на главную страницу

6 Декабря 2003 года

Пульс планеты

Суббота

АРМЯНСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

ОЛЕГ ГОРУПАЙ, «Красная звезда»
(при содействии управления информации
правительства Республики Армении).



События в Грузии привлекли всеобщее внимание не только к этой стране, но и ко всему Закавказью. В этой связи наш корреспондент попросил премьер-министра Армении Андраника МАРГАРЯНА рассказать, чем сегодня живет республика.

     - В течение последних 12 лет Армения идет по пути строительства своей государственности. Чего за это время удалось достичь? Какой вы видите Армению через 15 – 20 лет?

     - Самое большое достижение, конечно, сама независимость. За 12 лет наше государство смогло сделать определенные шаги для установления равноправных взаимоотношений с народами и государствами всего мира, интеграции в мировую экономику, построения гражданского общества, создания правового государства, развития духовных и культурных связей. Результатом приложенных усилий стало формирование в стране демократических институтов, переход к свободной экономике, создание благоприятствующего этим процессам законодательного поля, совершенствование механизмов государственной власти и управления. Два года назад Армении удалось вступить в Совет Европы. Стали мы и членами Всемирной торговой организации (ВТО), что, конечно, обязывает нас продолжить поступательное движение в выбранном направлении.
     Какой я вижу Армению в недалеком будущем? Несомненно, мирной, созидательной, процветающей республикой с развитыми промышленным производством, сельским хозяйством, наукой и культурой, без бедняков и беженцев. Страной, находящейся в стабильном регионе, в дружной семье цивилизованных государств и народов. Это звучит как мечта. Но, как гласит народная мудрость, не мечтает только тот, кто ничего не делает для воплощения мечты в повседневную жизнь.

     - В прошлом году и в первой половине этого года в Армении зафиксирован стабильный экономический рост. Что обеспечивает поступательное движение страны вперед?

     - Основной движущей силой в обеспечении экономического роста Армении является сам армянский народ, отличающийся предприимчивостью и организованностью, интеллектуальным и творческим потенциалом. Способствует этому и эффективная экономическая реформа, проводимая правительством страны. Точное определение экономических приоритетов, создание благоприятствующих условий для внешних и внутренних инвестиций, борьба с коррупцией и теневой экономикой, усовершенствование системы государственного управления позволяют нам с уверенностью смотреть в будущее.

     - Долгосрочная программа экономического развития Армении предусматривает, что к 2015 году уровень развития страны должен соответствовать минимальным стандартам Евросоюза. За счет чего вы надеетесь достичь подобного результата?

     - Вы верно заметили, что, несмотря на стабильный экономический рост, у Армении есть еще много нереализованных проектов, осуществление которых заложено в долгосрочной программе развития страны. Одним из важнейших ее направлений является преодоление или уменьшение уровня бедности в нашем обществе. Могу сказать, что нами уже сделаны определенные шаги по разрешению этой проблемы. Недавно постановлением правительства была утверждена стратегическая программа преодоления бедности. Программа предусматривает кардинальные преобразования практически во всех сферах жизни страны, начиная с государственного управления, экономики и до здравоохранения, науки и т.д. Реализация программы намечена до 2015 года. А это значит, что она будет служить основой для дальнейшей деятельности как сегодняшнего, так и будущих правительств. Ее эффективное воплощение в жизнь, по моему мнению, приведет к ожидаемым результатам.

     - Передача в собственность России ряда промышленных объектов Армении была неоднозначно воспринята как у вас, так и у нас. Как вы считаете, это взаимовыгодный шаг?

     - Да, я уверен в этом. После подписания соответствующих документов были разные высказывания как в России, так и в Армении. И это нормально – они отражают убеждения и точки зрения разных политических сил, являются свидетельством свободы мнений. Но на высшем уровне, со стороны политического руководства наших стран, всегда звучал утвердительный ответ на этот вопрос. Я уверен, что дальнейшее развитие наших взаимоотношений в данной области станет убедительным подтверждением этому.

     - Армения и Россия – стратегические партнеры. Как вы оцениваете уровень нашего сотрудничества на современном этапе и каким видите его перспективу?

