на главную страницу

11 Декабря 2003 года

Российское оружие

Четверг

ПЕРМСКИЙ ПРОРЫВ

Создается холдинговая компания авиадвигателестроения

Александр МАНУШКИН, «Красная звезда».



     В июле нынешнего года предприятия оборонно-промышленного комплекса Перми посетил вице-премьер РФ Сергей Алешин. В августе там же побывал премьер-министр Михаил Касьянов, а 31 октября Пермь принимала Президента РФ Владимира Путина. Чем же вызвано столь пристальное внимание руководства страны к этому региону?
     Дело в том, что пермские предприятия Росавиакосмоса и финансово-промышленная группа «Гута» уже на протяжении полугода формируют холдинг «Пермский моторостроительный комплекс». Ожидается, что к середине 2004 года он будет создан. Естественно, процесс этот непростой. По оценке некоторых экспертов, для того чтобы холдинги нормально функционировали, надо принять около 20 федеральных законов.
     Но, как показывает практика, предприятия ОПК уже не хотят пребывать в вечном прозябании. Они и так за минувшие 10 — 15 лет экономического безвременья не только утратили значительную часть квалифицированных специалистов - инженеров, конструкторов, ученых, но и потеряли время на техническое и технологическое развитие. В результате им все труднее и труднее становится конкурировать на мировых рынках вооружений и другой продукции.
     Как следствие, ОКБ, НИИ, серийные заводы уже сами ищут пути объединения, консолидации финансовых, производственно-технических, научно-технологических и иных ресурсов, оптимизируют систему управления, маркетинга и менеджмента. Примером такого подхода к делу и стало формирование на базе пермского «куста», или, как говорят его создатели, пермской «площадки», будущего холдинга.
     Уже создана управляющая компания (УК) «Пермский моторостроительный комплекс». Ее руководители — генеральный директор компании Александр Иноземцев, председатель совета директоров, президент группы «Гута» Артем Кузнецов и финансовый консультант проекта — президент «Гута Банка» Сергей Абрамов — провели пресс-конференцию, на которой рассказали о ходе формирования холдинга «Пермский моторостроительный комплекс», о его перспективах в создании новой техники.
     
Наша справка.

