на главную страницу

22 Ноября 2003 года

Российское оружие

Суббота

МОДЕРНИЗАЦИЯ КАК ПАНАЦЕЯ

Анатолий АНТИПОВ.



Программа модернизации вооружения и военной техники (ВВТ), которую предлагают ведущие предприятия российского оборонно-промышленного комплекса, обходится гораздо дешевле, чем приобретение новых образцов ВВТ. При этом эффективность и боевые качества «доведенной до ума» техники и вооружения не уступают требованиям к современным системам вооружения. Предложения в этой сфере адресуются не только отечественным силовым структурам, но и зарубежным партнерам.

     
И грянул «Гром»

     C середины прошлого века в государства Центральной и Восточной Европы из нашей страны поступили не только различные системы ВВТ, но и более двух тысяч лицензий и комплектов технической документации на производство советского вооружения и военной техники, в том числе по производству самолетов типа
     Ан-2, вертолетов Ми-2, танков Т-55 и Т-72, 122-мм самоходных артиллерийских установок «Гвоздика», артиллерийских и многоцелевых тягачей типа МТ-ЛБ, боевых машин пехоты БМП-1, БМП-2, БТР-60, БТР-80, противотанковых комплексов «Малютка», «Конкурс», «Фагот», переносных зенитных ракетных комплексов «Стрела-2» и «Игла-1Э». Сюда же можно добавить стрелковое вооружение, артиллерийские и авиационные боеприпасы, средства связи и радиолокации, инженерное, военно-морское, химическое и другое специальное имущество.
     Кроме того, при техническом содействии России в ряде стран Европы, и в частности в Польше, Чехии, Венгрии, Болгарии, Словакии и Румынии, на основе кооперированного производства вооружения и военной техники была создана достаточно мощная оборонная промышленность. При этом большая часть производимого специального имущества закупалась непосредственно Советским Союзом.
     Такого рода многолетнее сотрудничество позволило сформировать достаточно глубокие интеграционные экономические связи, создать научно-технический задел и производственный потенциал, которые и сейчас при наличии доброй воли могут приносить несомненную взаимную пользу не только в военной, но и экономической сфере. В качестве примера можно назвать сотрудничество по производству в Польше переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК) «Гром», являющегося аналогом российского ПЗРК «Игла-1Э».
     
Польский вектор

     По мнению экспертов ФГУП «Рособоронэкспорт», для развития российско-польских военно-технических контактов имеется хорошая база. Она может быть использована на взаимовыгодной основе по нескольким направлениям. Во-первых, это организация ремонта ранее поставленных из России самолетов, вертолетов, бронетехники и средств ПВО как на польских, так и на российских ремонтных предприятиях. Во-вторых, наша сторона может оказать помощь в дооборудовании вертолетного завода в г. Лодзь для осуществления капитального ремонта польских транспортно-боевых вертолетов типа Ми-24. Третье направление - проведение модернизации и продление срока службы ранее поставленной из России авиационной и бронетанковой техники (МиГ-29, Су-22, Ми-24, БМП-1, Т-72) до уровня, соответствующего стандартам НАТО. Мы также готовы модернизировать до 40 единиц вертолетов типа Ми-24, в том числе в поисково-спасательном варианте. Может быть рассмотрен вопрос поставки противотанковых управляемых ракет повышенной дальности «Атака», запасных частей к авиационной, бронетанковой технике и средствам ПВО, а также комплектующих изделий для производства в Польше ПЗРК «Гром» и его модернизации.
     Кстати, с учетом этих направлений была сформирована российская экспозиция на прошедшей в сентябре в Варшаве международной выставке вооружений оборонной промышленности MSPO’2003. Там был представлен широкий спектр военной продукции, которая вызвала интерес специалистов. Это транспортно-боевые вертолеты Ми-35 и Ми-35П, боевые вертолеты Ми-28НЭ, Ка-50, Ка-50-2, тяжелый военно-транспортный вертолет Ми-26, десантно-транспортный вертолет Ми-17-1В и военно-транспортный вертолет Ми-171Ш, самолетный радиолокатор для детального наблюдения участков земной поверхности «Компат», зенитные ракетные системы С-300ПМУ2 «Фаворит» и «Тор-М1», зенитные ракетные комплексы «Бук-М1-2» и «Оса-АКМ», зенитный пушечно-ракетный комплекс «Тунгуска-М1», модернизация зенитной установки ЗУ-23-2, автоматизированная система управления группировками Войск ПВО «Поляна-Д4М1», станция мощных шумовых помех СПН-2, модернизация станции ответных помех СПН-40, модернизированный вариант мобильного автоматизированного пункта управления Р-330КМ, наземный комплекс исполнительной радиотехнической разведки «Автобаза», бронетранспортеры БТР-80, БТР-80А, боевая машина пехоты БМП-3.
     
