на главную страницу

10 Декабря 2003 года

Армия сегодня

Среда

Знание закона – требование времени




     Вооруженные Силы России могут эффективно реформироваться и развиваться тогда, когда каждый военнослужащий твердо знает законы и абсолютно уверен в том, что они будут применяться в полном объеме всеми должностными лицами. В связи с этим, по уже сложившейся традиции, в канун Дня Конституции мы предоставляем слово заместителю Генерального прокурора РФ – Главному военному прокурору генерал-полковнику юстиции Александру Савенкову.

     Накануне 10-й годовщины принятия Конституции Российской Федерации хотел бы еще раз напомнить, что, согласно статье 6 основного закона нашей страны, каждый гражданин обладает всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией. Граждане России обязаны знать и исполнять требования Конституции Российской Федерации и других законов. Государство же, со своей стороны, должно утверждать правопорядок и, если хотите, «навязывать» правовые знания гражданам.
     Прежде всего это касается такой важнейшей сферы, как обеспечение национальной безопасности, защита государства, функционирование его военной составляющей – вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов.

     Может возникнуть вопрос, почему именно прокуратура поднимает тему правового воспитания граждан? Дело в том, что обязанность прокурора не только пресечь правонарушение, восстановить нарушенные права, привлечь к ответственности виновных, но и вскрыть причины и условия, способствовавшие нарушению закона, принять исчерпывающие меры к их устранению.

     Не секрет, что за последние десять лет социальный портрет тех, кто приходит на военную службу, существенно изменился. Отмечаются пацифистские настроения, ухудшение физического и психического здоровья. Однако не менее опасно снижение образовательного уровня молодых людей и отсутствие у них твердых правовых знаний. Именно последнее обстоятельство подчас способствует распространенности правонарушений в армейской среде.

     Для нейтрализации воздействия этих негативных факторов представляется необходимым на федеральном уровне разработать программу правовой просветительской деятельности для всех граждан Российской Федерации и системы государственно-правового образования для военнослужащих и работников госаппарата.

     Правовая подготовка к службе в армии должна начинаться со школьной скамьи. Это будет способствовать не только целям просвещения, но и воспитанию важного для будущего воина чувства патриотизма. Одной из возможных форм этой работы, заслуживающей поддержки, является восстановление обязательной начальной военной подготовки в школах и средних профессиональных учебных заведениях. Практические шаги в этом направлении уже сделаны (в октябре сего года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении приняты изменения к Закону Российской Федерации «Об образовании», отменяющие факультативный характер преподавания начальной военной подготовки в образовательных учреждениях). С первых лет учебы каждый молодой человек должен начать изучение Конституции России и иметь твердые знания о государственной символике – гербе, гимне, флаге нашей Родины, государственном устройстве.

     Деятельность органов военного управления, штабов, военных комиссариатов, проводимая в тесном взаимодействии с местными администрациями, органами образования и культуры, должна быть ориентирована на формирование правосознания граждан, с тем чтобы лица, поступающие на военную службу, были подготовлены к прохождению этой службы в правовом отношении – твердо знали свои права и обязанности.

     Высокий боевой дух и убежденность военнослужащих в важности ратного труда вдруг и сразу не возникают. Эти качества возникают в семье, а затем поощряются и совершенствуется многими институтами государства, общественными организациями, средствами массовой информации. На это дело государства, заботящиеся о своей национальной безопасности, не жалеют ни материальных, ни интеллектуальных ресурсов.

     Повышению правовой грамотности граждан в период прохождения военной службы будет способствовать законодательное закрепление обучения военнослужащих юридическим знаниям в ходе специальной и командирской подготовки (например, в рамках разрабатываемого проекта федерального закона «О военном строительстве»), а также существенного расширения объема и улучшения качества преподавания курсантам и офицерам – слушателям военных академий педагогических и юридических дисциплин, психологии. Аналогичные изменения должны претерпеть и программы подготовки офицеров в гражданских вузах.

     На мой взгляд, правовое обучение и воспитание граждан – задача исключительно государственная, она должна рассматриваться как одна из основ государственной идеологии. Ведь не секрет, если существуют пробелы в каких-либо областях государственной деятельности, роль государства в них замещают различные фонды и другие организации, зачастую пропагандирующие отнюдь не те принципы и идеи, которые декларируются действующим законодательством.

     Необходимо отметить, что в последнее время наблюдается определенная активизация работы по правовому воспитанию в войсках. Начало ей было положено на совместном совещании руководителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства обороны, которое прошло 14 декабря 2002 года в стенах Главной военной прокуратуры. Позитивную роль сыграла и реализация военными прокурорами положений приказа ГВП № 255 от 17 сентября 2003 года, в соответствии с которым, по существу, была возобновлена ранее существовавшая и, на мой взгляд, незаслуженно забытая работа военных прокуроров по правовому воспитанию военнослужащих. В период 2002 – 2003 годов военными прокурорами было проведено почти 35 тысяч мероприятий по правовому информированию. Показательно здесь не то, что возросло количество лекций и бесед, проведенных прокурорами в войсках. Важно другое – военнослужащие чаще стали обращаться за защитой своих прав к военным прокурорам. Чтобы эта помощь со стороны прокуратуры была максимально оперативной, мы возродили практику участия военных прокуроров во всех масштабных учениях, сбор-походах, проводимых командованием в отрыве от мест постоянной дислокации.

     Насущность активного и наступательного правового воспитания отчетливо понимают руководители министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба. Минувший месяц был посвящен подведению итогов в большинстве из них. На всех итоговых совещаниях значительное место было уделено вопросам обеспечения правопорядка, укреплению режима законности в войсках.