     Группа «Гута» - одна из крупнейших в России финансово-промышленных групп, интересы которой распространяются на такие сферы, как инвестиционная и банковская деятельность, страхование, двигателестроение, лесопереработка, производство текстильной продукции, кондитерское производство, туризм, медицина и спорт. Образованная почти 15 лет назад, на заре становления национальной рыночной экономики, группа «Гута» сегодня представляет собой мощную корпорацию, отличающуюся обширной географией бизнеса, агрессивной стратегией развития, выбирающую в качестве приоритетных долгосрочные, перспективные проекты как в России и странах СНГ, так и в дальнем зарубежье. «Гута» объединяет свыше 100 предприятий и видов бизнеса, играющих существенную роль в различных секторах российской экономики. Суммарные активы группы составляют свыше 2,26 млрд. долларов. Общий доход по компаниям группы за 1-е полугодие текущего года составил 3,85 млрд. долларов. Численность сотрудников, занятых на предприятиях группы, составляет более 50 тысяч человек. Многие ее промышленные комплексы являются градообразующими. Предприятия группы «Гута» производят более 1 процента всего внутреннего валового продукта страны.
     Александр Иноземцев – генеральный директор УК «Пермский моторостроительный комплекс»:
     - В состав «Пермского моторостроительного комплекса» входят ОАО «Авиадвигатель», «Пермский моторный завод», предприятия «Протон-ПМ», «Редуктор-ПМ» и еще ряд предприятий – всего двенадцать. Если говорить об авиационном направлении пермской «площадки», то следует отметить, что это многопрофильная производственная структура, которая сложилась на базе когда-то существовавшего огромного объединения под названием «Пермские моторы».
     Авиадвигатели ПС-90А, которые мы производим, — единственные в России двигатели четвертого поколения, самолеты с которыми соответствуют всем европейским стандартам. Ими оснащены авиалайнеры Ту-204, Ту-214, Ил-96 и военно-транспортные самолеты Ил-76МД-90, Ил-76МФ. Основные заказчики – ВВС, «Аэрофлот», правительственная авиакомпания «Россия». О надежности двигателя ПС-90А говорит тот факт, что они устанавливаются на самолете Президента РФ.
     Второе важное направление - производство на предприятии «Редуктор-ПМ» редукторов и трансмиссий для вертолетов. Это производство уникальное, во всем мире существует лишь несколько фирм, способных производить такую продукцию. Предприятие делает крупнейший в мире редуктор для тяжелого вертолета Ми-26, не имеющий аналогов в мире. Новейшими разработками завода являются редукторы и трансмиссии для модернизации военных вертолетов, а также для перспективной боевой винтокрылой машины Ми-28 «Ночной охотник» и легкого вертолета «Ансат».
     Еще одним направлением работы нашего объединения стало производство ракетных двигателей на заводе «Протон-ПМ» для первых ступеней РН тяжелого класса «Протон», которые зарекомендовали себя одними из самых надежных в мире. Эта ракета, общее количество запусков которой превысило 300, обеспечивает вывод на орбиту около 80 процентов федеральных и 100 процентов коммерческих спутников. РН «Протон» в России является универсальным и единственным средством доставки в космос тяжелых грузов.
     Наши предприятия производят продукцию на сумму около 300 млн. долларов в год. 40 процентов из этого объема – межкооперационные связи, то есть производство комплектующих по взаимным поставкам деталей друг для друга. Конечно, комплекс с такой глубокой интеграцией в условиях жесткой конкуренции не сможет долго существовать разобщенным. Поэтому процесс, который возглавила группа «Гута», придя к нам, исключительно важный для сохранения и развития производства.
     Путь, который мы выбрали и реализуем, тоже оригинален. Никто в России пока еще в сходном с нами бизнесе не шел по нему. Мы, не дожидаясь окончания чисто бюрократических процедур объединения активов, которые занимают много месяцев, создали управляющую компанию для немедленного объединения менеджмента. Это сделано для того, чтобы уже начиная с бизнес-плана 2004 года все ключевые вопросы функционирования предприятий будущего холдинга управлялись из единого центра. На сегодня все ключевые менеджеры пермской «площадки» - технические и финансовые директора предприятий – являются сотрудниками управляющей компании.
     Наше производство связано с оборонными технологиями, большинство предприятий режимные, а два из них – «Редуктор» и «Протон» — особорежимные. Поэтому объединительные мероприятия не могут проводиться без согласия правительства и государства. Весь процесс создания холдинга контролируется высшими должностными лицами. И побывавший у нас 31 октября Президент РФ Владимир Путин внимательно изучил ситуацию на месте. Он одобрил все, что мы делаем, начиная от продукции, которую предприятия разрабатывают и производят, и кончая идеей создания компании холдингового типа.
     Предполагается, что в создаваемой компании государство оставляет за собой блокирующий пакет акционерного капитала (25 процентов плюс 1 акция). Федеральные власти не будут брать ответственность за производство и бизнес, они должны управлять только ключевыми стратегическими государственными вопросами. Для этого достаточно блокирующего пакета акций. Вторым рычагом управления является государственное лицензирование нашей деятельности.
     Артем Кузнецов – председатель совета директоров УК «Пермский моторостроительный комплекс»:
     - Этим проектом мы занимаемся в течение последнего полугода. Вся работа проводилась совместно с правительством, где мы консультировались по многим вопросам и получили полное одобрение своим начинаниям. В 2004 году планируется завершить второй этап организационной работы созданием холдинговой компании «Пермский моторостроительный комплекс», когда будут объединены активы группы «Гута» и государства.
     Эта процедура позволяет нам более успешно консолидировать финансовые потоки, привлекать инвестиции и управлять процессом разработки, производства и сбыта продукции оборонного и гражданского назначения. Созданная на первом этапе управляющая компания будет заниматься снижением себестоимости продукции, оптимизацией управления и другими вопросами.
     Одним из перспективных направлений нашей работы стали разработка и производство газотурбинных электростанций на базе авиадвигателей. Этот рынок еще не освоен в России, и мы оцениваем его в 5–8 млрд. долларов до 2010 года. Малая энергетика востребована газовиками, нефтяниками, отдаленными поселками в Сибири и на Крайнем Севере. Такие электроустановки могут использоваться и средними, крупными предприятиями для оптимизации расходов на электроэнергию. У нас есть целый продуктовый ряд электроустановок от 2,5 до 25 и в некоторых комбинациях до 50 киловатт. Это достаточно широкий ассортимент продукции, который мы оцениваем как суперперспективный.
     Очень серьезную работу ведем и с «Газпромом», у которого уже около 2 тысяч наших газоперекачивающих станций, созданных на базе авиадвигателей. Каждая такая установка стоит 1,5 и более млн. долларов. Все эксплуатируемые установки после выработки ресурса (в среднем через 20 лет) нуждаются в плановой реконструкции. Добавим к этому новые газопроводы, которые строятся и будут создаваться. Здесь тоже большое поле для нашей деятельности.
     Сергей Абрамов – финансовый консультант проекта – президент «Гута Банка»:
     - В настоящее время комплекс «Пермские моторы» - это предприятия, объединенные в единую технологическую и производственную цепочку. Научный и промышленный потенциал компаний комплекса ставит его в ряд самых мощных и современных объединений двигателестроения.
     Группа «Гута» будет отвечать за финансовое состояние компании «Пермский моторостроительный комплекс», искать и находить инвесторов, консолидировать капитал для перспективных проектов. Разрабатывается и программа лизинга.
     Группа «Гута» планирует проинвестировать в проект свыше 70 млн. долларов в течение трех лет, «Гута-Банк» станет финансовым консультантом проекта. Инвестиции группы «Гута» будут направлены на модернизацию оборудования, разработку новых технологий и ряд других программ.
     От редакции. Ныне в России насчитывается более 1,5 тысячи оборонных предприятий. Часть из них до сих пор находится в глубочайшем кризисе, другая, подобно «Пермским моторам», за счет диверсификации производства, объединения менеджмента, консолидации научно-технического и финансового капиталов выходит на передовые позиции в промышленном развитии, успешно завоевывает внутренний и международный рынки. Несомненно, что опыт реформирования пермских предприятий Росавиакосмоса будет использован и востребован в процессе реструктуризации «оборонки».
     
«На примере «Пермских моторов» видны реальные возможности отечественного авиапрома в современных условиях».
     Владимир Путин.
     Пермь. 31 октября 2003 г.
     

     
На снимке: сборка авиадвигателей ПС-90А в цехе «Пермского моторного завода».



Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service