В сообщениях об авиационных происшествиях и катастрофах для них, специалистов поисково-спасательной и парашютно-десантной службы (ПС и ПДС), как правило, не находится места. Они спускаются с небес. Делают свое дело и улетают, забрав людей, нуждавшихся в их помощи. Военные летчики называют их пэдээсниками, спасенные – «ангелами неба».
Хроника беды
Экипаж в составе командира отряда майора Андрея Еремина и штурмана отряда майора Олега Гутыркина выполнял ознакомительный полет на МиГ-31 после ремонта.
В 14.52 истребитель оторвался от взлетной полосы. На шестой минуте полета загорелось табло «Пожар правого двигателя». Экипаж делал все возможное для спасения машины. К пожару добавился отказ общей гидросистемы. На высоте 150 метров и скорости 350 километров в час руководитель полетов дал команду на покидание самолета…
Из журнала поисково-спасательных работ.
15.00 Команда оперативному дежурному аэр. Торжок о приведении в готовность № 1 к взлету экипажа ПСС.
15.03 Команда диспетчеру аэр. Тамбов на взлет Ан-12.
15.05 Команда оперативному дежурному аэр. Вязьма о приведении в готовность № 1 экипажа ПСС.
Команда «взлет» внезапно застает
Надежность военной авиации определяют и средства спасения. Пусть они самые надежные, однако от несчастного случая никто не застрахован. Встречу с матушкой Землей не всегда можно назвать радушной. Вынужденная посадка или катапультирование – не повод к самоуспокоению. Да и про стресс после аварийного покидания самолета забывать не стоит. Экипажу нужна помощь, и мы приходим при первой необходимости.
В документах все расписано подробно, рассчитано с точностью до минуты. Жизнь вносит изменения, не поддающиеся учету.
У каждого из экипажа поисково-спасательного вертолета - свое место старта. Команду всем передают по телефону. Звучит она несколько необычно. Словами не объяснить, здесь восприятие на уровне подсознания. Секунды и минуты начинают выигрывать до взлета. Значит, ножками по траве и бетону аэродрома – с максимальной скоростью. Отдышаться можно позже, когда ждешь команду на взлет или выходишь в район поиска. Сегодня спасаешь ты, а завтра помощь может понадобиться тебе.
Командир экипажа майор Щербак уточнил у диспетчера задачу. Последовал лаконичный приказ: «Взлет! Координаты центра района поиска…»
Маршрут полета летчик-штурман старший лейтенант Рустам Майданов проложил одной прямой линией. На подготовку не минуты, а секунды ушли.
Сергей Щербак и бортовой техник майор Плетнев понимают друг друга с полуслова, с одного взгляда. Опыта у них предостаточно, работают с точностью часового механизма, отсчитывающего секунды от запуска до взлета. Как ни суетись, а правила простые: «Поспешай не спеша» или «Лучше на старте задержаться, чем на поиске беззубым оказаться».
Из журнала поисково-спасательных работ.
15.10. Торжок. В готовности № 1 вертолет Ми-8. Команда «На взлет».
15.13. Вязьма. В готовности № 1 вертолет Ми-8.
15.28. Взлет Ми-8 с Торжка на Ржев.
15.32. Взлет Ан-12 с Тамбова на Ржев.
Поиск
Спасатели в грузовой кабине сидят в ожидании. Зачем загадывать, что да как? У фельдшера-спасателя старшего прапорщика Петра Федоренко работа профильная – оказать первую медицинскую помощь. На происходящее смотрит философски. Страшнее смерти ничего не будет. Прилетим, увидим. Все решим на месте.
Открылась дверь пилотской кабины. Игорь Плетнев приказал готовиться к десантированию. Про местность в точке катапультирования ничего не известно, может, там сплошной лес. Начальник склада ПДС, спасатель старший прапорщик Сергей Кочан надел подвесную систему. У него за плечами более трехсот прыжков. Для оказания помощи готов действовать в любых условиях. Шлемофон подсоединил к системе связи вертолета, слушает радиообмен.
Переживаем за Рустама. Он в таком вылете участвует впервые. Парень немного нервничает, только бы в ступор не вошел. Знаете, бывает такое в полете. Летчик на занятиях все объясняет, на вопросы отвечает правильно. Приходит время практики, а все знания улетучились из головы.
Когда учат и рассказывают «старики», все воспринимаешь отвлеченно. «Рубашку спасателя» на себя не примеряют, ее на тебя жизнь надевает. Молодец штурман: быстро втянулся в работу. Над картой и с оборудованием в кабине «колдует», на старших внимательно поглядывает. Оно и правильно. Все запомнить надо, практика дорого стоит. Спасибо командиру и бортовому. Они своей работой уверенность вселяют. Все один в один, как на лекциях.
