на главную страницу

28 Ноября 2003 года

Армия и общество

Пятница

Куда плывет вспомогательный флот?

Владимир ГУНДАРОВ, «Красная звезда».



     У плохой новости «длинные ноги». Из далекого Кейптауна, опережая само событие, пришла весть о продаже за долги среднего морского танкера «Аргунь», входящего в состав части судов обеспечения Тихоокеанского флота.
     «Реальная стоимость судна год назад была около 2,5 миллиона долларов», – сказал заместитель председателя Дальневосточной региональной организации профсоюза моряков Сергей Фешов в беседе с корреспондентом РТР-Вести.ру.
     Как сообщил «Известиям.ру» атташе Российского генерального консульства в Кейптауне Сергей Ванин, танкер продан на аукционе за 1,6 миллиона долларов. Имя покупателя не разглашается.
     Из этой суммы около миллиона пойдет на погашение долгов за стоянку в порту Кейптауна. Часть оставшихся средств – на выплату зарплаты членам экипажа. По подсчетам капитана танкера Игоря Строеглазова это примерно 135 тысяч долларов.
     История с танкером Тихоокеанского флота началась почти десять лет назад. Тогда командование ТОФ отдало танкер в аренду компании «Нейшнл Пасифик Лтд.», принадлежащей гражданину США Майклу Майзелу (бывшему гражданину СССР). Танкер передали сроком на семь лет с разрешением смены флага на «удобную» страну с правом выкупа. В 1999 году судно было арестовано за долги Майзела.
     После серии судебных разбирательств Тихоокеанскому флоту удалось вернуть права собственника. Но полученный урок, видимо, не пошел впрок. Не успели забыть об одной авантюре, как был вновь заключен договор о передаче танкера в аренду. На этот раз приятелю Майзела – Евгению Соколову, который возглавляет фирму «Ойл-Компакт». Нетрудно догадаться, как эта фирма распорядилась имуществом Тихоокеанского флота. Моряки, работая в Индийском океане, длительное время не получали зарплату. В конце концов танкер был арестован в порту Кейптауна.
     Тот, кто благословил очередную рискованную операцию сдачи судна в аренду, был хорошо осведомлен, в чьи руки оно попадет. Дело в том, что сотрудничество ТОФ с ООО «Ойл-Компакт» и его директором Евгением Соколовым началось в 1996 году при весьма странных обстоятельствах. Незадолго до того флот выступил поручителем при получении одной из дальневосточных фирм в Морбанке кредита в 50 тысяч долларов. Получив деньги, фирма «растворилась», а флот как поручитель оказался в должниках у Морбанка. Сумма долга с набежавшей пеней составила 70 тысяч долларов. Денег у флота, естественно, не было. Вот тогда и предложила флоту «разрулить» ситуацию дальневосточная фирма «Ойл-Компакт» с уставным капиталом в 7.500 рублей. Взамен «Ойл-Компакт» попросила дать на один рейс большой морской танкер (БМТ) «Владимир Колечицкий» для перевозки нефтепродуктов. Состоявшийся «ченч» был явно неравноценным: ведь долг составлял 70 тысяч долларов, а стоимость одного рейса БМТ «Владимир Колечицкий» к берегам Камчатки превышала 100 тысяч. Но, как говорится, дорога ложка к обеду. Вскоре на ООО «Ойл-Компакт» стали работать другие суда вспомогательного флота, как, например, танкер «Печенга».
     Денег за аренду Соколов не платил. Вместо этого он предъявлял флоту счета за ремонт судов ТОФ на иностранных верфях. А ТОФ отдавал Соколову все новые суда в аренду – в счет оплаты их ремонта. Причем счета за ремонт постоянно росли. Так, например, за ремонт танкера «Печенга» в порту Пусан Соколов предъявил счета на сумму более 600 тысяч долларов. Конечно, ремонт обошелся бы дешевле на заводах ВМФ в Приморье, которые в тот момент из-за отсутствия заказов оказались на грани банкротства. Но, как говорится, хозяин – барин. Впрочем, дело даже не в этом. Как выяснилось в ходе служебного расследования, 370 тысяч долларов из общей суммы, в которую обошелся ремонт, военное ведомство не должно было перечислять господину Соколову, так как это не являлось собственно затратами на судоремонт Тихоокеанского флота.