     А необходимость самого серьезного внимания к проблеме правового обучения и прежде всего командиров всех уровней очевидна. Не секрет, что не только незнание законов, но и неправильное их применение теми, кому по долгу службы вверены судьбы людей, напрямую ведет к тому, что они порой теряют веру в справедливость, что не способствует эффективности функционирования государственного механизма.

     По результатам проведенных в текущем году прокурорских проверок выявлено свыше 25 тыс. нарушений законов, в том числе порядка 1,5 тыс. незаконных правовых актов. Восстановлены нарушенные права свыше 100 тыс. военнослужащих, членов их семей и других граждан. По инициативе прокуроров за допущенные нарушения прав и свобод человека более 5 тыс. воинских должностных лиц привлечены к установленной законом ответственности.

     Отсутствие твердых правовых знаний приводит и к тому, что подчас некоторыми командирами в связи с каким-либо юридическим фактом закон нарушается несколько раз. Достаточно привести данные по результатам рассмотрения судебных исков только по одной проблеме – выплате так называемых «боевых». Сначала командирами принимается зачастую небесспорное с правовой точки зрения решение об отказе в выплате денег, что фактически доводит дело до рассмотрения его в суде. Однако в ходе судебного заседания в условиях состязательности сторон это решение командиром не отстаивается. В 70% случаев по этим делам представители командования в военные суды просто не являлись и практически ни одно состоявшееся судебное решение не обжаловали, а затем вновь вставали на путь нарушения закона, уклоняясь от его исполнения.

     Впрочем, не только незнание, но и пренебрежение требованиями закона чревато серьезными последствиями. Порой люди, облеченные властью, начинают руководствоваться в своих действиях не правовыми нормами, а некоей «целесообразностью», либо надеждой на «авось».

     Халатность – вот одна из серьезнейших угроз наших дней. Статья 293 Уголовного кодекса РФ трактует это понятие, как «неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей». Расследуя различные преступления, совершенные военнослужащими, военные прокуроры помимо лиц непосредственно в них виновных, в каждом случае устанавливают по одному – два, а порой и более должностных лиц, которые способствовали совершению преступлений.

     Халатность командиров и начальников – это настоящая брешь в системе обеспечения безопасности государства и граждан, основная причина большинства трагедий последнего времени и поле деятельности для террористов. Именно безответственность и халатность – то слабое звено, которое ищут и без особого труда находят те, кто наносит наибольший урон государству.

     Халатное исполнение своих служебных обязанностей, игнорирование требований директивных документов и непринятие мер по обеспечению безопасности полетов в районе аэродрома Ханкала, повлекшее поражение участниками незаконных вооружённых формирований вертолёта МИ-26 и гибель 127 человек стало основанием осуждения командира отдельного вертолётного полка подполковник А. Кудякова. Такие же обстоятельства способствовавшие разрушению Моздокского госпиталя и гибели пятидесяти человек, положены в основу обвинительного приговора в отношении подполковника медицинской службы А. Аракеляна.

     Не менее опасна халатность должностных лиц, отвечающих за безопасность эксплуатации боевой техники, вооружения. Проведенные в последнее время военной прокуратурой расследования причин катастроф авиационной техники, кораблей ВМФ, наглядно свидетельствуют о том, что в подавляющем большинстве случаев они находятся в непосредственной связи с так называемым «человеческим фактором». То есть, гибель людей, огромный материальный ущерб, как правило, является следствием нарушений различных инструкций, наставлений, других нормативных документов, сознательно допущенных воинскими должностными лицами.

     Следственная практика последних лет свидетельствует и о том, что порой за халатностью должностных лиц скрывается ни что иное, как взяточничество. Если в советское время взятки, как правило, давали за дефицитный товар, машину, квартиру, то сегодня корыстолюбивые «чиновники в погонах» в интересах взяткодателя не выполняют своих прямых обязанностей, а потом на следствии говорят – «извините, не досмотрел, подчиненные подвели». Со всей очевидностью военные прокуроры, командование, органы военной контрразведки должны поставить надежный заслон этому негативному процессу, устанавливать в каждом подобном случае истинные мотивы действий того или иного должностного лица и обосновывать свою позицию в суде.

     Есть и еще одно распространенное явление – бездействие командира, выполняющего функции органа дознания. Ведь, что порой происходит. Командир видит, что в части совершено преступление. В соответствии с законом он должен употребить, предоставленную ему уголовно-процессуальным законом власть, пресечь преступные действия подчиненного. Из соображений мнимого личного благополучия или, как он думает, «интересов службы», таких мер не принимает. Мало того, что преступник остается безнаказанным, но и другие военнослужащие теряют веру в государство и власть. Не случайно военная прокуратура самым решительным образом борется с фактами сокрытия преступлений командованием. Только за этот год их выявлено несколько сотен. Все виновные должностные лица привлечены к строгой дисциплинарной ответственности. В этом году уже 6 командиров, скрывших преступления подчиненных, привлечены к уголовной ответственности, в том числе 3 уголовных дела в настоящее время направлены для рассмотрения в военные суды, предварительное следствие по остальным делам находится в стадии завершения. От этой практики мы не намерены отступать и в дальнейшем.

     Каждый командир, начальник, вне зависимости от занимаемой им должности, должен понимать, что он является частью огромного государственного механизма. И оттого как он сам соблюдает положения Конституции Российской Федерации, требования других законов, как добивается этого же от своих подчиненных, зависит не только состояние законности и правопорядка в отдельно взятом воинском коллективе, но и твердость правовых устоев в Вооруженных Силах Российской Федерации.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service