Еще послужат...

     Учитывая, что на вооружении стран Восточной и Центральной Европы находится значительное количество боевых машин пехоты БМП-1 и БМП-2, которые нуждаются в ремонте и модернизации, наша сторона предлагает комплекс мероприятий по их модернизации в целях усиления защищенности, подвижности, огневой мощи машины, увеличения ее возможностей по поражению живой силы противника. Работы по установке на машину автоматического гранатомета АГ-17, замене двигателя УТД-20 на двигатель повышенной мощности УТД-23, модернизации системы управления огнем могут быть проведены как в России, так и на территории заказчика с обязательным предоставлением гарантийного и сервисного обслуживания.
     Среди предложений российской стороны - программа совместного применения малогабаритного комплекса разведки и наблюдения поля боя с дистанционно-пилотируемым летательным аппаратом «Пчела-1» и реактивной системы залпового огня «Смерч» в реальном масштабе времени, проект модернизации танка Т-72М1, 125-мм самоходная противотанковая пушка «Спрут-СД», 120-мм самоходное артиллерийское орудие «Нона-СВК», противотанковые ракетные комплексы «Малютка-2», «Конкурс-М»,
     «Корнет-Э», «Метис-М», а также различное стрелковое оружие и средства ближнего боя, широкая гамма патронов и боеприпасов. Многая продукция разработана и изготавливается с учетом принятых в НАТО технических стандартов.
     
