на главную страницу

5 Декабря 2003 года

Армия и общество

Пятница

ИЗБИРАТЕЛЬ, ВАШ ВЫХОД!

Беседовала Виктория ЛЕБЕДЕВА, «Красная звезда»



Член Центральной избирательной комиссии Василий Волков в ЦИКе ответственен за соблюдение избирательных прав военнослужащих и членов их семей, сотрудников правоохранительных органов. За два дня до выборов депутатов Государственной Думы РФ наш корреспондент попросил Василия Петровича рассказать об организации голосования в воинских частях, дислоцированных на территории России и за ее пределами.

     
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

     Василий Петрович ВОЛКОВ родился 4 сентября 1947 года. Проходил службу на должностях члена Военного трибунала, начальника отдела военного законодательства Управления делами Министерства обороны РФ. В 1992—1996 гг. - постоянный представитель Главного командования Объединенных Вооруженных Сил СНГ при рабочей группе Совета глав государств и Совета глав правительств - начальник Управления межгосударственного политико-правового и военного сотрудничества. С 15 марта 1999 года - член Центральной избирательной комиссии РФ.
     - Василий Петрович, как можно прокомментировать ход предвыборной борьбы кандидатов за голоса избирателей? Как в новых условиях соблюдаются законодательные акты о проведении предвыборной агитации?
     - Агитация, пожалуй, самая острая и самая конфликтная стадия избирательного процесса. ЦИК, готовя эти выборы, провела значительную разъяснительную работу. Кроме того, мы внесли целый ряд изменений в закон о выборах. Конституционный суд Российской Федерации принял соответствующее решение по обращению ряда депутатов Думы и некоторых журналистов. Так что правовая база в плане агитации создана достаточно серьезная. И большинство кандидатов соблюдают законодательство.
     Но надо признать, что часть кандидатов или их доверенные лица допускали нарушения законодательства и даже норм морали. Все жалобы на нарушения правил агитации были рассмотрены. Мы в этот раз в состав рабочих групп включили достаточное количество представителей средств массовой информации, чего не было раньше. Это дает нам возможность посмотреть на проблему не только глазами организаторов выборов, но и глазами сотрудников СМИ. По сравнению с предыдущим циклом в этот раз у нас значительно меньшее количество обращений в суды и в избиркомы по поводу нарушения правил предвыборной агитации.
     - То есть вы хотите сказать, что по сравнению с кампанией 1999 года - «беспрецедентной войной компроматов и черного пиара» - нынешняя предвыборная борьба была более цивилизованной?
     - Да, можно сказать, не кривя душой, что выборы стали более цивилизованными. К сожалению, наблюдаются еще некоторые досадные исключения. Но это уже скорее недостатки просветительской деятельности, недостатки правового воспитания населения, в том числе и тех людей, кто идет во власть. Не все они умеют и хотят соблюдать закон.
     - В некоторых воинских частях, дислоцированных в труднодоступных районах или вне территории России, уже идет досрочное голосование. Является ли эта процедура уязвимым звеном избирательной системы?
     - Досрочное голосование в воинских частях связано с тем, что воинские коллективы несут и выполняют специфические задачи, они не всегда находятся в местах постоянной дислокации - уезжают в «горячую точку» или по другим причинам меняют место дислокации. В этих случаях закон разрешает проводить досрочное голосование. Хотелось бы, чтобы в связи с этой процедурой не допускались отступления от закона. Вообще институт досрочного голосования - это исключительный институт, это не должно быть нормой. Я думаю, что число проголосовавших досрочно, в том числе и военнослужащих, должно быть минимальным. Поскольку, как считают некоторые кандидаты, в этих случаях возможны какое-то нарушение закона, подтасовка результатов голосования, вброс бюллетеней. Но неправильно думать, что где досрочное голосование, там обязательно будет нарушение. Мы следим за этим, нам помогают средства массовой информации, наблюдатели.
     - Что вы можете сказать о результатах предыдущих избирательных кампаний: во время досрочного голосования регистрируется больше нарушений, чем во время основного?
     - На прошлых выборах по досрочному голосованию действительно были жалобы. Но на самом деле большая часть таких заявлений оказывалась не соответствующей действительности. Люди были просто озабочены тем, что могут быть нарушения. В любых случаях ЦИК реагирует на все жалобы, обращается в правоохранительные органы. Нам важно, чтобы выборы были легитимными, чтобы строго соблюдались требования закона. Ведь любое отступление от закона ведет к социальным потрясениям.
     В этом году жалоб по досрочному голосованию оказалось гораздо меньше. И это очень хороший показатель.
     - Василий Петрович, как смогут проголосовать наши «заграничные» воинские контингенты?