Погода солнышком не балует. Облака клубятся над винтами вертолета. Видимость не дальше двух километров. Пару раз попадаем под дождь. Внимательно вглядываемся через водяную пелену, неожиданности сейчас ни к чему. По спине командира наверняка струится пот, но молчит он, вида не подает. Руководит экипажем, варианты в уме просчитывает.
Уточняем обстоятельства аварии. Приказ на катапультирование прозвучал при заходе истребителя на посадку. Командир вертолета вносит поправку в курс полета. Следуем на дальнюю приводную радиостанцию Ржева. Если не включатся аварийные станции экипажа истребителя, будем вести поиск в посадочном створе.
На удалении километров тридцати от района поиска «золотая» стрелка поискового радиокомпаса показала нужное направление. Облака, как по заказу, растянуло, солнышко светит.
Среди нескольких дымов у подлеска выделяется бело-сизый столб. Проходим северную окраину деревеньки. Упавшая машина пробороздила огороды параллельно цепочке домов. Два десятка метров влево – забот и хлопот всем надолго бы хватило.
Вышли к месту аварии. Обломки самолета. Куски фюзеляжа, шасси. В деревенском огороде дымящиеся кили истребителя тушит пожарная машина. Вторая несется по деревне к месту аварии. Если ошиблись и придется летчиков из кабины доставать, то это надолго.
Рыжие купола парашютов. Радиокомпас показывает точно на них. Видим летчиков. Они размахивают руками, привлекая наше внимание. С сердца сразу камень упал. Идем на посадку.
«Ласточка» коснулась колесами земли. Игорь Плетнев стоит перед кабиной вертолета, осматривает состояние грунта. Не забыл про дождик. Сядет вертолет на пузо в грязь – проблем не оберешься.
Из журнала поисково-спасательных работ.
15.48. Экипаж Ми-8. Щербак доложил о работе «Комара».
15.50. Экипаж Ми-8. Щербак доложил об обнаружении места падения самолета.
15.54. Экипаж Ми-8. Посадка на месте приземления экипажа МиГ-31, деревня Мартьяново.
Проза жизни
Забираем «именинников»: погостили, пора и честь знать. Фельдшер осматривает экипаж. Травм и жалоб нет. Все события оценивают адекватно. Конечно, под впечатлением от аварии, но нервы в узде держат.
Летчиков - на борт. Имущество – на носилки, и следом за ними. Здесь одна тонкость есть. Парашюты, уложенные на носилки, лучше «Комарами» придавить. Не углядишь за куполами парашютов - их вмиг намотает на вертолетный винт. Придется самим помощи ждать. Сделали все правильно. Дальше на Ржев пошли. Командование уточняет состояние здоровья летчиков и последствия аварии.
Летчики-истребители рассказали нам об окончании своего полета. Приказ на катапультирование выполнить можно по-разному. Майор Андрей Еремин в разрывах облаков увидел землю. Через мгновение бревенчатые домики деревеньки «нарисовались на остеклении кабины так, что резинкой не сотрешь». Доли секунды на осмысление происходящего. Майор Олег Гутыркин высоту подсказывает, а сам решение командира ждет. На сантиметры, на градусы отвернули машину вправо. Они потом в десятки метров превратились. Не на эмоциях, а на внутреннем чутье все сделали. В последнее мгновение «на чистый воздух вышли».
…Прилетели на аэродром Ржева. К вертолету бегут люди. Наших пассажиров местные доктора под руки увели. В душе затрепетало. Поймите правильно – мы сделали свою работу как надо. Про гордость не знаю, а удовлетворение от сделанного огромное.
Вернулись домой. Объяснительные, рапорта, доклады писали и переписывали часа два. Как говорят шутники: «Мало подвиг совершить. Подвиг надо объяснить».
Из журнала поисково-спасательных работ.
16.14. Ржев. Ми-8 произвел посадку на аэродром. Самочувствие экипажа МиГ-31 удовлетворительное. На земле ущерба нет.
16.15. Дал команду на возврат. Ан-12 на аэр. Тамбов, Ми-8 на аэр. Вязьма в исходное состояние.
16.20. Доклад о проделанной работе.
Журналисты обзванивали МЧС, прокуратуру и многие другие учреждения. После сообщения о спасении экипажа истребителя и отсутствии жертв на земле они прекратили поиски новой информации.
... О спасателях так никто и не вспомнил. Доброе слово о военных у многих изданий не в чести. Вот если бы скандальчик хотя бы районного масштаба разгорелся!
Три экипажа и несколько командных пунктов, сделав свое дело, стали «невидимками». Они продолжают дежурить вместе со своими товарищами и находятся в постоянной готовности прийти на помощь.