на главную страницу

9 Декабря 2003 года

НА ЗЛОБУ ДНЯ

Вторник

На заработки — шагом марш!

Зачем командиры отправляют солдат на «шабашку»?

Полковник юстиции Сергей ДЕВЯТОВ.
Полковник Александр БУГАЙ, «Красная звезда».



В военной прокуратуре Самарского гарнизона, обеспокоенные тем, что в последнее время участились случаи незаконного привлечения военнослужащих-призывников к различным хозяйственным работам на предприятиях города, решили глубже исследовать эту проблему. В адрес начальников РОВД Самары было направлено письмо с предложением организовать более тесное взаимодействие для выявления подобных фактов. Через СМИ сотрудники военной прокуратуры гарнизона обратились к жителям города с просьбой сообщать о случаях незаконной эксплуатации солдат срочной службы...

     Вскоре была получена первая анонимная информация, в которой сообщалось, что какой-то прапорщик приводит солдат на строительство дачного кирпичного дворца в престижном районе Самары. В ходе сквозной прокурорской проверки было подтверждено, что такой факт имел место. Вырученные за работу стройматериалы на общую сумму 10.360 рублей, которые были оприходованы уже в ходе прокурорской проверки, старший прапорщик В. Первой доставил в расположение своего подразделения. После рассмотрения всех обстоятельств было принято юридическое решение об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления. Но старшему прапорщику вынесли прокурорское предостережение.
     Что толкнуло его на нарушение закона, регламентирующего привлечение военнослужащих к выполнению хозяйственных работ? Ответ банален. Потребовалось отремонтировать казарму, а денег на эти цели в казне части не оказалось. Вот и решил он использовать старый испытанный способ добывания средств, который широко использовался еще во времена существования Советской Армии – заработать строительные материалы на стороне с помощью солдатских рук.
     Стартовавшее в середине 90-х реформирование Российской армии потребовало передислокации многих воинских частей, что было связано с их обустройством на новом месте. А это, как ни крути, требовало солидных финансовых и материальных затрат. Средств же государство выделяло, мягко говоря, недостаточно. Вот и приходилось отцам-командирам «крутиться», выходя за рамки закона, чтобы не для себя - для общего дела обзавестись кирпичом, цементом, краской, мелом и т.д.
     Не меньших материальных затрат требовала боевая подготовка, на которую в то время выделялись мизерные средства. К примеру, попадание штатного танкового выстрела в цель зачастую в щепки разносит каркас мишени. Обучение личного состава вождению боевых машин приводило и сегодня приводит к разрушению искусственно сооруженных препятствий, которые также требуют восстановления. А для этого опять-таки требуются металл, фанера, доски… Где их было взять командирам и начальникам, ответственным за организацию боевой учебы, в условиях хронического недофинансирования армии?
     Об этом не принято было говорить, но в 90-е годы солдаты в ущерб боевой подготовке «пахали» на государственных и коммерческих предприятиях, чтобы обеспечить элементарную жизнедеятельность войск. В наши дни ситуация изменилась. Государство стало выделять гораздо больше средств на боевую подготовку и обеспечение быта личного состава. Но, несмотря на это, практика проведения незаконных хозработ с привлечением военнослужащих по призыву себя не изжила. Более того, она не редкость, хотя в частях и подразделениях афишировать ее не любят. Случается, что на незаконные «заработки» солдаты направляются с негласного «благословения» командиров воинских частей и более высоких армейских начальников.
     В том, что практика эта порочна, что она подрывает авторитет армии и развращает людей в погонах, сомневаться не приходится. 24 ноября по центральным телеканалам был показан сюжет о незаконном привлечении военнослужащих гвардейского мотострелкового полка постоянной готовности в той же Самаре для работы в коммерческой организации. Рабочая группа Главкомата Сухопутных войск, прибывшая в штаб 2-й общевойсковой армии, установила, что факт, о котором рассказало телевидение, подтвердился.
     Впрочем, вскрытию «язвы» способствовали не журналисты, а тесное сотрудничество военной прокуратуры Самарского гарнизона с органами ФСБ, которые и выяснили, что военнослужащие-призывники работали в ООО «Картон-Пак».
     Повторимся: недостаточное выделение средств на организацию боевой учебы и обеспечение достойных бытовых условий личного состава вследствие чего командиры шли и, к сожалению, сегодня идут на зарабатывание денег и стройматериалов руками подчиненных, безусловно, развращает их. Возьмем того же командира батальона майора А. Гунара, который отправлял подчиненных на «Картон-Пак». Как ни крути, но делал он это исключительно из личной заинтересованности. Гунар – комбат опытный, в должности более двух с половиной лет. Он хорошо знал, от кого и как скрывать свою не соответствующую законодательству деятельность. В частности, пользуясь бесконтрольностью со стороны штаба полка, комбат снимал с довольствия отсутствовавших в подразделении военнослужащих и проводил их по учету как проходящих лечение в клиниках Самарского военного медицинского института.
