласит, что всему причиной случай: перед самым выходом на подиум Чак посадил пятно на свои белые брюки и поэтому был вынужден вышагивать вполуприсядку, прикрывая выпачканную штанину декой гитары. Публика же подумала, что это такой кураж, и потом неизменно требовала от Берри «фирменного стиля». Созданный Чаком сценический образ пользовался такой популярностью, что на него обратили внимание кинематографисты - он получил роли в фильмах «Иди, Джонни, иди», «Рок, рок, рок» и «Джаз в летний день» (о знаменитом Ньюпортском джаз-фестивале 1958 г.).
     Если 1950-е были для Берри периодом выпуска одиночных пластинок, то 1960-е ознаменовались выходом больших дисков, на которых новые хиты соседствовали с гораздо менее выразительной продукцией. Тогда же приобрела размах гастрольная деятельность артиста, продолжающаяся, несмотря на его солидный возраст, и по сей день.
     1960-е начались для Чака мрачно: по ложному обвинению в изнасиловании он два года отсидел в тюрьме, а когда в 1964 г. вышел на свободу, то обнаружил, что музыка ушла далеко вперед, и у молодежи появились другие кумиры: достаточно назвать хотя бы The Beatles и The Rolling Stones. Хотя напрочь забыт он не был - те же битлы напомнили миру, кто есть кто, задорно спев его песню «Посторонись, Бетховен». В январе 1964 г. Берри вернулся из мест заключения в штате Индиана прямиком в студию братьев Чесс и засел за работу. Записанные там новые вещи он популяризировал на гастролях.
     В 1970-е редкие пластинки Чака пользовались популярностью, опускаясь порой до 72-го, 110-го и даже 185-го места в хит-парадах. Зато он продолжал гастролировать, собирая на свои концерты преданных поклонников, записался дуэтом со своей дочерью Ингрид и был удостоен чести выступить в Белом доме перед президентом США Джимми Картером. В 1980-е вышел лишь один альбом Берри с новыми песнями - «Рок, рок, рок-н-ролл» (1980). Все остальное время он концертировал, а также получал награды на всевозможных церемониях - специальный приз за заслуги (1981), приз за прижизненные достижения (1985), занесение имени в Зал славы рок-н-ролла (1987), увековечение на голливудской «Дорожке славы» (1987) и т.д. В
     1988 г. увидела свет автобиография теперь уже коронованного короля рок-н-ролла. В девяностые продолжалась кутерьма «раздачи слонов»; выходы на сцену в силу возраста стали редкими. Назову наиболее примечательное, с точки зрения признания заслуг мэтра, выступление -
     1993 г., штат Мэрилэнд, совместно с Литтл Ричардом, Стефеном Стиллзом, Дэвидом Пэком, Максом Уайнбергом, Натаном Истом, Грегом Филлингэнзом и… дочерью Ингрид… Да, в конце девяностых Чак Берри дал свой первый концерт в Москве, я сам был свидетелем того, как восторженно переполненный зал принимал живую легенду.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service