     - Как и все - на основании закона. Там есть некоторые отступления от общепринятого порядка, обусловленные тем, что обязательное голосование за пределами нашей территории организовать сложнее. Сказываются и отдаленность дислокации, и специфика решаемых задач. Кроме того затруднена связь, доставка избирательной документации. Порядок голосования примерно тот же, а вот формирование избирательных комиссий несколько отличается. Допускается в таких случаях применение досрочного голосования, изготовление бюллетеней с помощью собственных технических средств. На этот счет мы подготовили соответствующий документ, который разъясняет порядок голосования вне территории России. Я думаю, он стал большим подспорьем для тех комиссий, которые там работают.
     - Отдельные политтехнологи считают военнослужащих слабо защищенной частью избирателей в плане «подконтрольности и управляемости». Как вы, член ЦИКа, можете прокомментировать такое убеждение?
     - Я думаю, что эти люди отстали от жизни. Любой непредвзятый наблюдатель, проанализировав итоги голосования в частях, заметит, что наши военнослужащие голосуют примерно так же, как и все остальные граждане. Распределение голосов приблизительно одинаковое. Сейчас уже невозможно построить и скомандовать: голосовать за такого-то! Последние федеральные выборы показали, что этого нет. Люди в погонах голосуют так, как им подсказывает совесть, за тех, чью программу разделяют. Молодежь уже другая, она отличается от той, что была лет 7-10 назад. Если заставлять молодого человека голосовать за того или иного кандидата, то толку от этого не будет - зашел в кабинку и проголосовал так, как считаешь нужным.
     С другой стороны, любое насилие, подкуп избирателей или искажение результатов влекут за собой уголовную ответственность. Это запрещено законом. Поэтому я еще раз предостерегаю руководящий состав воинских частей от любого, даже малейшего давления на избирателей.
     - Будут ли задействованы международные наблюдатели на голосовании в воинских частях 7 декабря?
     - Не исключено. У нас аккредитовано около 800 иностранных наблюдателей и еще примерно 500 тысяч российских. Это даст возможность гарантировать соблюдение прав избирателей и закона. В том числе и в воинских частях. Наблюдателям разрешено присутствовать в местах для голосования в соответствии с общими требованиями к посещению избирательных участков.
     - Как проводилась агитация среди военнослужащих? Не получилось ли так, что избиратели в погонах будут голосовать «втемную»?
     - Нет, я думаю, что такого быть не может. В каждой воинской части есть телевизор, радио, газеты. Информации достаточно. А если кто-то из кандидатов желал непосредственно пообщаться с военным электоратом и провести агитационные мероприятия для военнослужащих, то он мог это сделать, но за пределами воинской части. При условии, что все другие кандидаты этого округа были об этом извещены. Поэтому вся предвыборная информация нашим военнослужащим была доступна.
     - Василий Петрович, на ваш взгляд, насколько высокой будет явка военнослужащих на избирательные участки на фоне пассивности части общества по отношению к выборам?
     - Как правило, 90 процентов военнослужащих приходят на избирательные участки. Это, пожалуй, самая дисциплинированная часть электората. И не потому, что кто-то заставляет идти голосовать. В воинских частях коллективы достаточно сплочены. Будем надеяться, что и на этот раз ребята не останутся в стороне.
     - Как вам кажется, будут ли в новой Думе представлены военнослужащие?
     - Конечно. В Думе должны быть обязательно представлены военнослужащие, которые будут защищать права и интересы людей в погонах. Хотя гражданские депутаты тоже могут это делать, но человек знающий, прошедший суровую мужскую школу службы в Вооруженных Силах, с большим основанием может говорить о проблемах армии. Сколько будет таких думцев, сказать сложно, но они там будут обязательно.
     - Что вызывает особую тревогу у членов ЦИКа в связи с предстоящим голосованием в воинских частях?
     -Да, действительно определенная тревога есть. Сопряжена она в первую очередь с голосованием военнослужащих в Чеченской Республике. Поскольку ситуация там неординарная, а ребята выполняют боевые задачи. Те, кто постоянно там дислоцирован, будут голосовать и по федеральному списку, и по одномандатному округу. Они будут избирать депутатов от Чеченской Республики в парламент страны. Те, кто временно командирован туда, голосуют только по федеральному округу. Это вызывает некоторые трудности для избиркомов.
     Другая наша забота - голосование военнослужащих за пределами территории России. В Грузии - это Абхазия и Южная Осетия плюс ряд других стран. Здесь мы надеемся на поддержку Минобороны, МИДа, других ведомств. Кроме того, на те избирательные участки могут прийти другие россияне, проживающие за пределами Родины.
     - Василий Петрович, что бы вы сказали нашим военнослужащим сейчас, за два дня до выборов?
     - Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - важнейшее политическое мероприятие за четыре года. Я обращаюсь к людям в погонах: пусть они подумают, за какую партию и какого кандидата им надо проголосовать. От того, кого мы изберем в парламент, зависит очень многое в нашей стране.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service