     Сегодня он мотивирует это необходимостью покрыть возникшую в его батальоне недостачу. Мол, в ротах разбили унитазы, было утрачено несколько радиостанций...
     Действительно ли офицер, отправляя подчиненных на заработки в фирму знакомого коммерсанта, действовал, как он утверждает, в интересах службы? Или заработанные деньги ушли в его карман? Ответы на эти вопросы теперь даст суд. Однако настораживает уже тот факт, что для решения возникших материальных проблем он преступил закон.
     Есть у этого дела еще одна сторона. В ходе расследования военнослужащие, трудившиеся в ООО «Картон-Пак», пояснили, что боевой подготовкой во время «приработков» они не занимались. В результате за весь период службы солдаты так и не приобрели необходимых боевых навыков. Рядовой Е. Гольцов, к примеру, рассказал, что только один раз стрелял из личного оружия и не знает, справится ли еще раз с выполнением упражнения. Рядовой А. Селянин стрелял из автомата дважды и тоже владеет им неуверенно. Низко оценили свои способности в стрельбе из личного оружия помощники гранатометчика рядовые А. Паньшин и А. Исламов, старший наводчик И. Роон. А ведь все они, подчеркнем, служат в мотострелковом полку постоянной готовности. Впрочем, как и подчиненные старшего прапорщика В. Первой, которые вместо того, чтобы заниматься боевой подготовкой, не покладая рук трудились у богатенького дяди, чтоб заработать денежек на ремонт собственной казармы.
     Следует отдать должное начальнику Самарского гарнизона – командующему общевойсковым объединением генерал-лейтенанту Алексею Вербицкому, издавшему соответствующий приказ, где дана строгая оценка происшедшему. Ряд должностных лиц получил взыскания, а майор А. Гунар был отстранен от исполнения служебных обязанностей. В приказе проанализированы причины, которые способствовали правонарушению. Были выработаны меры, которые должны воспрепятствовать повторению подобного в будущем. Среди них - категорический запрет на привлечение личного состава к выполнению работ, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, организация и проведение ежедневных внезапных проверок наличия личного состава в подчиненных частях силами должностных лиц управления армии. Приказ предписывает принимать самые жесткие меры к командирам и начальникам, выделяющим личный состав для «заработка» финансовых и материальных средств.
     Дабы у читателя не создалось впечатление, что в армии склонны терпимо относиться к злоупотреблениям подобного рода, расскажем еще одну историю. 3 апреля этого года в военную прокуратуру Самарского гарнизона обратился рядовой А. Цветков. Он просил оградить его от незаконных действий командира роты, потребовавшего от него… убыть из расположения части и заработать деньги деятельностью, никак не связанной с несением армейской службы. Этот вопиющий факт требовал немедленного реагирования. Вскоре сотрудники военной прокуратуры уже беседовали со старшим лейтенантом Р. Комарницким. Потребовалось немного времени, чтобы выяснить логику и последовательность новоявленного «бизнесмена» в погонах.
     В середине августа 2002 года командир роты вызвал в канцелярию рядовых А. Цветкова и А. Легонькова. Разговор шел почти дружеский, и закончился он для солдат неожиданным предложением: а не хотели бы они, забыв тяготы армейской службы, отправиться домой, в Самару? Этот вопрос, по мнению офицера, был вполне решаем, но при одном условии – за возможность проходить службу под крышей собственного дома Цветков и Легоньков должны были ежемесячно выплачивать ему 4.000 рублей. Предложение было заманчивым, но ребята от него отказались. Они понимали, что такие деньги без опыта и образования в Самаре не заработать, а вот юридические последствия в случае согласия для них могут быть плачевными. Тогда ротный, чтобы сделать подчиненных более сговорчивыми, просто избил их – несильно, но оскорбительно. Но и после этого точку зрения подчиненных на предпринимательскую деятельность он не изменил.
     В сентябре старший лейтенант Комарницкий вновь, угрожая мордобоем, потребовал от рядового Цветкова оставить часть и серьезно заняться заработком денег для командира. Солдату ничего не оставалось, как выполнить требование офицера. 27 октября 2002 года Цветков вернулся в подразделение и доложил Комарницкому, что денег заработать не смог. Это настолько разозлило командира, что он несколько раз ударил солдата ногами, обутыми в тапочки.
     Вы думаете, Комарницкий на этом успокоился? Ничего подобного! Цветков вновь отправляется в Самару на заработки, но на этот раз родители подсказали ему, что разрешить возникшую проблему поможет военная прокуратура…
     14 августа с.г. Самарским гарнизонным военным судом старший лейтенант Р. Комарницкий был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных законодательством, и осужден на два года лишения свободы с содержанием в исправительной колонии общего режима без конфискации имущества. Его лишили воинского звания старший лейтенант и права занимать командные должности и заниматься руководящей деятельностью сроком на 3 года.
     Какая участь ждет майора Гунара? Подождем решения суда…


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service