на главную страницу

6 Декабря 2003 года

Все о льготах и правах

Суббота

Лекарство от безысходности

Максим КИРИЧЕНКО.



     По данным управления социального обеспечения ГлавФЭУ Министерства обороны, в России сейчас живут более 12 тысяч бывших военнослужащих, ставших инвалидами в ходе антитеррористических операций в Таджикистане, Дагестане, Чечне. Как вы думаете, много ли среди инвалидов военной службы людей социально востребованных, сумевших найти свое место в мирной жизни? Многие ли из них могут устроиться на приличную работу, прокормить себя и свои семьи, обеспечить им достойное существование? Ответ очевиден: такие, скорее, счастливое исключение.
     Недавно вопрос о мерах, принимаемых федеральными и региональными органами исполнительной власти по переподготовке и трудоустройству инвалидов военной службы, обсуждался на заседании рабочей группы Российского организационного комитета «Победа». На заседании, в частности, указывалось, что в рамках поручения Президента Российской Федерации Минобороны подготовило пилотную программу по переподготовке и последующему трудоустройству лиц, получивших увечья в ходе проведения контртеррористической операции на территории Северного Кавказа.
     Мера эта, надо сказать, очень своевременная, ведь до сих пор в нашей стране нет каких-либо официальных разработок в этой области, отсутствует и координация на межведомственном уровне. Несмотря на то, что еще в июне 2000 года был принят совместный приказ Минтруда и Минобороны о взаимодействии по вопросам профессиональной ориентации и подписан приказ министра труда о содействии занятости населения, в том числе граждан, уволенных с военной службы, решать вопросы переобучения и трудоустройства военных инвалидов, составления обязательных по закону индивидуальных программ реабилитации, организации специальных рабочих мест чиновники Минтруда не торопятся.
     А почему?! Это тем более непонятно, если учесть, что исследования, проведенные тем же Министерством труда и социального развития по итогам 2002 года, показывают, что 76 процентов семейного бюджета инвалидов военной службы идет на поддержание минимальных условий жизнедеятельности. Они не могут интегрироваться в общество и жить полноценной жизнью. Часть инвалидов военной службы от безысходности попадает в алкогольную или наркотическую зависимость, совершает асоциальные поступки и заканчивает свою жизнь преждевременно.
     Совершенно очевидно, что одна из главных причин этой безысходности - невозможность реализовать себя. Даже профессиональные навыки, которые могли бы пригодиться после службы в армии, в силу определенных физических ограничений иногда становятся просто бесполезными. Необходимо упомянуть еще и о глубокой психологической травме, неизбежно остающейся после тяжелого ранения. Последствие травмы - ощущение брошенности, ненужности - та самая безысходность.
     И тут возникает вопрос о возможности совмещения медицинской реабилитации и профессиональной адаптации. По мнению заместителя начальника Главного военного клинического госпиталя имени Н.Н. Бурденко по воспитательной работе полковника медицинской службы Сергея Злобина, начинать этот процесс необходимо еще на стадии пребывания раненого солдата или офицера в госпитале. Именно тогда, когда человек привыкает к ограниченным возможностям своего тела, когда формируется новая модель социального поведения. Важно не упустить момент.
     Впервые о совмещении процесса реабилитации с профессиональным обучением заговорили семь лет назад. Проблема эта сложная и неоднозначная. Сложная потому, что никакой законодательной базы для ее решения в нашей стране нет, следовательно, все методики обучения такой специфической категории людей, как раненые в госпиталях, являются пока чистым экспериментом. Неоднозначность же проблемы заключается в том, что раненые и инвалиды - не тот контингент, на котором можно ставить эксперименты. Нет никакой гарантии, что неотработанная методика вместо пользы не нанесет раненой психике непоправимый вред. Еще в 1997 году на территории ГКВГ начала работать Учебно-реабилитационная академия Вооруженных Сил и правоохранительных органов Российской Федерации. Позже филиалы академии были открыты в Центральном военном клиническом госпитале имени А.А. Вишневского и в Главном клиническом военном госпитале ФПС в Голицыно. По словам ректора академии профессора Николая Ботолова, слушатели академии - это раненые, проходящие курс лечения в госпиталях, военнослужащие, увольняемые в запас, члены их семей. Казалось бы, сразу после госпиталя можно стать социально востребованным, нужным обществу человеком. Но тут возникает ряд нюансов. Сам профессор Ботолов отмечает, что образовательный уровень слушателей академии крайне неоднороден: были случаи, когда солдаты, принятые в академию, не владели даже чтением. Неудивительно, что в компьютерных классах, оборудованных академией в госпиталях, повышают квалификацию врачи и медсестры этих лечебных учреждений. Как показала недавняя проверка Министерства обороны, из 105 человек, переподготовленных академией на базе ГВКГ им. Н.Н. Бурденко, находившихся на излечении раненых – только 15. Кроме того, академия еще не прошла аккредитацию, следовательно, она не имеет права выдавать выпускникам дипломы государственного образца, а без такового, как известно, устроиться на работу крайне сложно. Во-вторых, курс обучения в академии рассчитан на полгода - далеко не каждый раненый находится на лечении в одном госпитале так долго, а ездить на занятия из другого госпиталя и тем более из другого города для этих людей - задача непосильная. Как в таком случае быть им после выписки из госпиталя?
     Разумной альтернативой представляется хорошо продуманная и разработанная программа дистанционного обучения после окончания курса лечения. Очевидно, что такая программа должна быть централизованной. Возможно, заинтересованные солидные столичные вузы, имеющие сеть филиалов в самых отдаленных городах, смогли бы справиться с задачей, с которой в силу различных причин не могут справиться региональные центры переподготовки. Вот еще одна цитата из отчета Минтруда: «Потенциал региональных служб занятости остается не полностью реализованным. Как правило, службы занятости имеют несколько отработанных схем контактов с ограниченным количеством центров переподготовки. Эти центры не всегда имеют специализированные программы для подготовки и переподготовки инвалидов».
     Свой подход предлагает Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил. Здесь совместно с Московским университетом экономики, статистики и информатики разрабатывается проект программы дистанционного обучения инвалидов военной службы. МЭСИ - известное и уважаемое учебное заведение, имеющее филиалы во многих городах России. Разумеется, обучение в филиале известного, хорошо зарекомендовавшего себя учебного заведения дает инвалиду военной службы возможность получить специальность, востребованную на рынке труда, и, что самое главное, устроиться затем на действительно интересную работу. Но столичные вузы имеют филиалы в основном в крупных городах - районных центрах, а как быть инвалидам, живущим в маленьких городках и деревнях? В идеале каждого из них необходимо обеспечить компьютером, подключенным к Интернету, с помощью которого можно было бы связываться с теми же филиалами вузов. Конечно, в нынешних экономических условиях сделать это непросто.
     Тем не менее проблема профессиональной адаптации военных инвалидов должна быть решена как можно раньше. Эти люди имеют право получать нужные и интересные профессии, работать и достойно зарабатывать, а не влачить жалкое существование на пенсию по инвалидности.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service