     Еще одна странная история финансовых отношений между флотом и фирмой «Ойл-Компакт» связана с последней продажей танкера «Иркут». Несмотря на запрет Госкомимущества заключать сделку о продаже танкера по цене металлолома – 240 тысяч долларов, танкер готовили к передаче фирме «Ойл-Компакт». И только после личного вмешательства Маршала Российской Федерации Игоря Сергеева, который в то время возглавлял Министерство обороны РФ, танкер «Иркут», исключенный приказом от 13 июля 1996 года из состава ТОФ, вернули флоту. Однако это лишь один из немногих примеров сохранения для ВМФ судов его вспомогательного флота. В списке же «небоевых потерь» Тихоокеанского флота, помимо танкера «Аргунь», находятся судно-док «Анадырь», танкер «Ахтуба», спасательный буксир СБ-408 постройки середины 80-х годов и самый современный морской буксир-спасатель «Фотий Крылов», а также другие суда вспомогательного флота. Все они либо плавают под чужим флагом, брошены, либо дела о возврате их Военно-морскому флоту России находятся в Арбитражном суде РФ.
     Куда же плывет вспомогательный флот ВМФ? «Что ищет он в стране далекой?..» По большому счету прав поэт: «Увы, он счастия не ищет /И не от счастия бежит».
     Проблема ремонта и содержания судов всегда стояла остро. В 90-е годы денег не хватало даже на ремонт боевых кораблей, а вспомогательный флот и подавно финансировался по остаточному принципу. Эта проблема коснулась не только Тихоокеанского флота. На заседании военного совета Северного флота 20 сентября текущего года начальник тыла Северного флота вице-адмирал Анатолий Баглаев отметил, что техническое состояние и ремонт судов обеспечения вспомогательного флота находятся на критически низком уровне. По словам Анатолия Владиславовича, с 2000 года по 2002-й за счет бюджета отремонтировано 11 судов, еще 6 судов – за счет внебюджетных средств.
     Иными словами, чтобы найти выход из критической ситуации, вспомогательный флот ВМФ пытается сам заработать деньги, в том числе сдавая в аренду свои суда. Но полученных средств явно недостаточно для поддержания технической готовности остающихся у флота судов. Более того, когда суда нужны флоту, они оказываются далеко от родных берегов. Например, аналогичный «Фотию Крылову» самый современный морской буксир Северного флота «Николай Чикер» – 1989 года постройки – сейчас плавает в южных морях под флагом другого государства. А ведь он просто незаменим для обеспечения боевой учебы на полигонах боевой подготовки атомных подводных лодок, так как только на этом судне есть действующий современный глубоководный комплекс спасательного оборудования. Когда пятнадцать лет назад за рубежом для ВМФ построили два буксира проекта 5757 «Фотий Крылов» и «Николай Чикер», подводники верили, что эти буксиры придут им на выручку в трудную минуту. Сейчас мы можем твердо сказать: «Не придут!»
     Бедственное финансовое положение вспомогательного флота толкает его руководителей искать источники небюджетного финансирования судоремонта. Но было бы, пожалуй, ошибкой списать все потери на, мягко говоря, не совсем удачный management. Школьник переведет это слово с английского на русский как «управление». Но чисто по-русски это звучит несколько иначе. Комментируя передачу танкера «Аргунь» в аренду фирме «Ойл-Компакт», заместитель прокурора военной прокуратуры Тихоокеанского флота Роман Колбанов сказал: «Кто-то из должностных лиц… имел от этого какую-то выгоду, потому что сдавать суда по таким низким фрахтовым ставкам просто невозможно». Впрочем, мнение военного юриста, похоже, осталось невостребованным. Кто знает, может быть, к нему еще предстоит прислушаться в ходе разбирательства обстоятельств этого дела. А пока оно осталось просто мнением, запись которого хранится в архиве РТР от 19 февраля этого года.
     
Наша справка

     Танкер вспомогательного флота ВМФ «Аргунь» – головное судно в серии из двух судов – был построен в 1982 году по заказу ВМФ.
     
Водоизмещение полное, т 8.913
Длина максимальная, м 115,5
Ширина, м 17
Скорость полного хода, узлов 14,4
Дальность плавания, миль 5.000
Экипаж, чел. 52
Грузоподъемность, т 5.263

     Оснащен радиолокационной станцией «Дон».


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service