на главную страницу

26 Ноября 2003 года

Армия и общество

Среда

ЧЬИ ВЫ, ХЛОПЦЫ, БУДЕТЕ?

Владимир МОХОВ, «Красная звезда».



Уходящий год порадовал нас целым рядом концептуальных документов, раскрывающих облик армии завтрашнего дня. Суть их можно свести к тому, что в стране взят курс на поэтапный перевод Вооруженных Сил преимущественно на контрактный способ комплектования.

     
Даешь Российский легион!

     В то же время никто не питает иллюзий в отношении того, что процесс «контрактизации» будет легким и безболезненным. Материальные блага, которые государство способно предоставить будущему «профи», пока незначительны. Прельстить они могут разве что молодых людей из так называемых депрессивных регионов, где царят нищета и безработица. Но если в России таких регионов становится все меньше, то за ее пределами, особенно в ближнем зарубежье, социальные неурядицы подчас только усугубляются. А свет в конце тоннеля становится все менее виден и для наших соотечественников, волею судьбы оказавшихся за пределами своей этнической Родины…
     Некоторое время назад «Красная звезда» рассказала о русском пареньке из Грузии, долго и безуспешно пытавшемся пойти служить в Российскую армию. В итоге ничего у него так и не получилось. В соответствии с нашим законодательством в Вооруженных Силах РФ граждане других государств служить не могли (хотя в истории немало фактов, когда иноземцы, добровольно поступив в русскую армию, служили царю и России не за страх, а за совесть, при этом порой даже сохраняя и свое подданство). В то же время для желающих поступить в ряды российских ВС граждан новых независимых государств, даже если они принадлежат к русскому этносу, до недавних пор не было предусмотрено никаких льгот в получении российского гражданства.
     И вот Президент России Владимир Путин подписал пакет законодательных поправок, которые создают правовые основы для поступления иностранных граждан на военную службу в России по контракту. Соответствующие изменения и дополнения, касающиеся статуса и особенностей службы иностранцев в наших Вооруженных Силах, вносятся в федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» и ряд других документов.
     Но, как уж у нас водится (особенно в предвыборный период), законодательную инициативу главы государства принялись рассматривать сквозь «увеличительное стекло» разные политические силы. Кто-то из них считает ее «сырой», не до конца отработанной, кому-то она вовсе кажется вызовом другим государствам, прежде всего входящим в СНГ. Но стоит ли накалять страсти, уподобляться известной вдове, которая сама себя высекла?
     Во-первых, мы не покушаемся на нормы международного права. По данным компетентных специалистов, в том или ином виде иностранцев разрешено принимать в армии Саудовской Аравии, ОАЭ, Индии, Великобритании, Франции, США и ряда других стран. Можно вспомнить и всем известный Иностранный легион во Франции, и недавнее подписание Джорджем Бушем акта о предоставлении американского гражданства родителям двоих солдат, погибших в Ираке. Те были выходцами из Коста-Рики, а их семьи проживали в Штатах на нелегальном положении. Американцы снова продемонстрировали, что весомей всего для них – национальные интересы. И тому, кто готов отстаивать их с оружием в руках, не пеняют на штамп в паспорте или разрез глаз.
     Во-вторых, ни при чем здесь и тезис о пресловутом наемничестве. 47-я статья Дополнительного протокола к Женевским конвенциям (от 12 августа 1949 года) объявляет наемниками только тех, кого вербуют специально для участия в вооруженных конфликтах на чужих территориях.
     В-третьих, далеко не все страны СНГ с настороженностью восприняли желание России «переманить» кадры в свою армию. Скажем, министр обороны Белоруссии генерал-полковник Леонид Мальцев заметил, что ничего предосудительного здесь нет. В конце концов российские Вооруженные Силы защищают и интересы партнеров по ОДКБ.
     