     - Степень и глубина взаимоотношений Армении с Россией как вчера, так и сегодня диктуются не только экономическими факторами, но и интересами коллективной безопасности. События, происходившие на Южном Кавказе в последнем десятилетии, показали, что Россия продолжает оставаться одним из гарантов безопасности в регионе в целом, что является важнейшим фактором укрепления нашей национальной безопасности. Этим обусловлено и более тесное военное сотрудничество наших стран. На территории Армении дислоцируется 102-я российская военная база, российские и армянские пограничники совместно охраняют рубежи республики, у нас объединенная система ПВО.
     Хотел бы особо отметить, что уровень сотрудничества между нашими странами в военно-политической и военно-технической областях вышел на новый этап – этап стратегического партнерства. Это еще раз было подчеркнуто в ходе визита в Армению министра обороны России Сергея Иванова и на недавней встрече президентов наших стран. Для такого партнерства создана необходимая правовая база. Армения подписала с Россией более сорока двусторонних договоров и соглашений, каких не имеет ни с одним другим государством и которые охватывают все аспекты и направления военного сотрудничества. Использование одинаковых стандартов в вооруженных силах, а также не противоречащие друг другу подходы в решении политических вопросов создают большие возможности для расширения и военного сотрудничества.
     Одним из важнейших аспектов такого сотрудничества является обучение и подготовка кадров для вооруженных сил Армении в военно-учебных заведениях России. На данный момент в Российской Федерации проходят обучение более 600 слушателей военных академий, различных курсов повышения квалификации и курсантов военных институтов.
     Руководствуясь положениями Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Армения и Российской Федерацией от 29 августа 1997 года и Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года, подписано Соглашение по вопросам совместного планирования применения войск в интересах обеспечения взаимной безопасности. Это соглашение является правовой основой создания на территории Армении объединенной армяно-российской группировки войск. Однако, несмотря на все достижения, думаю, что пока рано говорить о каком-либо достигнутом пределе во взаимоотношениях в данной области. Нашим вооруженным силам предстоит еще многое сделать на пути повышения обороноспособности.
     Необходимо также отметить, что наше стратегическое партнерство с Россией абсолютно не мешает установлению и развитию двусторонних и многосторонних связей с остальными государствами СНГ и другими странами. Армения является участницей Договора о коллективной безопасности, а также принимает определенное участие в осуществляемой странами -членами НАТО программе «Партнерство ради мира».
     Это стало возможным именно благодаря новым реалиям современного мира, благодаря меняющимся отношениям России и Запада.

     - Расходы на оборону в Армении в этом году составили около 79 млн. долларов. В следующем году запланировано существенное их увеличение. Видимо, вооруженные силы Армении выходят на новый этап своего развития?

     - Сумма 79 млн. долларов является завышенной. Расходы на оборону из госбюджета в 2003 году спланированы в размере 41,124 млрд. драмов, что составляет около 71 млн. долларов. Что касается суммы расходов на 2004 год, то бюджет Республики Армения находится в стадии обсуждения и еще не рассматривался на заседании правительства. Говоря об этапах строительства вооруженных сил, должен отметить, что этап их становления закончен, и Армения имеет состоявшуюся армию, способную обеспечить защиту своего государства и народа.

     - Военно-промышленный комплекс Армении не стоит на месте. Об этом можно было судить по прошедшей сравнительно недавно выставке образцов военной техники и вооружения, поставляемых промышленностью в войска. Что сегодня собой представляет ВПК Армении, каков его потенциал?

     - Должен отметить, что ВПК в том понимании, которое мы придавали ему раньше, то есть в виде специализированных предприятий оборонного значения, ныне в Армении не существует. Но, естественно, наше государство, уделяя особое внимание обеспечению безопасности и обороны, размещает заказы для нужд вооруженных сил в первую очередь на собственных предприятиях. В бывшем ВПК СССР некоторые предприятия Армении занимали особое место и продолжают сегодня тесно сотрудничать с партнерами в рамках межгосударственных соглашений.
     По направлениям, на которых предприятия ВПК Армении традиционно были на передовых позициях (приборостроение, микроэлектроника, электротехника, вычислительная техника, программирование и т. д.), потребности армии удовлетворяются собственными силами. Вы видели на выставке образцы вооружения и военной техники, как вновь разработанные, так и модернизированные. Они созданы с учетом мобилизационных потребностей, имеют оборонительное назначение и изготовлены небольшими партиями.
     Говоря о ВПК, нельзя не упомянуть о кадрах. Они у нас в основном сохранены. Связи потребитель – заказчик – исполнитель с институтами военного контроля качества также сохранены и работают. Уверен, что достижения нашего молодого ВПК еще впереди.

     - Вас называют самым устойчивым премьер-министром за всю современную историю Армении. Как вам удается поддерживать баланс между различными политическими силами в стране и при этом не топтаться на месте, а уверенно продвигаться вперед?

     - Трудный вопрос. Наверное, главная причина – в скоординированной работе. Нам удалось поддержать некий баланс между тремя основными ветвями власти: президентом, Национальным собранием и правительством. В тяжелые для страны годы, взяв на себя полную ответственность за исполнительную власть, мне и моим товарищам по Республиканской партии удалось наладить работу и внутри правительства – повысить исполнительскую дисциплину, внедрить механизм годовой отчетности министерств и ведомств, обеспечить гласность в своей деятельности. Я доволен также сотрудничеством со всеми политическими силами, которые дали мне возможность успешно работать все эти годы. И еще – это был первый случай в республике, когда в этом году в результате прошедших выборов в Национальное собрание премьер-министр был назначен с согласия представленных в нем политических партий. В итоге удалось сохранить политическую стабильность, что позволило правительству и мне, как премьеру, продолжить уже начатую работу, уделяя больше внимания решению насущных задач, связанных с развитием хозяйства, восстановлением зоны бедствий (зоны землетрясения 1988 года), постепенным улучшением условий жизни для наших граждан.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service