Выбор прагматиков

     Более подробно хотелось бы остановиться на перспективах модернизации всемирно известных вертолетов типа Ми-35 (Ми-24) - серийный изготовитель ОАО «Роствертол», г. Ростов-на-Дону. Эти винтокрылые машины успешно продаются, эксплуатируются и являются активными участниками боевых действий во многих «горячих точках» мира. Достаточно сказать, что Ми-24 принимал участие более чем в 30 вооруженных конфликтах и локальных войнах и всюду зарекомендовал себя отлично.
     По мере освоения и практической отработки тактики его боевого применения определялся круг боевых и вспомогательных задач, которые способен решать вертолет. Это прежде всего поддержка Сухопутных войск при проведении наступательных и оборонительных операций, сопровождение и огневая поддержка тактических десантов, транспортировка разведывательных групп и групп для выполнения специальных заданий. Позднее к задачам, которые способен решать вертолет, добавилось эскортирование транспортных самолетов в момент взлета-посадки в условиях аэродромного базирования вблизи зон ведения боевых действий.
     Вертолет имеет эффективное бронирование кабины экипажа передними бронестеклами. Стальные боковые плиты прикрывают жизненно важные агрегаты вертолета (двигатели, маслобаки двигателя, редуктор, гидроблоки). Грузовая кабина тоже защищена легкосъемными бронеплитами.
     В результате анализа опыта применения вертолета Ми-24 в условиях реальных боевых действий была сформирована и последовательно реализована программа повышения боевой живучести вертолета. Так, на этой боевой машине осуществлено дублирование агрегатов, которое значительно повышает живучесть при повреждениях гидравлической и электрической системы. К средствам пассивной защиты кабины экипажа и жизненно важных систем вертолета добавляются средства защиты от управляемых средств поражения. С 1980 года на выхлопных соплах двигателей устанавливается экранно-выхлопное устройство (ЭВУ) для уменьшения инфракрасной заметности и борьбы с зенитными ракетами с тепловыми головками самонаведения (ГСН). Ми-24 оснащены двумя комплектами автоматами сброса отражателей АСО-2В с антирадиолокационными и ИК-ловушками. С 1987 года на вертолете используются модифицированные веерные автоматы сброса отражателей АСО-2В-2 с блоками по три кассеты в каждом на бортах фюзеляжа, создающие широкий шлейф из ложных тепловых целей. Комплекс защиты пополнила станция активных помех.
     У первых вертолетов Ми-24А 90 процентов боевых потерь происходило из-за возгорания топливных баков при попадании в них снарядов. Протектирование баков вертолетов последующих модификаций и заполнение их пенополиуретановой губкой значительно уменьшило эти потери.
     Сегодня Ми-24/35 - единственный вертолет, который находится на вооружении армий государств, принадлежащих к разным блокам и лагерям с разным уровнем экономического развития. Широкая география применения вертолета определяется прежде всего оптимальным соотношением «цена - качество» вертолета, надежностью в эксплуатации и высокой живучестью в условиях боевого применения.
     На основе приобретенного опыта головным разработчиком и заводом-изготовителем вертолета типа Ми-24/35 постоянно проводится работа по улучшению элементов его конструкции и характеристик. В результате его доработок и модернизации появляются принципиально новые качества машины, позволяющие обеспечить ее круглосуточное применение в простых и ограниченно сложных метеоусловиях.
     Одной из основных целей модернизации является расширение диапазона применения вертолета. Но разве может кто-либо, кроме российской промышленности, разработать и провести полный комплекс по доработкам и испытаниям вертолета в новом диапазоне условий эксплуатации и скорректировать руководство по летной эксплуатации? Вариант модернизации по типу Ми-35М реализуется серийным производителем - ОАО «Роствертол» совместно с ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля». Вертолетный комплекс проходит всестороннюю оценку на совместимость оборудования с пилотажно-навигационным комплексом для всего диапазона условий применения.
     Что же представляет собой российская программа модернизации вертолета Ми-24/35? Главная ее особенность - возможность блочной реализации. Программа разделена на несколько независимых блоков, которые могут быть реализованы независимо друг от друга по выбору заказчика.
     Вертолет Ми-35М оснащается новой динамической системой с композитными лопастями несущего винта и «Х»-образным хвостовым винтом. Данная система отработана на вертолете Ми-28, однако испытания показали возможность ее применения и на модернизированном вертолете Ми-35М. Усовершенствованный профиль лопасти улучшает летно-технические характеристики вертолета, а композитные материалы обеспечивают повышенную боевую живучесть и ресурс. «Х»-образный рулевой винт имеет лучшую эффективность и улучшенные шумовые параметры, что обеспечивает значительное снижение заметности вертолета в акустическом диапазоне.
     Кабины летчика и оператора, а также светотехническое оборудование модернизированного вертолета адаптированы под применение очков ночного видения. Кабины экипажа оснащаются многофункциональными жидкокристаллическими индикаторами.
     На модернизированный вертолет Ми-35М устанавливается круглосуточный комплекс высокоточного ракетного вооружения 9К113М («Штурм-ВМ»), включающий в свой состав обзорно-прицельную систему ОПС-24, а также лазерный дальномер и современные радиосредства. Гиростабилизированная платформа ГОЭС-342 из состава ОПС-24, созданная ФГУП «ПО «Уральский оптико-механический завод»
     (г. Екатеринбург), расположена в передней правой части фюзеляжа. На ней смонтированы тепловизионная система, низкоуровневая телекамера, лазерный дальномер и пеленгатор, передающий координаты цели системе наведения противотанковых управляемых ракет 9М120 «Атака».
     Таким образом, Ми-35М по сути представляет собой современный ударный вертолетный комплекс, оснащенный высокоточным оружием. Это полностью отработанная конструкция планера, снабженная новейшей радиоэлектронной аппаратурой, обеспечивающей его круглосуточное и всепогодное применение.
     Судя по всему, вертолет имеет хорошие перспективы на мировых рынках вооружения. Так, государства Восточной Европы, принятые в НАТО, столкнулись с проблемой переоснащения своих армий под стандарты блока. В этой ситуации российские модернизированные вертолеты могут быть приведены в соответствие со стандартами НАТО. При этом у российских машин есть явные преимущества перед западными аналогами, хотя изначально они этим стандартам не удовлетворяли. Ряд государств Центральной и Восточной Европы может принять решение модернизировать вертолеты типа Ми-24/35, закупленные еще во времена СССР, по российскому варианту. При этом российские предприятия остаются открытыми для сотрудничества в вопросах модернизации вертолетов типа Ми-24/35 с любыми зарубежными фирмами и организациями.
     Уникальный боевой опыт вертолета типа Ми-24/35, широкий спектр его применения, возможность проведения модернизации с привлечением ресурсов заказчика и зарубежных партнеров значительно повышают конкурентоспособность модернизированного вертолета Ми-35М.
     На снимках: модернизированные Т-55 и Ми-24 ни в чем не уступают своим «железным собратьям».


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service