Приоритет - соотечественникам

     Между тем стоит напомнить, что президентские поправки нацелены не только на то, чтобы сполна укомплектовать личным составом части и соединения, переводимые на контрактную основу. Не надо забывать, что за пределами России остаются более 20 миллионов наших соотечественников. И если через несколько лет службы в Российской армии кто-то из них в упрощенном порядке сможет получить российское гражданство, это станет не только определенным поворотом в их судьбах, но и будет способствовать приращению нации добротным «человеческим материалом», которого сегодня у нас катастрофически не хватает.
     Появление законодательных поправок, думается, своевременно и вот с какой точки зрения. По опыту своей службы в ГРВЗ знаю, что в 90-е годы здесь возникла уникальная категория лиц, обладающих… двойным гражданством. В придачу к грузинскому или армянскому паспорту ушлые южные ребята, желающие служить в российских частях (где платят, по местным меркам, разумеется, вполне прилично), получали еще и российский военный билет или удостоверение личности. При этом демонстративного выхода из гражданства страны пребывания от них никто не требовал.
     Ладно, если бы такой возможностью пользовалось преимущественно русскоязычное население, для которого российские военные базы были спасительными островками в безудержном море «национального самоопределения». Кстати, по отзывам офицеров, такие люди были для них настоящей находкой. Например, русские духоборы, в середине XIX столетия бежавшие от царского режима (они преследовались за неподчинение властям и отказ от военной службы) в высокогорную Джавахетию (Грузия) и в конце века XX пришедшие на российскую военную базу, дислоцированную в Ахалкалаки, оказались отменными служаками.
     По этому пути здесь пошли не от хорошей жизни. В условиях острой нехватки личного состава надо было искать какой-то выход. И наши кадровики его нашли, воспользовавшись этнографической особенностью района, где компактно проживает духоборческая община. Но российская военная база не просто пополнилась русскоязычным контингентом, а получила людей надежных и работящих, сохранивших те основы истинно русского трудолюбия и добропорядочности, которые на протяжении последних десятилетий во многом были утрачены.
     Проблема, однако, в том, что какого-то особого приоритета при приеме на службу у наших соотечественников не было. Кадровую политику отдали на откуп обстоятельствам и должностным лицам. Как результат, этнический состав ГРВЗ стал настолько интернациональным, что в иных подразделениях зачастую общались между собой отнюдь не на «великом и могучем». А так называемые хлебные должности по традиции оказались заняты оборотистыми выходцами с Кавказа. Нередко гражданство оформлялось задним числом, чохом на всех, кто стоял в штате подразделений.
     Россия же вместе с предоставлением гражданства людям, зачастую далеким от ее национальных интересов, брала на себя колоссальное бремя по решению их социальных проблем. Ведь тем, кто, не покидая родных пенат, как «иностранец» получал за счет военного бюджета РФ полуторный оклад, имел выслугу лет из расчета один месяц за полтора, предстояло еще построить жилье где-нибудь в Ставрополе или Туле, обеспечить в дальнейшем военной пенсией и т.п.
     Между тем, повторяю, имелись факты, когда этнических славян или ребят из смешанных русско-грузинских или русско-армянских семей в ГРВЗ отказывались принимать на службу (в том числе срочную) по причине отсутствия у них российского гражданства. Не желая призываться в чуждые им по духу и самому укладу службы вооруженных сил государств Закавказья, они безуспешно доказывали свое желание служить России. Выросшие в русских традициях, окончившие русские школы, эти потомки советских инженеров и учителей, приехавших поднимать национальные окраины и брошенных на произвол судьбы, тщетно пытались пробить стену бюрократизма и равнодушия.
     Теперь такие возможности им будут предоставлены. Не особо рассчитывая на то, что «юридические» россияне ринутся служить в контрактную армию за 150 долларов в месяц, Москва решила прельстить этими нехитрыми деньгами граждан стран СНГ, мечтающих о получении российского подданства и перебивающихся в своей «эсэнговии» с хлеба на воду. Нет сомнений, что таковые найдутся. Но будет ли это достаточно качественный контингент? И по каким критериям его станут отбирать? Не получится ли так, что эти вопросы снова станут решаться исходя не из долгосрочных национальных интересов (состоящих в том числе в возвращении русских на свою этническую родину), а из необходимости укомплектовать на 100 процентов контрактные части и подразделения?
     Семь раз отмерь…
     Своеобразной гарантией от этого прежде всего будет то, что будущий контрактник должен свободно владеть русским языком. Предполагается, что иностранным гражданам будет разрешено служить только на должностях солдат и сержантов, а первый контракт они смогут заключить в возрасте от 18 до 30 лет (российские граждане - от 18 до 40) сроком на пять лет. Весь период службы соискатели российского подданства будут проживать в общежитиях при воинских частях. Оговаривается и то, что военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, участвуют в выполнении задач в условиях военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и законодательством РФ. Иными словами, никакого правового вакуума здесь не предвидится, хотя в чем-то пакет законодательных поправок наверняка будет усовершенствован парламентариями.
     Немаловажно и то, насколько предстоящие нововведения будут увязаны со словами Президента РФ из Послания Федеральному Собранию о том, что «нам нужна эффективная иммиграционная политика». Ведь мыслить надо как с перспективой, так и с оглядкой. Что касается тех же духоборов, то здесь сомнений нет. В вопросах приема на службу ратную они должны идти вне конкуренции. Не только потому, что это наши соотечественники, но и потому, что русские корни в таких общинах сохранились как нигде. Скорее в России утрачены какие-то традиции и обычаи, нежели в чужеземном Духоборье.
     Но будет ли тот или иной выходец из СНГ так же полезен нашей стране, или он придет послужить три года только для того, чтобы получить заветный штампик в документе (американцы не стесняются ставить вопрос именно в такой плоскости!)? Резон ли России брать ответственность за его судьбу, если судьбы миллионов – в таком же «подвешенном» состоянии?
     Вопросы непростые. Но отвечать на них придется, если мы хотим возродить русский дух в армии и всерьез модернизировать ее саму.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service